Господь Миров приказывает нам в Своей Книге поклоняться только Ему одному:
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:2)
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это — правая вера» (98:5)
Чтобы выполнить этот приказ, нам нужно понять что такое поклонение (ибада).
Вопрос поклонения – является одним из самых важных вопросов для Уммы, ведь поклонение – это смысл жизни человека, а потому тот, кто не знает что такое ибада — не знает и смысла своей жизни. Аллах говорит в Кур’ане:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)
К сожалению, есть очень много людей, которые не знают что такое поклонение. Мало того, что это становится препятствием к выполнению приказа Аллаха, так это еще и ставит человека на край пропасти.
Вдумайтесь: не зная что такое поклонение, человек не будет следить за тем, кому он его посвящает, что наверняка приведет к тому, что он начнет поклоняться кому-то наряду с Аллахом (то есть делать ширк), возможно даже не отдавая себе в этом отчета. Это очень опасно, ведь Господь Миров сказал:
إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей (делает ширк), тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72)
Итак, комплексно посмотрев на Кур’ан и Сунну, можно вывести такое определение для поклонения:
Поклонение (ибада) – это те явные и скрытые действия человека, которые Аллах выбрал только для Себя.
Возникает вопрос: откуда мы можем узнать те действия, которые для Себя выбрал Аллах? Ответ на это мы будем искать в Кур’ане и Сунне.
Рассмотрев подробно Книгу Аллаха и хадисы пророка ﷺ, можно сделать вывод, что всего существует 7 действий, которые являются основой поклонения и которые Аллах выбрал только для себя.
Эти действия являются основными компонентами поклонения:
- Максимальная любовь
- Максимальный страх или страх без физического способа*
- Упование
- Надежда без физического способа*
- Мольба
- Абсолютное уважение
- Абсолютное и безусловное подчинение
* Под формулировкой «без физического способа» имеется в виду ситуация, при которой отсутствует причинно-следственная связь.
Так же нужно знать, что поклонением становится любое действие, в которое входит то, что Аллах выбрал только для Себя (то есть хотя бы один из вышеперечисленных компонентов поклонения).
Например, намаз является поклонением, потому что человек любит Аллаха и поэтому совершает намаз – с одной стороны, а с другой стороны человек боится, что если он не будет совершать намаз, то Аллах покарает его. Кроме того, в намазе человек совершает мольбу, поклон из чувства уважения перед Аллахом, а также уповает и надеется на Него. Точно так же и во всех других делах.
Так, если человек заболел и принимает лекарство, имея намерение вылечиться и поклоняться Аллаху дальше, и зная при этом, что лечиться является Сунной, надеясь, что Он его исцелит и зная, что исход всех дел — за Аллахом,то это будет поклонением.
Если же он просто принимает лекарства и ни о чем таком не думает, то это не будет поклонением, а будет обыкновенным действием.
Если же человек заболел и повесил на себя амулет, то он совершил тем самым ширк, направив поклонение (упование и надежду без физического способа) кому то наряду с Аллахом.
В последующих публикациях мы поговорим о каждом из компонентов поклонения более подробно.
Определение поклонению, которое давал шейх уль-ислам ибн Тайимия
Если вы читали книги, написанные учеными ахлю Сунна более поздних лет (в том числе и современных ученых), то наверняка сталкивались с тем, что они часто цитируют в качестве определения поклонения следующие слова Ибн Тайимии, да помилует его Аллах:
الْعِبَادَةُ هِيَ اسْمٌ جَامِعٌ لِكُلِّ مَا يُحِبُّهُ اللَّهُ وَيَرْضَاهُ
Поклонение (ибада) – это понятие, включающее в себя все слова и дела как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен («Маджму аль-Фатава» 10/149).
По причине известности и большого уважения, которое испытывают мусульмане к автору этих слов, это определение получило широчайшее распространение и попало в огромное число книг. Может возникнуть вопрос: почему и мы не даём такое же определение? Есть один нюанс, на который следует обратить внимание.
Напомню, что мы дали следующее общее определение:
Поклонение (ибада) – это те явные и скрытые деяния, которые Аллах выбрал только для Себя.
Важно понимать, что любое определение или классификация — это слова обладателей знания, которые они выбирают для того чтобы максимально доходчиво объяснить вопрос.
Определения и классификации, которые дают ученые, не являются частью Ислама, однако являются способом объяснения религии.
Разные ученые могут давать различные определения и давать разную классификацию — и это нормально. У кого-то это может получиться лучше, а у кого-то — хуже.
Возвращаясь к упомянутым выше словам шейх уль-ислама относительно поклонения, следует отметить, что он сам не называл их универсальным определением.
Если посмотреть более внимательно, то станет ясно, что он употребил эту формулировку в контексте ответа на вопрос «что такое истинное поклонение (убудиййя)?» или, иначе говоря, как объяснение для правильного поколения. Это подтверждается и тем, что после этих своих слов, шейх уль-ислам перечислил такие примеры практического поклонения, как намаз, пост, зикр, призыв к одобряемому и запрет порицаемого, джихад и другие.
Это — очень важный нюанс, который обычно упускается из вида!
Действительно, все те скрытые и явные слова и дела, которыми доволен Аллах — являются поклонением. Но это относится только к правильному поклонению, поклонению мусульман.
Формулировка «все слова и дела как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен», по нашему мнению, не вполне подходит в качестве универсального определения поклонению, поскольку поклонение может быть и неправильным!
Обратите внимание: что такое ширк? Один из видов ширка — это поклонение ложным божествам или, иначе говоря, неправильное поклонение. Пример тому: мольба к праведникам, жертвоприношение джиннам, упование на амулет и многие другие.
Нет сомнения, что все эти дела являются ширком, то есть поклонением кому-то или чему-то другому помимо Аллаха. Аллах недоволен такими делами, поэтому получается, что все они не входят в формулировку шейх уль-ислама, однако вместе с этим, являются поклонением — неправильным (ложным) поклонением.
Получается, что если мы хотим объяснить какому-то немусульманину основы Ислама и дадим ему в качестве универсального определения поклонения слова шейх уль-ислама, этот немусульманин никогда не поймет что такое ширк, почему мушрики не соглашались с пророком и в чём заключается суть религии.
С другой стороны, наше определение: «Поклонение (ибада) – это те явные и скрытые деяния, которые Аллах выбрал только для Себя», — включает в себя как правильное поклонение, так и неправильное, а поэтому является универсальным определением, которое одинаково понятно как мусульманам, так и кафирам.