Для того чтобы лучше понять тему куфра, для начала вспомним основные тезисы относительно имана.
Иман — это убеждения, слова и дела, которые держат человека в рамках Ислама и приближают его к Аллаху.
Существует два вида имана:
- Основной иман, наличие которого является обязательным условием входа в Рай и отсутствие которого обрекает человека на вечные муки Ада
- Ответвления имана, ещё больше приближающие человека к Аллаху, однако отсутствие которых является неполноценностью веры, не аннулируя её полностью
Иман человека может увеличиваться при послушании Аллаху и уменьшаться при Его ослушании, в соответствии с чем мусульманин займет разные степени перед Господом в Судный День.
Но может ли человек, после того как он приобрел иман и стал мусульманином, аннулировать свою веру полностью и стать обитателем Огня навечно?
Ответ такой: да, может. В качестве примера приведем аят:
لَا تَعْتَذِرُوا قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ
«Не извиняйтесь. Вы стали неверующими [кафирами] после того, как приобрели иман» (9:66)
Из этих Слов Аллаха становится очевидно, что такая ситуация вполне возможна, а раз так, то каждому мусульманину надлежит отнестись к этому вопросу максимально серьезно, ведь Господь Миров сказал про кафиров:
وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«А если кто из вас отступит от своей религии и умрет кафиром, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217)
Мусульманин может потерять свой иман в тех случаях, когда он совершает куфр.
С точки зрения арабского языка, слово — كفر — означает «сокрытие, отрицание, неблагодарность».
Определение куфра:
Куфр — это такие убеждения, дела или слова, которые ставят человека вне рамок Ислама, аннулируя его основной иман.
Назвать какое либо высказывание, убеждение или действие куфром может только Господь Миров. В этом вопросе иджтихад неуместен.
Ознакомиться со всеми видами куфра жизненно необходимо каждому мусульманину! Только тщательно изучив и поняв эту тему, мусульманин сможет обходить куфр стороной и тем самым обезопасить себя от утраты самого ценного, что у него есть — имана.
В последующих публикациях мы разберëм более подробно каждый из видов куфра:
- Куфр отрицания (инкар)
- Куфр отвержения (джухуд)
- Куфр сомнения (шакк)
- Куфр высокомерного отрицания (такзиб)
- Куфр любви к тому, что противоречит Откровению
- Куфр ненависти к Откровению
- Куфр отсутствия ненависти к ослушанию Аллаха
- Куфр противоречия Исламу
- Куфр возражения Исламу
- Куфр вражды с Исламом и любви ко врагам Аллаха
- Куфр отворачивания от Ислама
- Куфр оскорбления Ислама
- Куфр насмешек над Исламом
- Куфр убийства пророка
- Куфр вражды со сподвижниками пророка
- Куфр колдовства (сихр)
- Куфр лицемерия (нифак)
- Куфр замены хукма Аллаха
- Куфр ложного толкования и искажения религии
- Куфр возведения лжи на Аллаха или Его посланника
- Куфр сознательного сокрытия чего-либо из религии Ислам (икитман)
- Куфр подтасовки в религии (тальбис)
- Куфр нововведения и таклида в религии
- Куфр обвинения мусульманина в неверии (такфир мусульманина)
- Куфр оставления намаза
- Все виды большого ширка
Большой и малый куфр
В Коране и Сунне встречаются ситуации, когда Аллах или Его посланник ﷺ называют какой-либо поступок куфром, однако из других аятов или хадисов становится ясно, что он (этот поступок) не аннулирует иман человека полностью.
Такие поступки являются большими грехами, которые в терминологии ученых называются малым куфром.
К таким грехам относятся:
- убийство мусульманина
- сношение в задний проход
- приписывание себя не к своему отцу
- чрезмерное причитание по покойному
- клятва не Аллахом
- неблагодарность жены к мужу
И некоторые другие тяжкие грехи.
Называя эти грехи куфром, Аллах тем самым подчеркивает их тяжесть. Подобный подход представляет собой чрезмерную угрозу, которая нужна для того, чтобы люди обратили на неё внимание и не приближались к таким грехам.
Большим куфром в терминологии ученых называется настоящий куфр, который полностью аннулирует иман человека.
Как же узнать, является ли поступок, названный в аяте или хадисе куфром, грехом (то есть малым куфром) или же это большой куфр, выводящий из Ислама?
Для этого нужно использовать следующую методологию: поступок, названный Аллахом или Его посланником ﷺ куфром, мы должны воспринимать как настоящий куфр, который полностью аннулирует иман человека, до тех пор, пока не найдем указаний в Коране или Сунне на обратное (то есть на то, что этот поступок всё-таки не аннулирует иман полностью).
Иными словами, чтобы назвать поступок, который Аллах определил как куфр — малым куфром, нам нужен дополнительный довод из Корана и Сунны. Если же такого дополнительного довода нет, то это означает, что поступок является большим куфром, который аннулирует иман.
Приведем пример малого куфра. В известном хадисе посланника Аллаха ﷺ говорит:
لاَ تَرْجِعُوا بَعْدِى كُفَّارًا يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ
«Не становитесь после меня кафирами, которые рубят друг другу головы!» (аль-Бухари 121, Муслим 65, Ибн Маджах 3942, Ибн Хиббан 5940).
Исходя из внешнего смысла, может показаться, что преднамеренное убийство мусульманина является куфром, который аннулирует иман. Однако Аллах говорит в Коране:
وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (49:9)
Мы видим, как в этом аяте Аллах называет обе воюющих группы верующими, а не кафирами. Соответственно, мы понимаем, что убийство мусульманина не аннулировало иман сражающихся мусульман.
Таким образом становится понятно, что упомянутый выше хадис пророка указывает на то, что преднамеренное убийство мусульманина является малым куфром — то есть одним из самых тяжких грехов, который однако не аннулирует иман совершившего такое убийство полностью.
Подобные дополнительные доказательства имеют и остальные большие грехи, которые Аллах или Его посланник назвали куфром, однако которые не аннулируют иман. Все они являются куфром малым.