Аллах говорит в Коране:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءَتْ مَصِيرًا
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115)
Из этого аята мы понимаем, что сознательное противоречие религии Аллаха является большим куфром, который выводит человека из Ислама и аннулирует его иман.
Но каждое ли противоречие Исламу непременно является куфром? Нет.
На этот счёт существуют 3 положения:
1) Если человек стремился понять истину, изучил известные ему доказательства из Корана и Сунны, однако всё же попал в ошибку и сделал вывод, который в действительности противоречит Исламу, то такой проявил искреннее усердие, но ошибся. Подобная ошибка не является ни куфром, ни грехом.
Так, Аллах говорит в Коране:
لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (2:286)
В качестве примера можно привести человека, который изучив соответствующие хадисы из книги, которая попала к нему в руки, пришел к выводу, что совершающий молитву за имамом не должен произносить вслух «Амин!» после прочтения имамом «Фатихи».
Такой сделал ошибочный вывод, однако он при этом опирался на Сунну и стремился к благу, допустив оплошность непреднамеренно.
2) Если человек сделал в каком-то религиозном вопросе неуместный таклид, приняв чьи-то слова, помимо слов Аллаха и Его посланника, и не узнав, есть ли для этих слов какая-то основа в Коране и Сунне, и попал тем самым в противоречие Исламу, то такой совершает грех по причине своей халатности и нарушения приказа о том, что в своей религии мусульмане должны следовать только за Кораном и Сунной, а не за мнениями людей.
В качестве примера приведем ту же ситуацию относительно произнесения слова «Амин!» с той разницей, что человек придерживается такого мнения, не изучив соответствующих доказательств, а просто слепо последовав за чьим-то мнением.
3) Если же человек понимает ложность своих слов, однако намеренно призывает к ним, стремясь тем самым противоречить Исламу и осознанно сбивая людей с истины, то такой совершает большой куфр.
В наше время такое часто случается в бывших странах СНГ, когда сторонники «традиционного Ислама» сознательно противоречат истине в стремлении сохранить свои традиции даже в тех вопросах, относительно которых они очевидно противоречат Откровению.
Такие, как правило, клеймят всех несогласных различными прозвищами и предостерегают простых мусульман от того, чтобы они слушали кого-бы то ни было, кроме них самих, не желая тем самым, чтобы люди изучали Ислам и избавлялись от нововведений.
Про таких Аллах говорит в Коране:
الْمُنَافِقُونَ وَالْمُنَافِقَاتُ بَعْضُهُم مِّن بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمُنكَرِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمَعْرُوفِ
«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки» (9:67)
То есть они, от имени Ислама, рассказывают людям что им якобы нельзя изучать Коран и хадисы, что всё это — сложно и они наверняка запутаются и попадут в ошибку. Взамен, такие лжепроповедники предлагают людям оставить всякое усердие в деле изучения Ислама (запрещают одобряемое), а вместо этого призывают просто поверить на слово тому, что они говорят и делать им таклид (слепое следование).
Таким лжепроповедникам невыгодно, чтобы люди изучали Ислам, ведь тогда они поймут, что их обманывают, и это приведет лидеров «традиционного Ислама» к потере влияния и хорошего заработка.
Аллах также говорит в Коране:
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ اللَّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِي خَرَابِهَا أُولَئِكَ مَا كَانَ لَهُمْ أَن يَدْخُلُوهَا إِلَّا خَائِفِينَ لَهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ وَلَهُمْ فِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (2:114)
Этот аят был ниспослан относительно мушриков-курайшитов, которые признавали существование Аллаха и поклонялись Ему, перестроили главную мечеть — Ка’абу, возвеличивали её, принимали и кормили паломников, совершали, помимо прочего, дуа к Аллаху и делали множество других благих дел.
Вместе с этим, они противостояли призыву Мухаммада ﷺ, который объяснял людям истинный Ислам — таухид, желая чтобы люди оставили ширк и делали дуа только Аллаху, оставив мольбы к сотоварищам (мертвым аулия, могилам, идолам и так далее).
Именно так объяснил эту ситуацию Ибн Аббас, который в объяснений к аяту:
الَّذِينَ كَفَرُوا وَصَدُّوا عَن سَبِيلِ اللَّهِ أَضَلَّ أَعْمَالَهُمْ
«Он сделал тщетными деяния тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха» (47:1)
Сказал:
هم أهل مكة كفروا بتوحيد الله
«Они — жители Мекки, которые препятствуют (распространению) таухида Аллаха» (Тафсир Куртуби).
Обратите на это внимание — это очень страшно! Человек может годами совершать намаз, держать пост в месяц Рамадан и совершать другие благие дела, однако если он по причине своих страстей будет сознательно противостоять в каких-то вопросах истине, то Аллах уничтожит его дела и в Судный День он понесет великий урон за свой куфр.
Также и сегодня: некоторые лжепроповедники, выявляя внешне Ислам, в действительности сознательно препятствуют распространению знания и изучению Корана и Сунны в понимании сподвижников. Очень опасное положение!