Куфр обвинения мусульманина в неверии (такфир мусульманина)

Куфр обвинения мусульманина в неверии (такфир мусульманина)

Мы уже говорили ранее, что куфр — это такие убеждения, дела или слова, которые полностью аннулируют иман человека и ставят его вне рамок Ислама.

Определение такфира:

Такфир — это обвинение человека в совершении куфра, подразумевающее полную потерю имана и его выход из Ислама.

Сделать такфир — означает назвать кого-то кафиром.

Обычно под такфиром подразумевают две вещи:

  • Обобщенный такфир, при котором какое-то деяние называется куфром, а его совершающие — кафирами
  • Личностный такфир, при котором хукм кафира опускается на конкретного человека

В качестве примера можно привести аяты:

وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ ​ۚ قُلْ أَبِٱللَّهِ وَءَايَٰتِهِۦ وَرَسُولِهِۦ كُنتُمْ تَسْتَهْزِءُونَ

لَا تَعْتَذِرُواْ قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَٰنِكُمْ 

«Если ты спросишь их, они непременно скажут: «Мы лишь несли чепуху и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь! Вы стали неверующими (кафирами) после того, как уверовали»» (9:65-66)

Если мы скажем: «Оскорбление Аллаха является куфром, а тот, кто оскорбит Аллаха — потеряет иман и станет кафиром», — то это будет обобщенным такфиром.

Если же мы узнаем, что какой-то конкретный человек оскорбил Аллаха и назовем лично его по этой причине кафиром, то это будет такфир личностный.

На самом деле, обобщенный такфир является лишь разъяснением хукма Аллаха и не является настоящим такфиром (обвинением в неверии).

Настоящим такфиром является именно личностный такфир.

В свою очередь, личностный такфир делится на два вида в зависимости от того, кто описывается хукмом кафира:

  • Такфир человека, который не относит себя к Исламу (христиане, иудеи, атеисты, буддисты, кришнаиты и так далее)
  • Такфир человека, который относит себя к Исламу и называется мусульманином

В первом случае, личностный такфир любого, кто не относит себя к Исламу и не называет себя мусульманином, является обязательным (фард). Это так, потому что Господь Миров сказал в Кур’ане:

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ ٱلْإِسْلَٰمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ

«От того, кто ищет другую религию, помимо Ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет одним из потерпевших убыток» (3:85)

Поэтому мы с уверенностью можем (и должны!) утверждать, что каждый человек, который сам не относит себя к Исламу — является кафиром, не может обладать иманом и после смерти его ожидает вечный Ад. Говоря это, мы лишь подтверждаем упомянутый выше аят.

Что касается второго случая, то личностный такфир человека, называющего себя мусульманином и относящего себя к Исламу, в основе является недозволенным!

Аллах сказал в Кур’ане:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا ضَرَبْتُمْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ فَتَبَيَّنُواْ وَلَا تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَىٰٓ إِلَيْكُمُ ٱلسَّلَٰمَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا فَعِندَ ٱللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ ​ۚ كَذَٰلِكَ كُنتُم مِّن قَبْلُ فَمَنَّ ٱللَّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُوٓاْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

«О вы, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты — неверующий!», — стремясь обрести тленные блага ближней жизни, ведь у Аллаха богатая добыча. Такими вы были раньше, но Аллах оказал вам милость, так удостоверяйтесь же. Поистине, Аллах ведает то, что вы совершаете» (4:94)

Ибн ‘Аббас в отношении этого аята сказал:

حَرَّمَ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَنْ يَقُولُوا لِمَنْ يَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلا اللَّهُ لَسْتَ مُؤْمِناً، كَمَا حَرَّمَ عَلَيْهِمُ الْمَيْتَةَ

«Всевышний Аллах запретил верующим говорить тому, кто свидетельствует «ля иля илля-Ллах»: «Ты — неверующий!», — так же, как запретил им мертвечину!» (Ибн Аби Хатим 5829).

Также уместно привести известный хадис, который передал Усама бин Зайд:

«(В своё время) посланник Аллаха ﷺ отправил нас в Хуракат, и мы напали на (мушриков) утром и разбили их. Вместе с одним из ансаров я преследовал одного из (этих людей), когда же мы приблизились к нему вплотную, он закричал: «Ля иляха илля-Ллах!» (Услышав его слова,) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанёс ему удар своим копьём и убил его.

После того как мы вернулись обратно, об этом стало известно пророку ﷺ и он спросил:

يَا أُسَامَةُ ، أَقَتَلْتَهُ بَعْدَ مَا قَالَ : لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал «Ля иляха илля-Ллах»?!»

Я воскликнул: «(Но ведь он сказал это, только) желая спастись!», — однако (пророк) не переставал задавать (этот вопрос) до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял Ислам раньше, чем (дожил до) этого дня!» (Бухари 4269).

Вынесение личностного такфира человеку, который относит себя к Исламу, возможно лишь при соблюдении ряда обязательных условий и не является обязательным.

Так, например, оставление намаза является куфром, а поэтому мы можем сказать в общем, что тот кто оставил намаз — кафир. Мы говорим это, подтверждая известный хадис посланника Аллаха ﷺ. Вместе с этим, огульное обвинение в неверии всякого, кто оставит молитву — является запретным деянием.

Важно понять: читая религиозную литературу, мы часто встречаем высказывания ученых: «Кто сделал то-то — тот кафир», однако эти слова являются обобщенным такфиром, то есть лишь объяснением положения в религии, и ни в коем случае не побуждают каждого мусульманина выносить личностный такфир каждому человеку, который совершит одно из деяний куфра.

Куфр и такфир — это разные вещи, и не каждому, кто совершит куфр, обязательно делается такфир!

Относительно такфира, как и во многих других вопросах Ислама, существуют две крайности:

  • С одной стороны, мурджииты считают, что большой куфр возможен только в убеждениях, а поэтому они не выносят личностный такфир ни за одно из дел. Если кто-то вынес кому-то личностный такфир, мурджииты непременно называют такого человека такфиристом
  • С другой стороны, такфиристы ошибочно полагают, что все условия и препятствия для личностного такфира придумали мурджииты, поэтому на них не нужно обращать внимание, но обязательно выносить личностный такфир каждому человеку, который совершит куфр. Любого, кто останавливается в такфире человека, относящего себя к Исламу, такфиристы считают мурджиитом

Между этими двумя крайностями находится ахлю Сунна, представители которой считают возможным вынесение личностного такфира за те дела, которые Аллах и Его посланник ﷺ назвали куфром, но только в том случае, когда соблюдены все условия личностного такфира и отсутствуют все препятствия к этому. При этом соответствующие условия и препятствия для такфира берутся из Книги Аллаха и Сунны пророка ﷺ, а не строятся на мнениях каких-либо людей.

Существуют 3 положения для личностного такфира:

1) Такфир может быть дозволенным, когда в неверии обвиняется человек, который не относит себя к Исламу.

Например, Аллах говорит о таких в Кур’ане:

إِنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْ أَهْلِ ٱلْكِتَٰبِ وَٱلْمُشْرِكِينَ فِى نَارِ جَهَنَّمَ خَٰلِدِينَ فِيهَآ ​ۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمْ شَرُّ ٱلْبَرِيَّةِ

«Поистине, неверующие из людей писания (христиане и иудеи) и мушриков попадут в Огонь Геенны и пребудут там вечно. Они суть худшие из созданий» (98:6)

Из этого аята очевидно, что христиане и иудеи являются кафирами, а поэтому каждый человек, который умрет на одной из этих религий — попадет навечно в Ад. Каждый мусульманин обязан иметь такое убеждение.

Также личностный такфир дозволен (но не обязателен!) в отношении человека, который относит себя к Исламу, но при этом совершил явный куфр, не имея каких-либо оправдательных элементов (препятствий для такфира).

2) Такфир может являться грехом. Такое случается, когда в неверии обвиняется человек, который действительно совершил куфр, однако этот куфр не был из категории явного неверия, а при вынесении такфира не были должным образом соблюдены его условия.

По причине того, что такфир был вынесен без соблюдения необходимых условий, это деяние со стороны обвиняющего будет являться нововведением, а значит — грехом.

О подобном случае говорится в хадисе:

وَلَعْنُ المُؤْمِنِ كَقَتْلِهِ، وَمَنْ رَمَى مُؤْمِنًا بِكُفْرٍ فَهُوَ كَقَتْلِهِ

«Проклинание верующего подобно (по тяжести греха) его убийству, и кто обвинил верующего в куфре, то он как-будто его убил» (Бухари 6652).

В этом хадисе такфир муслиму посланник Аллаха ﷺ сравнил с его убийством, а ведь известно, что убийство мусульманина является тяжким грехом, но не доходит при этом до степени куфра.

3) Такфир может являться куфром сам по себе в случае, когда его выносят в отношении мусульманина, который в действительности кафиром не является и куфра не совершал.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَرْمِي رَجُلٌ رَجُلاً بِالْفُسُوقِ، وَلاَ يَرْمِيهِ بِالْكُفْرِ، إِلاَّ ارْتَدَّتْ عَلَيْهِ، إِنْ لَمْ يَكُنْ صَاحِبُهُ كَذَلِكَ

«Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому (в случае), если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является» (Бухари 6045).

Уместно привести и другое высказывание пророка:

إِنَّ مَا أَتَخَوَّفُ عَلَيْكُمْ رَجُلٌ قَرَأَ الْقُرْآنَ حَتَّى إِذَا رُئِيَتْ بَهْجَتُهُ عَلَيْهِ، وَكَانَ رِدْئًا لِلْإِسْلَامِ، غَيَّرَهُ إِلَى مَا شَاءَ اللَّهُ، فَانْسَلَخَ مِنْهُ وَنَبَذَهُ وَرَاءَ ظَهْرِهِ، وَسَعَى عَلَى جَارِهِ بِالسَّيْفِ، وَرَمَاهُ بِالشِّرْكِ

«Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Кур’ан, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Кур’ан, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом и обвиняет его в ширке [делает такфир]».

Хузайфа спросил: «О пророк Аллаха, кто из них ближе к ширку, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!»

Он ответил:

بَلِ الرَّامِي

«Тот, кто обвиняет!» (Ибн Хиббан 81, ат-Табарани 169, аль-Баззар 2793).

Условия и препятствия для такфира

Выносить такфир человеку, который относит себя к Исламу можно (но не обязательно!) только при соблюдении всех необходимых условий и отсутствии препятствий к этому.

Условия для вынесения личностного такфира:

1) Куфр, который совершает человек, должен быть ясным и однозначным, не допускающим иного толкования и не имеющий в своём хукме разногласий среди ученых.

Такое возможно только в том случае, если на этот куфр указывает ясный однозначный довод из Кур’ана или пророческой Сунны и при этом нет каких-либо других контекстов из Откровения, по причине которых человек может сделать неверное толкование (тауиль) и ошибиться в понимании.

Доказательством на это условие является хадис, который рассказал Убада Ибн Самит, да будет доволен им Аллах:

دَعَانَا النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — فَبَايَعْنَاهُ فَقَالَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنَا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا وَعُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَأَثَرَةً عَلَيْنَا وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْرًا بَوَاحًا عِنْدَكُمْ مِنْ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ

«Позвал нас посланник Аллаха ﷺ, и мы присягнули ему, и среди того, на что мы присягнули ему, было: послушание и подчинение правителям

  • в том, что нам нравится и не нравится
  • в том, что будет для нас легко
  • в том, что будет трудно, и даже если он будет обделять нас
  • и что мы не будем сражаться против правителей, кроме как если вы не увидите явного куфра (куфр бауах), на который у вас есть доказательство от Аллаха»

(Муслим 1709, Бухари 7055 и 7056).

Обратите внимание:

  • Во-первых, явный куфр (куфр бауах) должен быть напрямую доказан из Кур’ана и достоверной Сунны, а не быть результатом чьего-либо иджтихада
  • Во-вторых, относительно такого куфра у людей не должно возникать каких-либо недопониманий, обусловленных неясностью или неоднозначностью доказательств

В качестве примеров явного куфра можно привести:

  • Отрицание человеком воскресения всех людей в Судный День
  • Неверие в существование ангелов
  • Ругань по отношению к Аллаху
  • Убийство пророка

В качестве примеров большого куфра, который при этом не является куфром явным, можно привести:

  • Обращение мольбы (дуа) в трудной ситуации к ангелам
  • Обращение мольбы (дуа) к пророку, стоя рядом с его могилой
  • Оставление намаза

С одной стороны, все три эти деяния являются большим куфром, на что имеются доказательства из Кур’ана и Сунны. В соответствии с этим, мы должны опасаться, что Аллах накажет людей, совершающих эти деяния, вечным Огнем, а потому нам следует разъяснять их недозволенность и объяснять, что они являются куфром.

С другой стороны, понимание этих вопросов по тем или иным причинам вызвало сложность не только у простых мусульман, но и у некоторых обладателей знания.

Непонимание может возникнуть по причине того, что человек может посчитать слабый хадис достоверным или ошибиться в своих выводах, объединяя все ему известные доказательства по этому вопросу воедино.

Как после этого куфр в таких делах мы можем считать очевидным и явным, если в этих вопросах ошиблись даже некоторые ученые? Нельзя торопиться с личностным такфиром тех, кто совершает подобного рода куфр!

Обратите внимание: мы считаем все эти три куфра — большим куфром, который аннулирует иман человека, однако при этом не выносим личностный такфир тем, кто эти дела совершает по причине своей ошибки в их понимании.

Здесь уместно привести некоторые высказывания шейха Мухаммада Ибн Абдуль-Уаххаба ат-Тамими, на которого опираются многие современные мусульмане, чрезмерствующие в вопросах такфира.

Так, Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах, сказал:

فيجب على من نصح نفسه، ألا يتكلم في هذه المسألة إلا بعلم وبرهان من الله؛ وليحذر من إخراج رجل من الإسلام بمجرد فهمه واستحسان عقله

«Обязательным для того, кто искренен с самим собой, является не говорить об этом вопросе (такфир), кроме как на основании знаний и доказательств от Аллаха. И пусть каждый остерегается выводить кого-либо из Ислама на основании собственного понимания и предпочтения своего разума» (ад-Дурару-с-Санийя 8/217).

لا نكفر إلا ما أجمع عليه العلماء كلهم

«Мы не выносим такфир, кроме как за то, в чем единогласны все ученые (иджма)» (ад-Дурару-с-Санийя 102).

2) Совершающий деяние большого куфра должен знать, что тем самым он входит в противоречие с религией Аллаха.

В качестве доказательства к этому условию можно привести аяты:

وَمَن يُشَاقِقِ ٱلرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ ٱلْهُدَىٰ وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ ٱلْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِۦ مَا تَوَلَّىٰ وَنُصْلِهِۦ جَهَنَّمَ ​ۖ وَسَآءَتْ مَصِيرًا

«А того, кто противится посланнику после того, как ему стал ясен верный путь, и не следует путём верующих, Мы оставим с тем, к чему он обратился, и сожжём в Геенне. Какой это дурной исход!» (4:115)

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبْعَثَ رَسُولًا

«Мы никого не наказывали, пока не отправляли [к ним] посланника» (17:15)

رُّسُلًا مُّبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى ٱللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ ٱلرُّسُلِ ​ۚ وَكَانَ ٱللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

«[Мы отправили] посланников благовествовать и предостерегать, чтобы после [прихода] посланников у людей не было довода против Аллаха. Аллах — Могущественный, Мудрый» (4:165)

Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб по этому поводу сказал:

نكفره بعد التعريف إذا عرف وأنكر

«Мы обвиняем в неверии (только) после того, когда ему дали узнать [привели довод из Кур’ана и достоверной Сунны], а он узнал и отказался» (ад-Дурару-с-Санийя 102).

Препятствиями для вынесения личностного такфира являются:

1) Ошибка человека по причине того, что он запутался в понимании доказательств из Кур’ана и Сунны, либо вовсе не знал их, не имея при этом возможности их изучить.

Невежество может послужить оправданием для человека перед Аллахом только в том случае, если этот человек, совершая ошибку, не желает нарушать нормы Ислама и тем более попасть в куфр, а напротив стремясь к довольству своего Господа. Именно такая позиция в вопросе оправдания по невежеству является наиболее взвешенной.

Доказательством к этому утверждению являются как аяты с общим смыслом, которые указывают на то, что Аллах не наказывает ошибающегося:

لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ​ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا ٱكْتَسَبَتْ ​ۗ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَآ إِن نَّسِينَآ أَوْ أَخْطَأْنَا

«Аллах не возлагает на человека больше, чем он может осилить. Ему достанется то [благое], что он приобрёл, и против него будет то [дурное], что он приобрёл. Господи наш, не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись!» (2:286)

Так и частные случаи, которые происходили как при жизни посланника Аллаха ﷺ, так и до него, в предыдущих общинах.

Рассказал Абу Уакид ал-Лейсий, да будет доволен им Аллах:

خَرَجْنَا مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى حُنَيْنٍ وَنَحْنُ حُدَثَاءُ عَهْدٍ بِكُفْرٍ، ولِلْمُشْرِكِينَ سِدْرَةٌ يَعْكُفُونَ عِنْدَهَا، ويَنُوطُونَ بِهَا أَسْلِحَتَهُمْ يُقَالُ لَهَا ذَاتُ أَنْوَاطٍ. قَالَ: فَمَرَرْنَا بِالسِّدْرَةِ، فَقُلْنَا: يَا رَسُولَ اللهِ اجْعَلْ لَنَا ذَاتَ أَنْوَاطٍ كَمَا لَهُمْ ذَاتُ أَنْوَاطٍ. فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » اللهُ أَكْبَرُ، إِنَّهَا السُّنَنُ، قُلْتُمْ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ كَمَا قَالَتْ بَنُو إِسْرَائِيلَ: {اجْعَلْ لَنَا إِلَهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ} [الأعراف: 138] ، لَتَرْكَبُنَّ سَنَنَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ

«Мы вышли с посланником Аллаха ﷺ в Хунейн, будучи только недавно принявшими Ислам. У мушриков было дерево, рядом с которым они постоянно сидели и вешали на него своё оружие. Называли его «зату ануат» [обладатель подвесок, знаков отличия]. Пройдя мимо (такого же) дерева, мы сказали: «О посланник Аллаха, сделай для нас «зату ануат» такой же, как у них».

Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Аллах велик! Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, вы сказали тоже, что (сказали ранее) бану Исраиль:

قَالُواْ يَٰمُوسَى ٱجْعَل لَّنَآ إِلَٰهًا كَمَا لَهُمْ ءَالِهَةٌ ​ۚ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ

«Они сказали: «О Муса! Сделай и нам божество, подобное их божествам». Он [Муса] сказал: «Поистине, вы — люди невежественные»» (7:138)

Вы непременно будете исполнять обычаи тех, кто (был) до вас!» (аль-Му’джам аль-Кабир» ат-Табарани 3291, Тирмизи 2180, Ахмад Ибн Ханбаль 21389, Насаи в «Сунан аль-Кубра» 11121, хадис сахих).

Из этого хадиса становится очевидно, что группа недавно принявших Ислам сподвижников, представители которой ещё не успели до конца понять тонкости религии, допустили в своих словах ошибку, которая по существу является куфром, однако посланник Аллаха ﷺ лишь разъяснил её им, не сделав им такфир.

Сообщается от Абу Хурайры, что пророк ﷺ сказал:

قَالَ رَجُلٌ لَمْ يَعْمَلْ حَسَنَةً قَطُّ، لِأَهْلِهِ: إِذَا مَاتَ فَحَرِّقُوهُ، ثُمَّ اذْرُوا نِصْفَهُ فِي الْبَرِّ وَنِصْفَهُ فِي الْبَحْرِ، فَوَاللهِ لَئِنْ قَدَرَ اللهُ عَلَيْهِ لَيُعَذِّبَنَّهُ عَذَابًا لَا يُعَذِّبُهُ أَحَدًا مِنَ الْعَالَمِينَ، فَلَمَّا مَاتَ الرَّجُلُ فَعَلُوا مَا أَمَرَهُمْ، فَأَمَرَ اللهُ الْبَرَّ فَجَمَعَ مَا فِيهِ، وَأَمَرَ الْبَحْرَ فَجَمَعَ مَا فِيهِ، ثُمَّ قَالَ: لِمَ فَعَلْتَ هَذَا؟ قَالَ: مِنْ خَشْيَتِكَ، يَا رَبِّ وَأَنْتَ أَعْلَمُ، فَغَفَرَ اللهُ لَهُ 

«Один человек проявлял несправедливость по отношению к себе, а когда пришла к нему смерть, он оставил завещание своим детям, сказав в нём: «Если я умру, то сожгите меня, сотрите мой прах в порошок, затем развейте по ветру и бросьте в море, ведь, клянусь Аллахом, если мой Господь настигнет меня, то непременно накажет так, как ещё никого не наказывал».

Пророк ﷺ сказал: «Его дети так и сделали с ним».

В Судный день Всевышний Аллах скажет земле: «Выведи, что взяла». И тут он предстанет. И тогда Господь скажет: «Что заставило тебя поступить таким образом?» На что он ответит: «Страх перед Тобой, о мой Господь». И ему будет прощено за это» (Муслим 2756, Бухари 3478).

Из этого хадиса становится понятно, что этот человек, по причине своего невежества в этом вопросе, ошибочно полагал, что Аллах, возможно, не сможет его воскресить, если его пепел будет развеян над морем. Такое сомнение является куфром, однако Аллах простил его в силу оправдательного обстоятельства (невежество, которое человек не имел возможности устранить).

2) Нахождение человека в состоянии, при котором его разум отключается.

Сюда можно отнести поступки несовершеннолетних детей, людей с психическими и умственными расстройствами, высказывания, которые делаются в состоянии сильного гнева или радости, а также в состоянии опьянения.

Доказательством на это являются следующие аяты и хадисы:

وَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ فِيمَآ أَخْطَأْتُم بِهِۦ وَلَٰكِن مَّا تَعَمَّدَتْ قُلُوبُكُمْ ​ۚ وَكَانَ ٱللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились [сделать это] в сердце. Аллах — Прощающий, Милующий» (33:5)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَرْبَعَةٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ : رَجُلٌ أَصَمُّ لَا يَسْمَعُ شَيْئًا، وَرَجُلٌ أَحْمَقُ ، وَرَجُلٌ هَرَمٌ ، وَرَجُلٌ مَاتَ فِي فَتْرَةٍ ، فَأَمَّا الْأَصَمُّ فَيَقُولُ: رَبِّ، لَقَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَمَا أَسْمَعُ شَيْئًا، وَأَمَّا الْأَحْمَقُ فَيَقُولُ: رَبِّ ، لَقَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَالصِّبْيَانُ يَحْذِفُونِي بِالْبَعْرِ، وَأَمَّا الْهَرَمُ فَيَقُولُ: رَبِّ، لَقَدْ جَاءَ الْإِسْلَامُ وَمَا أَعْقِلُ شَيْئًا، وَأَمَّا الَّذِي مَاتَ فِي الْفَتْرَةِ فَيَقُولُ: رَبِّ، مَا أَتَانِي لَكَ رَسُولٌ ، فَيَأْخُذُ مَوَاثِيقَهُمْ لَيُطِيعُنَّهُ ، فَيُرْسِلُ إِلَيْهِمْ أَنْ ادْخُلُوا النَّارَ، قَالَ: فَوَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، لَوْ دَخَلُوهَا لَكَانَتْ عَلَيْهِمْ بَرْدًا وَسَلَامًا

«В Судный День четверо будут оправдываться: глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв.

Глухой скажет: «О Господь, пришел Ислам, но я ничего не слышал!»

Умалишенный скажет: «О Господь, когда пришел Ислам, дети бросали в меня навозом!»

Дряхлый старик будет говорить: «Пришел Ислам, но я ничего не понял!»

А тот, до кого не дошел призыв скажет: «О Господь, до меня твой посланник не доходил!»

После этого с этих людей будет взят договор и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него!»

После того, как Абу Хурайра передал эти слова пророка ﷺ, он сказал: «Читайте, если хотите:

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا

«Мы не наказываем никого, пока не посылаем посланников!» (17:15)

(Ахмад 16301, Ибн Хиббан 1827, ат-Табарани 1/841, аль-Баззар 3/217 и др).

Из хадиса очевидно, что Аллах не подвергнет наказанию человека, который был не способен воспринять знание.

Посланник Аллаха ﷺ также сказал:

لَلَّهُ أَشَدُّ فَرَحًا بِتَوْبَةِ عَبْدِهِ حِينَ يَتُوبُ إِلَيْهِ، مِنْ أَحَدِكُمْ كَانَ عَلَى رَاحِلَتِهِ بِأَرْضِ فَلَاةٍ، فَانْفَلَتَتْ مِنْهُ وَعَلَيْهَا طَعَامُهُ وَشَرَابُهُ، فَأَيِسَ مِنْهَا، فَأَتَى شَجَرَةً، فَاضْطَجَعَ فِي ظِلِّهَا، قَدْ أَيِسَ مِنْ رَاحِلَتِهِ، فَبَيْنَا هُوَ كَذَلِكَ إِذَا هُوَ بِهَا، قَائِمَةً عِنْدَهُ، فَأَخَذَ بِخِطَامِهَا، ثُمَّ قَالَ مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ: اللهُمَّ أَنْتَ عَبْدِي وَأَنَا رَبُّكَ، أَخْطَأَ مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ

«Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто ехал по пустыне на своей верблюдице, которая вырвалась и убежала от него с его припасами и водой.

Он отчаялся найти ее, пришел к какому-то дереву и улегся в его тени, уже не надеясь ее найти. И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял ее за повод и сказал: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!”, — допустив ошибку из-за охватившего его сильного ликования» (Муслим 2747).

Обратите внимание: слова мужчины из хадиса по своей форме безусловно являются куфром, однако в его конкретном случае они куфром не являются, поскольку он высказал их под воздействием большой радости, не обдумав. Человек в такой ситуации не заслуживает такфира.

3) Принуждение человека к совершению куфра.

مَن كَفَرَ بِٱللَّهِ مِن بَعْدِ إِيمَٰنِهِۦٓ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُۥ مُطْمَئِنٌّ بِٱلْإِيمَٰنِ وَلَٰكِن مَّن شَرَحَ بِٱلْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ ٱللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принуждён к этому, тогда как его сердце оставалось твёрдым в вере, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (16:106)

Этот аят был ниспослан относительно ситуации, которая произошла с Аммаром ибн Ясиром, да будет доволен им Аллах:

Когда мушрики схватили ‘Аммара, они не отпустили его до тех пор, пока он не начал ругать посланника Аллаха ﷺ и упоминать их идолов хорошими словами. Только после этого они его отпустили.

Когда же он пришел к пророку, пророк ﷺ спросил его:

مَا وَرَاءَكَ

«Что за тобой?»

Он ответил:

شَرٌّ يَا رَسُولَ اللَّهِ ، مَا تُرِكْتُ حَتَّى نِلْتُ مِنْكَ ، وَذَكَرْتُ آلِهَتَهُمْ بِخَيْرٍ

«Зло, о посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, они не отпустили меня, пока я не отказался от тебя и не отозвался об их божествах благим словом!»

Пророк ﷺ спросил:

كَيْفَ تَجِدُ قَلْبَكَ

«А каким было твое сердце?»

‘Аммар сказал:

مُطْمَئِنٌّ بِالإِيمَانِ

«Оно было спокойным в вере».

Тогда пророк ﷺ сказал:

إِنْ عَادُوا فَعُدْ

«Если они это повторят [снова начнут тебя принуждать сказать куфр], то и ты повтори [произнести то что они требуют]!» (аль-Хаким 3288, аль-Бейхакы 15537).

Из хадиса очевидно, что посланник Аллаха ﷺ дозволил совершить деяние, которое внешне является куфром, с целью отвести от себя вред принуждения (икрах). Однако в действительности слова сподвижника, упомянутые в хадисе, куфром не являлись, поскольку он их высказал только по причине принуждения, при том что сердце у него было заполнено иманом.

На это указывает и общий хадис, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ وَضَعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ وَالنِّسْيَانَ وَمَا اسْتُكْرِهُوا عَلَيْهِ ‏

«Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены!» (Ибн Маджах 2045).

Правило «Кто не выносит такфир кафиру, тот сам — кафир»

Что касается правила, известного как «третий пункт, выводящий из Ислама» (навакид аль-Ислам), то оно звучит так:

مَنْ لَم يُكفِّر الكافر فهو كافرٌ

«Кто не считает кафира кафиром, тот сам — кафир».

Это правило упоминали многие ученые, в том числе и Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб в своей известной книге «10 пунктов, выводящих из Ислама».

Это правило не является ни аятом, ни хадисом. А для того чтобы правильно его понять, нужны дополнительные разъяснения.

Кафиры бывают 2-х видов:

1) Кафиры в основе — те, которые сами не приписывают себя к Исламу. Это христиане, иудеи, буддисты и другие. Одним словом те, которые сами заявляют: «Я — не мусульманин».

Таким такфир делать обязательно. Все они являются кафирами. Сказать такому человеку что он не кафир — само по себе является куфром, поскольку это означало бы очевидное противоречие аяту:

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ ٱلْإِسْلَٰمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ

«От того, кто ищет другую религию, помимо Ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет одним из потерпевших убыток» (3:85)

2) Кафиры, которые приписывают себя к Исламу. Существует много таких людей, которые заявляют о своём Исламе, однако при этом мусульманами не являются.

Если выносить такфир таким людям, то делать это нужно с большой осторожностью. При этом не делать такфир такому человеку — не является куфром.

Почему выносить личностный такфир такому человеку не является обязательным (уаджиб)? Потому что в Кур’ане и Сунне отсутствует какое-либо указание на обязательность этого.

Например, человек является лицемером и, соответственно, приписывает себя к Исламу. На самом деле он является кафиром, но такфир ему не делается, поскольку он не выявляет куфр бауах (всем известный, очевидный куфр, по поводу которого нет разногласий).

Или же человек — такфирист, который делает мусульманам общий такфир. Такой человек является перед Аллахом кафиром в соответствии с хадисом пророка:

إذا قال الرجل لأخيه يا كافر فقد باء به أحدهما

«Если человек скажет своему брату (в Исламе): «О неверный!», — то это вернётся к одному из них» (Бухари 6103 и 6104).

وقد سئل علي رضي الله عنه: أكفار هم؟ قال: من الكفر فروا، فقيل: منافقون؟ قال: المنافقون لا يذكرون الله إلا قليلاً، قيل: فما هم؟ قال: بغوا علينا فقاتلناهم، وفي رواية: قوم بغوا علينا

Однако такому такфиристу такфир не выносится, на что указывает понимание Али ибн Абу Талиба, у которого спросили относительно хариджитов из числа жителей Нахрауана:

أكفار هم؟

«Они — кафиры?»

Он (Али) ответил:

 الكفر فروا

«Кафиры бегут».

Его спросили:

منافقون؟

«(Значит они) лицемеры?»

Он ответил:

المنافقون لا يذكرون الله إلا قليلاً

«Лицемеры не поминают Аллаха, кроме как изредка».

Его спросили:

فما هم

«Тогда кто они?!»

Он ответил:

قوم بغوا علينا

«Народ, который выступил против нас» (Ибн Аби Шейба 15/332, Абдур-Раззакъ 10/150).

Как мы видим, Али, да будет доволен им Аллах, не обвинил их в неверии, хотя эти люди выносили такфир сподвижникам, которым посланник Аллаха ﷺ гарантировал Рай. 

Ещё одним примером является оставление намаза. Перед Аллахом такой человек — кафир. Однако ему нельзя выносить индивидуальный такфир, поскольку сподвижники подобного никогда не делали.

Поэтому правило, которое высказал шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Кто не делает такфир кафиру, тот сам кафир», — нельзя применять в общем, как это сейчас многие делают.

Применять это правило в общем будет заблуждением, поскольку к этому нет никаких оснований, а значит такое понимание не является доказанным.

Более удачной формулировкой, которая исключает возможность ошибиться, будут слова: «Не считать кафиром того, кто сам не приписывает себя к Исламу — является куфром».

При этом важно отметить, что куфром в данной ситуации является не отсутствие такфира, а прямое противоречие аяту:

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ ٱلْإِسْلَٰمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى ٱلۡأٓخِرَةِ مِنَ ٱلْخَٰسِرِينَ

«От того, кто ищет другую религию, помимо Ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет одним из потерпевших убыток» (3:85)

Добавить комментарий