Развод в Исламе (талак)

Развод в Исламе (талак)

Прежде всего следует уяснить хукм развода в Исламе. Многие мусульмане ошибочно полагают, что развод — طَلاَقٌ — «талак», с точки зрения Ислама, является чем-то порицаемым.

Так, большую известность получили следующие хадисы:

Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод» (Абу Дауд 2177, хадис слабый).

Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод» (Абу Дауд 2178, хадис слабый).

Обратите внимание: эти и все подобные версии хадисов являются слабыми, то есть не доказаны от посланника Аллаха ﷺ, а поэтому не могут быть использованы в качестве довода.

Мусульмане единогласны, что пророк ﷺ никогда не совершал грехов, а ведь ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказал:

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم طلَّقَ حَفصةَ ، ثمَّ راجعَها

«Однажды посланник Аллаха ﷺ дал один развод Хафсе, а потом вернул её» (Абу Дауд 2283, Ибн Маджах 2016, Ибн Хиббан 4275).

Из этого хадиса понимается, что в случае необходимости развод дозволен и, более того, является облегчением от Аллаха, которое позволяет мусульманам предпринять новую попытку устроить свою личную жизнь, если никах оказался неудачным и супруги по той или иной причине категорически недовольны друг другом.

Эту же мысль подтверждает и хадис о ситуации, которая произошла между сподвижниками посланника Аллаха ﷺ.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказал:

«Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто и сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде.

И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Аббасу: «О ‘Аббас, разве тебе не удивительно, что Мугис любит Бариру, а Барира ненавидит Мугиса?»

А потом пророк ﷺ сказал (Барире):

لَوْ رَاجَعْتِهِ

«Вернулась бы ты к нему».

Она спросила: 

 يَا رَسُولَ اللَّهِ تَأْمُرُنِي

«О посланник Аллаха, ты приказываешь мне (сделать это)?»

Он сказал:

إِنَّمَا أَنَا أَشْفَعُ

«Я только ходатайствую».

(Тогда) она воскликнула: 

لاَ حَاجَةَ لِي فِيهِ

«Не нужен он мне!»» (Бухари 5283).

Из этого хадиса можно сделать множество важных выводов, но в рамках данной статьи следует особо обратить внимание на то, что:

  • Сподвижница настаивала на разводе со сподвижником, и пророк ﷺ не осудил этого
  • Нет никаких сомнений, что посланник Аллаха ﷺ знал этого сподвижника с хорошей стороны, иначе он не стал бы за него ходатайствовать

Очевидно, что если посланник Аллаха не порицал развод между сподвижниками, религиозность и порядочность которых не вызывает сомнения, то тем более не будет являться порицаемым развод между простыми мусульманами в случае, если для этого будут существовать объективные причины.

Так, развод (талак) допускается с целью устранения вреда, причиняемого одному из супругов, в случае, если этот вред превышает пользу. Аллах сказал:

ٱلطَّلَٰقُ مَرَّتَانِ ​ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَٰنٍ

«Развестись [и снова сойтись] можно дважды, после чего следует либо удержать жену по справедливости [соблюдая все её права], либо отпустить её наилучшим образом» (2:229)

При этом важно понимать, что идеальных людей не бывает. Не идеален муж, как не идеальна и супруга. Поэтому, нужно максимально постараться сохранить никах и относиться друг к другу снисходительно и с уважением. На это указывает множество хадисов, из которых мы приведем лишь несколько.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اَ يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً ، إِنْ كَرِهَ مِنْهَا خُلُقاً رَضِيَ مِنْهَا آخَرَ

«Верующему мужчине не следует ненавидеть верующую женщину, ибо если не нра­вится ему одна черта её характера, то он будет доволен дру­гой» (Муслим 1469).

Посланник Аллаха сказал:

إِنَّ الْمَرْأَةَ خُلِقَتْ مِنْ ضِلَعٍ لَنْ تَسْتَقِيمَ لَكَ عَلَى طَرِيقَةٍ، فَإِنِ اسْتَمْتَعْتَ بِهَا اسْتَمْتَعْتَ بِهَا وَبِهَا عِوَجٌ، وَإِنْ ذَهَبْتَ تُقِيمُهَا، كَسَرْتَهَا وَكَسْرُهَا طَلَاقُهَا

«Поистине, женщина была создана из ребра, и она никогда и никоим образом не станет для тебя прямой, и (поэтому) если ты (пожелаешь) наслаждаться ею, то наслаждайся(, невзирая на) её кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её значит развестись с ней» (Муслим 1468).

Следует знать, что в любой семье могут возникать разногласия и споры, однако это не должно становиться причиной для принятия эмоциональных и поспешных решений о разводе. Даже у посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников бывали такие ситуации.

Так, ‘Умар рассказывал:

فَصِحْتُ عَلَى امْرَأَتِي، فَرَاجَعَتْنِي، فَأَنْكَرْتُ أَنْ تُرَاجِعَنِي، فَقَالَتْ: وَلِمَ تُنْكِرُ أَنْ أُرَاجِعَكَ، فَوَاللَّهِ إِنَّ أَزْوَاجَ النَّبِيِّ ﷺ ليُرَاجِعْنَهُ، وَإِنَّ إِحْدَاهُنَّ لَتَهْجُرُهُ اليَوْمَ حَتَّى اللَّيْلِ

«Однажды я прикрикнул на свою жену, а она начала пререкаться со мной. Мне не понравилось это, но она сказала:

«Почему тебе не нравится то, что я пререкаюсь с тобой? Клянусь Аллахом, жёны Пророка ﷺ тоже пререкаются с ним, а некоторые из них не разговаривают с ним с утра до вечера»» (Бухари 2468).

Этот хадис не говорит о том, что жена может непочтительно относиться к мужу, однако иллюстрирует, что такое иногда случается.

Если всё-таки мужчина решил разводиться, то делать это нужно в соответствии с Сунной посланника Аллаха ﷺ.

Аллах Всевышний сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ ​ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ رَبَّكُمْ

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку [‘идда] и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (65:1)

Ислам чётко регламентирует процедуру развода (талак), поэтому нарушение правил развода является грехом, а их изменение или привнесение чего-то нового в этот процесс — порицаемым нововведением.

К сожалению, практика показывает, что многие мусульмане не знают как правильно нужно разводиться, следствием чему являются многочисленные недоразумения и ошибки.

Развод по Сунне (талак) осуществляется с соблюдением необходимых условий и правил. Поговорим о каждом из них подробнее.

Подходящее время для развода (талак)

Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость

Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.

Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:

«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.

Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару

مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ

«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.

С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

زَادَ فِيهِ بَعْضُ الرُّوَاةِ أَوْ عِنْدَ حَبَلٍ قَدْ تَبَيَّنَ، وَلَمْ أَجِدْهُ فِي الرِّوَايَاتِ الْمَحْفُوظَةِ

«Разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)» (Бейхакы 14915).

При этом важно отметить, что если муж всё-таки даст развод в период менструации, не дожидаясь очищения, или после очищения, но уже имев с женой интимную близость, то хотя это и будет неправильно, развод всё-таки будет засчитан.

На это указывает понимание сподвижника, которое мы берем из хадиса со слов Мухаммада ибн Сирина, который рассказал, что Юнус ибн Джубайр сказал:

سَأَلْتُ ابْنَ عُمَرَ عَنْ رَجُلٍ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَقَالَ: هَلْ تَعْرِفُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ ؟ فَإِنَّهُ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَسَأَلَ عُمَرُ النَّبِىَّ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم- فَأَمَرَهُ أَنْ يُرَاجِعَهَا. قَالَ: قُلْتُ: فَيُعْتَدُّ بِتِلْكَ التَّطْلِيقَةِ ؟ قَالَ: فَمَهْ أَرَأَيْتَ إِنْ عَجَزَ وَاسْتَحْمَقَ؟

«(Однажды) я спросил Ибн ‘Умара о мужчине, который развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месяч­ные, и он сказал:

«Ты знаешь ‘Абдуллу ибн ‘Умара? Поистине, (как-то) он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месяч­ные, и ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ и он велел ему вернуть её»».

(Юнус ибн Джубайр) сказал: «Я спросил: «А этот развод был засчитан?» (Ибн ‘Умар) ответил: «Скажи мне, а что с того, если он и не был засчитан, раз он проявил слабость и глупость?!»» (Муслим 1471, Тирмизи 1175, Ибн Маджах 2022, Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» 2505).

Муж также имеет право разводиться с беременной женой на любом из этапов беременности, на что указывает другая версия хадиса.

Передают со слов Салима, сообщившего со слов своего отца (Ибн ‘Умара,) да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что он [Ибн ‘Умар] развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месяч­ные, и (когда) ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ он сказал:

مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا ثُمَّ لْيُطَلِّقْهَا طَاهِرًا أَوْ حَامِلاً

«Вели ему, пусть вернет её, а затем разведётся, когда она отчистится или будет беременной»

(Ахмад 2/26, 58, 61, 81 и 130, Абу Дауд 2181, Тирмизи 1176, Дарими 2263, «Сахих ан-Насаи» 3397).

Если мужчина заключил никах с женщиной, но решил развестись с ней ещё до того, как у них случилось интимная близость, то он тоже не обязан ждать наступления периода очищения.

Давать развод нужно посредством проговаривания ясной по смыслу фразы

Это могут быть слова типа: «Ты разведена», «Я даю тебе развод» или подобные.

Главное, чтобы муж имел при этом соответствующее намерение, а жена его недвусмысленно поняла.

Важно, чтобы у обоих супругов не оставалось сомнений относительно смысла сказанного.

Давать развод (талак) следует однократно

Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал: 

«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

رَاجِعِ امْرَأَتَكَ

«Верни свою жену!».

Тогда тот сказал: 

إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً

«Поистине, я дал ей развод трижды».

Пророк ﷺ сказал:

قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا

«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Абу Дауд сказал об этом:

أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً

«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».

Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.

Окончательный развод (талак)

Мужчина может давать жене развод (талак) три раза. При этом, после первого и второго развода он может вернуть её до истечения срока ‘идда, сказав ей фразу: «Я тебя возвращаю», — или другую, с очевидным смыслом, либо же возврат жены засчитывается посредством совершения интимной близости.

Аллах говорит об этом в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

«Когда установленный для них срок (‘идда) истечёт, оставьте их у себя по справедливости [верните] или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

Примечательно, что для возвращения жены, срок ‘идда которой не истёк, её согласие не требуется.

Весь срок ‘идда женщина имеет право на проживание в доме мужа и на такое же содержание, как и прежде.

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ ​ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ رَبَّكُمْ ​ۖ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِن بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إِلَّآ أَن يَأْتِينَ بِفَٰحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ ​ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ ​ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُۥ

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок [в период после очищения от месячных], ведите счёт этому сроку [‘идда] и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот несправедлив к самому себе» (65:1)

Если после первого или второго развода срок ‘идда истекает, и мужчина не возвращает женщину, то она считается окончательно разведённой, а бывший муж не имеет более перед ней каких-либо обязательств по содержанию.

ٱلطَّلَٰقُ مَرَّتَانِ ​ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَٰنٍ ​ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا إِلَّآ أَن يَخَافَآ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ

«Развестись [и снова сойтись] можно дважды, после чего следует либо удержать жену по справедливости [вернуть], либо отпустить её наилучшим образом. Вам не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [забирать махр назад], если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха» (2:229)

В таком случае, если бывшие супруги всё-таки вновь захотят заключить никах, то они должны будут полностью заново совершить всю процедуру: согласие опекуна, махр, присутствие двух свидетелей.

После такого воссоединения, ранее данные разводы (талак) остаются в силе и «не сгорают».

Например: мужчина дал талак женщине, срок ‘идда вышел и она стала окончательно разведённой. Позже бывшие супруги решили заключить никах заново. Если мужчина, после повторного заключения никах, вновь даст талак жене, то это уже будет второй (а не первый!) по счету развод.

Третий же развод всегда является окончательным. Женщина считается разведённой сразу после третьего талака, и срок ‘идда выжидать не нужно. При этом мужчина уже не имеет права ни вернуть свою жену, ни даже заключить с ней никах заново.

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُۥ ​ۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ ​ۗ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

«Если [муж] развёлся с [женой в третий раз], то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)

Примечательно, что вновь делает возможным никах женщины с предыдущим мужем только такое её замужество, в котором она вступает с новым супругом в интимную близость. Наглядно это положение разъясняет следующие хадисы.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) к посланнику Аллаха ﷺ пришла жена Рифа‘а аль-Курази и сказала (ему):

«О посланник Аллаха, поистине, Рифа‘а окончательно развёлся со мной [использовал 3-ий по счету талак], и после этого я вышла замуж за ‘Абд ар-Рахмана бин аз-Зубайра аль-Курази, однако оказалось, что он бессилен». (На это) посланник Аллаха ﷺ сказал ей:

لَعَلَّكِ تُرِيدِينَ أَنْ تَرْجِعِي إِلَى رِفَاعَةَ، لاَ، حَتَّى يَذُوقَ عُسَيْلَتَكِ وَتَذُوقِي عُسَيْلَتَهُ

«Может быть, ты хочешь вернуться к Рифа‘а? Нет, (ты не можешь сделать этого,) пока не вступишь (с ‘Абд ар-Рахманом) в половую связь!» (Бухари 5260).

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: 

«Посланника Аллаха ﷺ спросили о человеке, который дал своей жене развод, после чего она вышла замуж за другого и тот уединился с ней, а потом дал ей развод, не вступив с ней в половые отношения: дозволяется ли первому мужу посвататься к ней вновь?

Пророк ﷺ сказал:

لَا تَحِلُّ لِلْأَوَّلِ حَتَّى تَذُوقَ عُسَيْلَةَ الْآخَرِ، وَيَذُوقَ عُسَيْلَتَهَا

«Она не становится дозволенной для первого мужа, пока не познает сладость другого и он не познает её сладость»» (Абу Дауд 2309).

Важно отметить, что намеренное заключение временного никах с целью совершения интимной близости с женщиной, а затем развода с ней и последующего её возврата к предыдущему мужу, является тяжким грехом и игрой с религией.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لعن الله المحل والمحلل له

«Аллах проклял того, кто делает разведённую женщину дозволенной для своего бывшего мужа и того, для кого он делает дозволенной (его бывшую жену)!» (Ибн Маджа 1936, Хаким 2/198, Байхакы 8/207).

‘Идда

‘Идда — это срок, во время которого женщина не имеет права выходить снова замуж после развода с предыдущим мужем или его смерти.

Срок ‘идда женщина должна выжидать после объявления мужем ей о разводе. Это необходимо для того чтобы выявить возможную беременность женщины и правильно установить отцовство.

Если речь идёт о 1-ом или 2-ом разводе, или же женщина беременна, то в течении этого периода времени мужчина обязан предоставлять жене жильё и содержание.

В обычном случае этот срок составляет три месячных цикла:

وَٱلْمُطَلَّقَٰتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلَٰثَةَ قُرُوٓءٍ ​ۚ وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ ٱللَّهُ فِىٓ أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ ​ۚ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِى ذَٰلِكَ إِنْ أَرَادُوٓاْ إِصْلَٰحًا

«Разведённые женщины выжидают (срок ‘идда) три месячных цикла. Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и последний день. Мужья в течение этого периода имеют большее право вернуть их, если захотят примирения» (2:228)

Для беременной женщины срок ‘идда завершается по факту родов. Для женщин, у которых месячные ещё не начались или уже прекратились совсем в силу возраста, ‘идда составляет 3 месяца. Господь Миров сказал об этом:

وَٱلَّٰٓـِٔى يَئِسْنَ مِنَ ٱلْمَحِيضِ مِن نِّسَآئِكُمْ إِنِ ٱرْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَٰثَةُ أَشْهُرٍ وَٱلَّٰٓـِٔى لَمْ يَحِضْنَ ​ۚ وَأُوْلَٰتُ ٱلْأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَن يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ

«Для тех из ваших женщин, которые больше не надеются на месячные [кровотечения], если вы сомневаетесь, установленный [для развода] срок равен трём месяцам, как и для тех, у которых месячные ещё не начались. У беременных этот срок истекает, когда они разрешатся от бремени» (65:4)

Для женщины, которая стала вдовой после смерти мужа, срок ‘идда равняется 4-м месяцам и 10-и дням:

وَٱلَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَٰجًا يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ وَعَشْرًا ​ۖ فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا فَعَلْنَ فِىٓ أَنفُسِهِنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ ​ۗ وَٱللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ‮

«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выждать четыре месяца и десять дней. Если они выждали положенный им срок, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой по справедливости. Аллах ведает то, что вы совершаете» (2:234)

Если мужчина развел жену до того, как вступил с ней в интимную близость, то она не должна выжидать срок ‘идда и может сразу считать себя окончательно разведённой:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا نَكَحْتُمُ ٱلْمُؤْمِنَٰتِ ثُمَّ طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ فَمَا لَكُمْ عَلَيْهِنَّ مِنْ عِدَّةٍ تَعْتَدُّونَهَا ​ۖ فَمَتِّعُوهُنَّ وَسَرِّحُوهُنَّ سَرَاحًا جَمِيلًا‮

«О вы, которые уверовали! Если вы вступили в брак с верующими женщинами, а потом объявили им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите красиво» (33:49)

Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

Аллах говорит в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.

Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.

عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»

Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал: 

«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).

Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.

Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.

Развод по инициативе жены (хуль’у)

С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)

Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:

وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا

«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)

При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: 

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ

«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).

Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.

Аллах говорит об этом в Кур’ане:

فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا ٱفْتَدَتْ بِهِۦ

«Если же вы опасаетесь, что они [супруги] не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то оба [супруга] не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229)

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку ﷺ и сказала:

يَا رَسُولَ اللَّهِ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ مَا أَعْتُبُ عَلَيْهِ فِى خُلُقٍ وَلاَ دِينٍ ، وَلَكِنِّى أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِى الإِسْلاَمِ

«О посланник Аллаха, я не порицаю (Сабита ибн Кайса) ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако я не хочу [чтобы неприязнь к нему подтолкнула меня совершить] неверие в Исламе!»

Посланник Аллаха ﷺ спросил (её):

أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ

«Вернёшь ли ты ему его сад [махр]?»

Она сказала: «Да».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал (Сабиту):

اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً

«Прими (от неё свой) сад [махр] и дай ей развод!»

(Бухари 5273, «Сахих аль-Джами’ ас-сагыр» 1140, «Сахих ан-Насаи» 3463).

Эта же история приходит и в другом риуаяте.

Передается от Хабибы бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды посланник Аллаха ﷺ выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей

Посланник Аллаха ﷺ спросил:

مَنْ هَذِهِ؟

«Кто это?» 

Она ответила: «Я — Хабиба бинт Сахль».

Он спросил:

مَا شَأْنُكِ؟

«Что случилось?»

Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом».

Когда подошёл Сабит ибн Кайс, посланник Аллаха ﷺ сказал:

هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ

«Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах». 

Хабиба сказала: «О посланник Аллаха! Всё, что он дал мне — у меня».

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

خُذْ مِنْهَا

«Забери это у неё».

И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там (Абу Дауд 2227).

Из этого хадиса мы понимаем, что сподвижник соблюдал права своей жены должным образом, однако она, не смотря на это, испытывала к нему непреодолимую личную неприязнь, а поэтому не хотела жить с ним. Именно в таких случаях и применим выкуп себя женой (хуль’у).

В случае хуль’у ‘идда составляет один месяц.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ امْرَأَةَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ اخْتَلَعَتْ مِنْهُ، فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِدَّتَهَا حَيْضَةً

Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль’у и Пророк ﷺ сказал ей, что её ‘идда — одна менструация (Абу Дауд 2229, Тирмизи 1185).

Серьезность и ответственность в семейных делах мусульман

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: 

ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ

«Три вещи действительны вне зависимости от того, всерьёз они совершаются или нет. Это заключение брака, развод и возвращение жены после развода» (Абу Дауд 2194).

Тоже самое относится и к гневу. Давать талак или возвращать жену нужно хорошо всё обдумав, с холодной головой.

Содержание женщины после окончательного развода

Передается от Фатимы бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, что Абу ‘Амр ибн Хафс дал ей окончательный развод в своё отсутствие, послав к ней своего уполномоченного с ячменём.

Она разгневалась, а он сказал: «Клянусь Аллахом, мы ничего не должны тебе».

Тогда она пошла к посланнику Аллаха ﷺ и рассказала ему обо всём. Посланник Аллаха ﷺ сказал

لَهَا لَيْسَ لَكِ عَلَيْهِ نَفَقَةٌ

«Он не обязан содержать тебя» (Абу Дауд 2284).

Передается от Фатимы бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, что Абу Хафс ибн аль-Мугира дал ей три развода, и что Халид ибн аль-Валид и несколько человек из бану махзум пришли к пророку ﷺ и сказали: «О Пророк Аллаха! Поистине, Абу Хафс ибн аль-Мугира дал своей жене три развода и оставил ей совсем скромное содержание»

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا نَفَقَةَ لَهَا

«Ей не полагается содержание» (Абу Дауд 2285).

Передают, что аш-Ша‘би рассказывал со слов Фатимы бинт Кайс, что посланник Аллаха ﷺ сказал о женщине, с которой муж развелся в третий раз: 

لَيْسَ لَهَا سُكْنَى، وَلَا نَفَقَةٌ

«Она не имеет права ни на жилье, ни на материальное обеспечение» (Муслим 1480).

Из этих хадисов понимается, что после окончательного 3-его развода или после окончания срока ‘идда после 1-ого или 2-ого развода, мужчина не обязан содержать свою бывшую жену.

При этом, в случае развода, мужчина обязан содержать бывшую жену, если она беременна, до момента родов. Также женщине полагается материальная компенсация в период кормления ребенка грудью, когда ребёнок ещё совсем несамостоятельный и требует к себе постоянного внимания со стороны матери.

Так, Аллах сказал в Кур’ане:

أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنتُم مِّن وُجْدِكُمْ وَلَا تُضَآرُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُواْ عَلَيْهِنَّ ​ۚ وَإِن كُنَّ أُوْلَٰتِ حَمْلٍ فَأَنفِقُواْ عَلَيْهِنَّ حَتَّىٰ يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ ​ۚ فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ ​ۖ وَأْتَمِرُواْ بَيْنَكُم بِمَعْرُوفٍ ​ۖ وَإِن تَعَاسَرْتُمْ فَسَتُرْضِعُ لَهُۥٓ أُخْرَىٰ‮

«Поселяйте их там, где вы живёте сами, согласно вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и договаривайтесь между собой по справедливости. Если же вы не договоритесь, то кормить для него будет другая женщина» (65:6)

Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:

أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي

«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).

В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы. 

Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.

Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:

«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.

Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: 

اسْتَهِمَا عَلَيْهِ

«Тяните жребий».

Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

Тогда Пророк ﷺ сказал:

هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ

«Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).

Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.

Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.

Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.

В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.

Материальное обеспечение детей

Что касается расходов на детей, то их в полной мере обязан нести отец вне зависимости от того, живет ли он в браке со своей женой или же развелся с ней.

Даже если дети живут со своей матерью, которая сама хорошо зарабатывает и способна их обеспечивать, обязанность содержания детей с отца не снимается.

Размер содержания детей определяется обычаями местности и возможностями мужчины. Господь Миров сказал об этом в Кур’ане:

لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِۦ ​ۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُۥ فَلْيُنفِقْ مِمَّآ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُ ​ۚ لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَآ ءَاتَىٰهَا ​ۚ سَيَجْعَلُ ٱللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْرًا‮

«Пусть богатый расходует из своего богатства, а тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека больше того, чем Он одарил его. После трудности Аллах дарует облегчение» (65:6)

Мужчине не следует проявлять скупость при расходах на свою супругу или детей, ведь за счёт этих дел он имеет возможность заработать большую награду от Аллаха.

Так, посланник Аллаха ﷺ говорил:

دينار أنفقته في سبيل الله، ودينار أنفقته في رقبة، ودينار تصدقت به على مسكين، ودينار أنفقته على أهلك، أعظمها أجرًا الذي أنفقته على أهلك

«Динар, который ты потратил на пути Аллаха, и динар, который ты потратил на освобождение раба, и динар который ты потратил на свою семью: самый великий вознаграждением тот, который ты потратил на семью» (Муслим 995).

Также Посланник Аллаха ﷺ говорил: 

إِذَا أَنْفَقَ الرَّجُلُ عَلَى أَهْلِهِ يَحْتَسِبُهَا فَهُوَ لَهُ صَدَقَةٌ

«Если человек расходует свое имущество на свою семью, с надеждой на награду, т.е. желая этим Лика Аллаха и Его довольства, то это запишется ему милостыней» (Бухари 55).

Не подобает мужчинам из числа мусульман уподобляться неверующим, которые всячески уклоняются от содержания детей, что вызывает у матерей необходимость обращаться в суд и взыскивать права детей посредством алиментов.

Добавить комментарий