Куфр оставления намаза

Куфр оставления намаза

Тема оставления намаза по лени является очень обсуждаемой среди мусульман. Во многом это объясняется тем, что среди ученых относительно этого вопроса существуют разногласия и известны несколько мнений. Однако, разногласия эти появились среди учёных позже, в то время как среди сподвижников на этот счёт было известно лишь одно единственное мнение. Постараемся его установить.

Оставление молитвы может иметь три положения:

Оставление намаза может быть таким, что не является даже грехом. Происходит это в следующих случаях:

  • Когда человек ещё не достиг совершеннолетия
  • Когда человек является сумасшедшим
  • Если человек забыл про намаз или проспал его
  • Если человек находится по какой-либо причине без сознания и пропускает время молитвы
  • В случае, если человек сознательно пропускает время зухр или магриб намаза с намерением соединить молитву с намазом аср или иша соответственно. Такое случается, когда мусульманин является путником или делает это по причине каких-либо затруднений
  • Во время периодов менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас) у женщины

Относительно каждой из перечисленных ситуаций есть довод из Кур’ана или Сунны, однако в рамках этой публикации мы их приводить не станем, поскольку это не является предметом исследования статьи и слишком удлинит чтение.

Достаточно сказать, что нет никаких разногласий в том, что пропустив молитву по одной из перечисленных причин, человек не совершит греха.

Сознательное же оставление намаза без уважительных причин является или тяжким грехом, или большим куфром. На этот счёт существует множество доказательств. Перечислим некоторые, самые очевидные, из них. Аллах сказал в Кур’ане:

مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَٱتَّقُوهُ وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَلَا تَكُونُواْ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ‮

«Кайтесь перед Ним, бойтесь Его, совершайте молитву и не будьте в числе мушриков» (30:31)

Из этого аята понимается, что оставление намаза, наряду с отсутствием страха и покаяния, обращенных к Аллаху, является одним из признаков мушриков.

فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَٱتَّبَعُواْ ٱلشَّهَوَٰتِ ​ۖ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا

«После них пришли потомки, которые оставили молитву и стали потакать прихотям. Они окажутся в убытке, [и зло поразит их]» (19:59)

В этом аяте Господь Миров обещает убыток тем, кто оставил совершение обязательной пятикратной молитвы.

مَا سَلَكَكُمْ فِى سَقَرَ

قَالُواْ لَمْ نَكُ مِنَ ٱلْمُصَلِّينَ‮

وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ ٱلْمِسْكِينَ

وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ ٱلْخَآئِضِينَ

وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ ٱلدِّينِ

حَتَّىٰٓ أَتَىٰنَا ٱلْيَقِينُ

««Что привело вас (обитателей Ада) в Сакар?» Те скажут: «Мы не были в числе молящихся, и не кормили бедняков, и несли чепуху вместе с другими, и считали ложью День Воздаяния, пока к нам не явилась смерть»» (74:42-47)

В этом аяте Аллах называет оставление намаза одной из причин попадания в Ад.

Сунна пророка разъясняет вопрос оставления молитвы ещё более подробно. Ключевыми хадисами в этой теме являются следующие риуаяты:

Убада ибн Самит рассказывает, что посланник Аллаха ﷺ завещал:

لَا تُشْرِكُوا بِاللَّهِ شَيْئًا وَإِنْ قُطِّعْتُمْ وَصُلِّبْتُمْ، وَلَا تَتْرُكُوا الصَّلَاةَ مُتَعَمِّدِينَ فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا فَقَدْ خَرَجَ مِنَ الْمِلَّةِ

«Никого не приобщайте Аллаху в сотоварищи (не делайте ширк), даже если вас будут резать, и даже если будут распинать на кресте! И не оставляйте намаз преднамеренно! А кто оставил его преднамеренно — тот уже вышел из религии!…»

(«Муснад» аш-Шаши 1309, «Шарх усуль аль-иктикад Ахль ас-Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1520, Ахмад 21659, «Тарх ат-тасриб» аль-Иракий 174, Ибн Маджа 4034, Хаким 900, хадис хасан сахих).

В одной из версий этого хадиса сказано:

فَمَنْ تَرَكَهَا مُتَعَمِّدًا، فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ الذِّمَّةُ

«… а кто оставил её (молитву) преднамеренно, то расторгнут с ним договор» (Ибн Маджа 4034).

Здесь слово — الذِّمَّةُ – означает «право, договор». Имеется в виду обещание Аллаха о том, что человек находится под Его защитой и что ему обещан Рай. Этот договор будет с ним расторгнут, если он оставит намаз.

Подтверждает это и другой хадис.

Анас ибн Малик передает слова посланника Аллаха ﷺ:

مَنْ صَلَّى صَلاَتَنَا وَاسْتَقْبَلَ قِبْلَتَنَا، وَأَكَلَ ذَبِيحَتَنَا فَذَلِكَ المُسْلِمُ الَّذِي لَهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَذِمَّةُ رَسُولِهِ، فَلاَ تُخْفِرُوا اللَّهَ فِي ذِمَّتِهِ

«Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кыбле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха, (предавая тех, кто находится) под Его защитой!» (Бухари 391).

Далее идёт целая группа похожих хадисов с очевидным смыслом.

Абдулла Ибн Бурейда передает от своего отца, что тот слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْعَهْدُ الَّذِي بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمُ الصَّلَاةُ، فَمَنْ تَرَكَهَا فَقَدْ كَفَرَ

«Договором [разницей, отличием] между нами и ними [кафирами] является намаз, а кто оставил его — совершил куфр» (Ахмад 22428, Тирмизи 2621, Ибн Хиббан 1454, Хаким 11, хадис сахих).

В этом хадисе чётко сказано, что отличием мусульманина от кафира является намаз: когда человек оставил его, то он совершает куфр и становится кафиром.

Передаётся от Джабира, что он слышал, как пророк ﷺ сказал:

بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالْكُفْرِ تَرْكُ الصَّلَاةِ

«Поистине, между человеком и ширком и куфром — оставление намаза» (Муслим 82, Насаи 465, Тирмизи 2620, хадис сахих).

От Джабира передаётся, что пророк ﷺ сказал:

بَيْنَ الكُفْرِ وَالإِيمَانِ تَرْكُ الصَّلَاةِ

«Между куфром и иманом — оставление намаза» (Тирмизи 2618, хадис сахих).

Из этих хадисов становится очевидно, что оставление молитвы является большим куфром, который аннулирует иман человека и выводит его из Исламе.

Именно так понимали этот вопрос сподвижники посланника Аллаха ﷺ.

Так, спросили у Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах:

مَا كَانَ يُفَرِّقُ بَيْنَ الْكُفْرِ، وَالْإِيمَانِ عِنْدَكُمْ مِنَ الْأَعْمَالِ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ

«Что из дел считалось у вас различением между куфром и иманом во время посланника Аллаха ﷺ?»

Он ответил:

الصَّلَاةُ

«Молитва».

(«Шарх усуль аль-иътикад Ахлю Сунна ва-ль-джамаа» аль-Лялякаи 1249, аль-Марвази в «Тазыму кодри ас-соля» и Мухаммад ибн ан-Наср 892, Ибн Батта в «аль-Ибана» 876, хадис хасан).

Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:

كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ

«Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы» (Тирмизи 2622).

Наглядно иллюстрирует эту мысль следующий хадис.

Абу Умама аль-Бахили рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَتُنْقَضَنَّ عُرَى الْإِسْلَامِ عُرْوَةً عُرْوَةً، فَكُلَّمَا انْتَقَضَتْ عُرْوَةٌ تَشَبَّثَ النَّاسُ بِالَّتِي تَلِيهَا، وَأَوَّلُهُنَّ نَقْضًا الْحُكْمُ وَآخِرُهُنَّ الصَّلَاةُ

«Будут разрываться звенья Ислама одно за другим, и когда разорвется одно, то будут люди браться за другое, и первым звеном (которое разорвется) будет хукм [положения религии], а последним будет намаз» (Ахмад 21655, Ибн Хиббан 6715, «аль-Му’джам аль-Кабир» Табарани 7486, Байхакы 7524, хадис хасан).

Обратите внимание: из этого хадиса мы понимаем, что оставление намаза является аннулированием последней части Ислама, после которой у человека не остается из религии уже ничего.

Однако здесь требуется одно важное разъяснение: во всех этих хадисах используется слово — ترك — «тарк», которое традиционно переводится на русский язык как «оставление». Именно по причине разногласий в понимании этого слова и произошли разногласия у учёных.

Понятно, что оставление намаза является большим куфром, однако вопрос состоит в том, оставление какого именно числа молитв имеется в виду?

Так, одним из мнений среди ученых является то, что куфром является сознательное оставление даже одной обязательной молитвы. В качестве довода они используют следующий хадис.

Бурайда ибн аль-Хусайб, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ تَرَكَ صَلاَةَ العَصْرِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ

«Тщетными станут дела того, кто (умышленно) оставляет молитву Аср» (Бухари 528, Ахмад 23007).

В этом хадисе не имеется в виду, что куфром является пропуск одного аср намаза. Аср намаз упомянут для того, чтобы подчеркнуть достоинство и величие этой обязательной молитвы, а под оставлением асра подразумевается полное оставление его совершения изо дня в день.

Такое понимание подтверждает следующий хадис.

Сказал посланник Аллаха ﷺ:

مَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا مَرَّةً وَاحِدَةً، فَكَأَنَّمَا كَانَتْ لَهُ الدُّنْيَا وَمَا عَلَيْهَا فَسُلِبَهَا، وَمَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ سُكْرًا أَرْبَعَ مَرَّاتٍ، كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ

«Кто оставил салят по причине опьянения один раз, то будто был у него этот мир и всё, что в нём, но он это потерял, а кто оставил салят по причине опьянения четыре раза, то право Аллаха над ним, чтобы Он напоил его из «тынату-ль-хабаль!»»

(Его спросили):

وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟

«А что такое «тынату-ль-хабаль», о посланник Аллаха?»

На что он ответил:

عُصَارَةُ أَهْلِ جَهَنَّمَ

«Гной обитателей Огня»

(Ахмад 6621, «аль-Му’джам аль-Аусат» Табарани 6371, Хаким 7298, Байхакы 1582, хадис хасан).

Обратите внимание: если бы оставление одной молитвы само по себе было бы большим куфром, то не имело бы смысла описывать последствия оставления большего числа намазов. Кроме того, внимательное прочтение хадиса указывает на то, что четырехкратное оставление намаза обязывает человека к Аду, но при этом не сказано, что он останется там навечно.

Здесь уместно упомянуть следующий хадис.

Сказал посланник Аллаха ﷺ:

خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللَّهُ تَعَالَى مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلَّاهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ، وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللَّهِ عَهْدٌ، إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ

«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. Тот, кто совершит для них омовение должным образом и совершит их в установленное для них время, будет совершать как следует поясные поклоны и выстаивать их со смирением, то Аллах обещал ему, что Он простит его (грехи). А кто не сделает этого, то для него нет обещания от Аллаха, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает — накажет» (Абу Дауд 425).

В этом хадисе чётко сказано, что человек, который халатно относится к своему намазу, находится под желанием Аллаха. Такое положение — это положение грешника, а не кафира.

Возвращаясь к пониманию слова «тарк» — «оставление», можно сказать, что не существует четкой границы между тем, когда оставление молитвы является тяжким грехом и тем, когда оно уже доходит до степени куфра.

Ислам не разъясняет конкретно, оставление какого числа намазов является куфром, а потому слово «тарк» нужно понимать, исходя из обычаев (урф). Так, существует разница между смыслом слов «пропустил намаз» и «оставил намаз».

Под оставлением намаза понимается скорее полное оставление его совершения, и каждый человек внутри себя сам понимает, когда можно посчитать что кто-то оставил намаз, а когда — нет.

Вместе с этим, такая оценка является субъективной, и в этом заключается великая мудрость Ислама. В религии не указано четкое количество несовершенных намазов, оставление которых непременно становится большим куфром.

Как следствие, с одной стороны человек, пропуская обязательные молитвы, боиться попасть в куфр, а с другой стороны, в отношении того, кто всё-таки это допустил, мы сохраняем надежду на его прощение Аллахом.

Именно такой, срединный подход к этому вопросу является наиболее взвешенным и полностью согласуется со всеми аятами и хадисами из данной темы.

Будет неправильно смотреть лишь на те хадисы, которые говорят о надежде и заявлять, как это делают мурджииты, что оставление намаза вообще не является куфром.

Точно также будет неправильным обвинять в неверии по личности каждого, кто пропустил одну или несколько обязательных молитв, как это делают такфиристы.

Позиция ахлю-с-Сунна уаль-Джама’а, на которую указывает понимание сподвижников, занимает срединную позицию между этими двумя крайностями.

Выносится ли личный такфир за оставление намаза?

Сподвижники пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, единогласили на том, что оставление обязательной молитвы является большим куфром.

Сообщается, что табиин Шакык бин Абдуллах сказал:

كَانَ أَصْحَابُ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا يَرَوْنَ شَيْئًا مِنَ الأَعْمَالِ تَرْكُهُ كُفْرٌ غَيْرَ الصَّلَاةِ

«Сподвижники Мухаммада ﷺ не считали (проявлением) неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы» (Тирмизи 2622).

Вместе с этим, не существует ни одного достоверного сообщения, из которого мы бы увидели, что сподвижники выносили за оставление молитвы личностный такфир или переставали принимать в пищу мясо, зарезанное человеком, оставившим намаз.

Всё дело в том, что оставление намаза является большим куфром, но при этом не является куфром бауах, за который допустимо выносить личностный такфир.

Давайте же и мы не будем опережать сподвижников, обвиняя в неверии всякого, кто без уважительной причины пропускает молитву. Важно помнить, что такфир человека, который относит себя к Исламу, является в основе запретным.

Добавить комментарий