Мобилизация мусульман

Мобилизация мусульман. В каких случаях мусульманину можно идти на войну?

Отправляясь на войну, человек должен быть готов к тому чтобы убивать противника.


Наш Telegram канал

С точки зрения Ислама, война — это средство, к которому можно прибегать только в самую последнюю очередь, когда все иные способы решения вопроса уже исчерпаны и не принесли нужного результата. Так, посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَيُّهَا النَّاسُ، لاَ تَتَمَنَّوْا لِقَاءَ الْعَدُوِّ، وَسَلُوا اللَّهَ الْعَافِيَةَ، فَإِذَا لَقِيتُمُوهُمْ فَاصْبِرُوا، وَاعْلَمُوا أَنَّ الْجَنَّةَ تَحْتَ ظِلاَلِ السُّيُوفِ

«О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха об избавлении. Но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится в тени (ваших) мечей!» (аль-Бухари 2966, Муслим 1742).

Именно так поступал посланник Аллаха ﷺ, сражаясь только в тех случаях, когда переговоры и увещевания не принесли результата.

При этом пророк ﷺ никогда не сражался ради земли, имущества или каких-либо личных мотивов.

Так, Абу Муса аль-Ашари рассказал:

«(Однажды) к пророку ﷺ пришёл какой-то человек, который спросил его:

يَا رَسُولَ اللَّهِ، مَا الْقِتَالُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَإِنَّ أَحَدَنَا يُقَاتِلُ غَضَبًا، وَيُقَاتِلُ حَمِيَّةً

«О посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь некоторые из нас сражаются под воздействием гнева, а иные (под воздействием) ярости [защищая своё племя, родственников или что-либо дорогое ему]»

Он ﷺ сказал:

مَنْ قَاتَلَ لِتَكُونَ كَلِمَةُ اللَّهِ هِيَ الْعُلْيَا فَهُوَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ

«На пути Аллаха Всемогущего и Великого (находится только) сражающийся ради того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего» (аль-Бухари 123, Муслим 1904).

В другом риуаяте у посланника Аллаха ﷺ спросили:

الرَّجُلُ يُقَاتِلُ لِلْمَغْنَمِ، وَالرَّجُلُ يُقَاتِلُ لِلذِّكْرِ، وَالرَّجُلُ يُقَاتِلُ لِيُرَى مَكَانُهُ، فَمَنْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ؟

«(Один) человек сражается ради военной добычи, (другой) сражается ради славы, (третий) же сражается напоказ. Так кто (из них сражается) на пути Аллаха?»

(Пророк ﷺ) ответил:

مَنْ قَاتَلَ لِتَكُونَ كَلِمَةُ اللَّهِ هِيَ الْعُلْيَا فَهُوَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ

«На пути Аллаха (сражается человек,) сражающийся ради того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего» (аль-Бухари 2810).

Единственно законной целью для наступательного вооруженного джихада является устранение фитны и фасада, когда на территориях противника, под страхом смерти или уголовного преследования, категорически запрещается изучение и исповедание Ислама.

Именно против таких правителей, которые запрещали у себя в стране проповедовать и принимать Ислам, и воевал пророк ﷺ.

Так, сообщается со слов Нафи‘а, что к Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах им и его отцом, пришли два человека во времена смуты при Ибн Зубайре и сказали ему:

إِنَّ النَّاسَ قَدْ ضُيِّعُوا، وَأَنْتَ ابْنُ عُمَرَ وَصَاحِبُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَمَا يَمْنَعُكَ أَنْ تَخْرُجَ؟

«Люди впали в заблуждение, но ты ведь Ибн ‘Умар — сподвижник пророка ﷺ! Что удерживает тебя от того, чтобы выйти на сражение?»

Он ответил:

يَمْنَعُنِي أَنَّ اللَّهَ حَرَّمَ دَمَ أَخِي

«Меня удерживает то, что Аллах запретил проливать кровь моего брата (мусульманина)».

Они воскликнули:

أَلَمْ يَقُلِ اللَّهُ

«Разве Аллах не сказал:

وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение» (2:193)

Он ответил:

قَاتَلْنَا حَتَّى لَمْ تَكُنْ فِتْنَةٌ، وَكَانَ الدِّينُ لِلَّهِ، وَأَنْتُمْ تُرِيدُونَ أَنْ تُقَاتِلُوا حَتَّى تَكُونَ فِتْنَةٌ، وَيَكُونَ الدِّينُ لِغَيْرِ اللَّهِ

«Мы сражались ради того, чтобы исчезло искушение, а религия всецело принадлежала Аллаху. Вы же хотите воевать, чтобы была смута, а религия принадлежала кому-то, кроме Аллаха» (аль-Бухари 4513).

В другом риуаяте Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

فَعَلْنَا عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَكَانَ الإِسْلاَمُ قَلِيلاً، فَكَانَ الرَّجُلُ يُفْتَنُ فِي دِينِهِ إِمَّا قَتَلُوهُ، وَإِمَّا يُعَذِّبُوهُ، حَتَّى كَثُرَ الإِسْلاَمُ فَلَمْ تَكُنْ فِتْنَةٌ

«Мы делали так во время посланника Аллаха ﷺ, когда ислам ещё не был силён. Тогда искушением в религии было то, что человека или пытали, или убивали. Сейчас же Ислам распространился, и искушения больше не будет» (аль-Бухари 4514).

Помимо целей джихада, важно также следить и за тем, чтобы неукоснительно соблюдались и условия его ведения.

Одним из ключевых условий ведения джихада является его осуществление исключительно под предводительством правителя мусульман.

Так, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что пророк ﷺ сказал:

إنما الإمام جنة يقاتل من ورائه ويتقى به

«Правитель – это щит, за которым сражаются и которым оберегаются» (аль-Бухари 2957, Муслим 1841).

Также в Коране, повествуя об иудеях, Аллах говорит:

أَلَمْ تَرَ إِلَى ٱلْمَلَإِ مِن بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ مِن بَعْدِ مُوسَىٰٓ إِذْ قَالُواْ لِنَبِىٍّ لَّهُمُ ٱبْعَثْ لَنَا مَلِكًا نُّقَٰتِلْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ

«Разве ты не видел, как знатные мужи среди сынов Исраиля после Мусы сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха»?» (2:246)

В другом известном длинном хадисе Хузайфа, да будет доволен им Аллах, спросил у пророка ﷺ о том, как следует поступить тому, кто застанет времена, при которых не будет ни джамаата, ни правителя, на что посланник Аллаха ﷺ ответил ему:

فاعتزل تلك الفرق كلها، ولو أن تعض بأصل شجرة حتى يدركك الموت وأنت على ذلك

«Тогда отстраняйся от всех групп, даже если придется тебе для этого вцепиться зубами в корни деревьев. И оставайся в подобном положении, пока не придет к тебе смерть!» (аль-Бухари 3606, Муслим 1847).

Таким образом мы понимаем, что наступательный джихад, являясь великим поклонением, не ведётся иначе как под руководством правителя мусульман.

Другим немаловажным условием участия в джихаде является согласия родителей муджахида.

Так, передаёт АбдуЛлах ибн Амр Ибн аль-‘Ас, что как то к посланнику Аллаха ﷺ прибыл один человек и сказал ему:

أُبَايِعُكَ عَلَى الْهِجْرَةِ وَالْجِهَادِ أَبْتَغِي الْأَجْرَ مِنَ اللَّهِ

«Я хочу присягнуть тебе в том, что совершу хиджру и хочу вести [вооруженный] джихад, ища этим только награду от Аллаха!»

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

فَهَلْ مِنْ وَالِدَيْكَ أَحَدٌ حَيٌّ؟

«А жив ли кто-то из твоих родителей?»

Тот ответил:

نَعَمْ، بَلْ كِلَاهُمَا

«Да, оба живы».

Пророк ﷺ сказал:

فَتَبْتَغِي الْأَجْرَ مِنَ اللَّهِ؟

«Ты хочешь получить награду от Аллаха?»

Тот человек ответил:

نَعَمْ

«Да».

(Тогда) посланник Аллаха ﷺ сказал:

فَارْجِعْ إِلَى وَالِدَيْكَ فَأَحْسِنْ صُحْبَتَهُمَا

«Вернись к своим родителям, живи с ними и совершай по отношению к ним благо» (Муслим 2549).

В другом похожем хадисе со слов Абу Саида аль-Худри передаётся, что к посланнику Аллаха ﷺ прибыл, совершив хиджру из Йемена, один человек, и посланник Аллаха ﷺ спросил у него:

هَلْ لَكَ أَحَدٌ بِالْيَمَنِ

«У тебя остался кто-нибудь в Йемене?»

Тот ответил:

أَبَوَايَ

«Родители».

Пророк ﷺ спросил:

أَذِنَا لَكَ

«А они тебе разрешили?»

Он ответил:

لَا

«Нет».

(Тогда) посланник Аллаха ﷺ сказал:

ارْجِعْ إِلَيْهِمَا فَاسْتَأْذِنْهُمَا، فَإِنْ أَذِنَا لَكَ فَجَاهِدْ وَإِلَّا فَبِرَّهُمَا

«Вернись к ним и попроси разрешения. И если они разрешат, то переселяйся, а если нет, то поступай по отношению к ним хорошо [то есть оставайся там и ухаживай за ними]» (Абу Дауд 2530).

Что касается возможности защищаться от врагов, то Аллах говорит в Коране:

وَقَٰتِلُواْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ يُقَٰتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوٓاْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُعْتَدِينَ

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте меру. Поистине, Аллах не любит преступающих меру» (2:190)

أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَٰتَلُونَ بِأَنَّهُمْ ظُلِمُواْ ​ۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ عَلَىٰ نَصْرِهِمْ لَقَدِيرٌ

«[Сражаться] дозволено тем, против кого сражаются, потому что с ними поступили несправедливо. Поистине, Аллах может им помочь» (22:39)

Передаётся от Са‘ида ибн Зейда, что пророк ﷺ сказал:

مَنْ قُتِلَ دُونَ مَالِهِ فَهُوَ شَهِيدٌ، وَمَنْ قُتِلَ دُونَ أَهْلِهِ أَوْ دُونَ دَمِهِ أَوْ دُونَ دِينِهِ فَهُوَ شَهِيدٌ

«Кто погиб, защищая своё имущество — тот шахид. И кто погиб, защищая свою семью, или защищая свою жизнь, или защищая свою религию — тот шахид» (Абу Дауд 4772, ат-Тирмизи 1421).

Таким образом мы понимаем, что вооруженный джихад может вестись или с целью устранить фитну и фасад под руководством правителя мусульман, или с целью непосредственной защиты своей семьи и имущества.

Во всех иных случаях убийство человека является большим грехом.

Так, Аллах сказал в Коране:

مَن قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِى ٱلْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ ٱلنَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَآ أَحْيَا ٱلنَّاسَ جَمِيعًا

«Кто убил человека не за убийство или распространение нечестия на земле [фасад], тот словно убил всех людей. А кто сохранил жизнь человеку, тот словно сохранил жизнь всем людям» (5:32)

Примечательно, что убивать без права на то запрещено не только мусульман, но и кафиров.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю Мусы, мир ему:

وَدَخَلَ ٱلْمَدِينَةَ عَلَىٰ حِينِ غَفْلَةٍ مِّنْ أَهْلِهَا فَوَجَدَ فِيهَا رَجُلَيْنِ يَقْتَتِلَانِ هَٰذَا مِن شِيعَتِهِۦ وَهَٰذَا مِنْ عَدُوِّهِۦ ​ۖ فَٱسْتَغَٰثَهُ ٱلَّذِى مِن شِيعَتِهِۦ عَلَى ٱلَّذِى مِنْ عَدُوِّهِۦ فَوَكَزَهُۥ مُوسَىٰ فَقَضَىٰ عَلَيْهِ ​ۖ قَالَ هَٰذَا مِنْ عَمَلِ ٱلشَّيْطَٰنِ ​ۖ إِنَّهُۥ عَدُوٌّ مُّضِلٌّ مُّبِينٌ

قَالَ رَبِّ إِنِّى ظَلَمْتُ نَفْسِى فَٱغْفِرْ لِى فَغَفَرَ لَهُۥٓ ​ۚ إِنَّهُۥ هُوَ ٱلْغَفُورُ ٱلرَّحِيمُ

«Войдя в город, когда его жители не были бдительны, [Муса] повстречал двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из его сторонников, а другой — из его врагов. Тот, кто был из его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из его врагов. Муса ударил того кулаком и прикончил. Он [Муса] сказал: «Это — одно из деяний шайтана. Поистине, он — явный враг, вводящий в заблуждение». Он сказал: «Господи, я был несправедлив к самому себе. Прости же меня». Он простил его, ибо Он — Прощающий, Милующий» (28:15-16)

Поэтому бойтесь причинить людям несправедливость и тем более убивать их без права, ведь Господь Миров сказал в Коране:

وَلَوْ يَرَى ٱلَّذِينَ ظَلَمُوٓاْ إِذْ يَرَوْنَ ٱلْعَذَابَ أَنَّ ٱلْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعَذَابِ‮

«Если бы поступающие несправедливо узрели мучения, они бы поняли, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах суров в наказании» (2:165)

وَلَا تَرْكَنُوٓاْ إِلَى ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ ٱلنَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ مِنْ أَوْلِيَآءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ

«Не склоняйтесь на [сторону] несправедливых, а иначе вас коснётся огонь, и не будет у вас покровителей вместо Аллаха, и после этого никто не поможет вам» (11:113)

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اتَّقُوا الظُّلْمَ ؛ فَإِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ القِيَامَةِ

«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День Воскресения» (Муслим 2578).

Здесь уместно привести ещё один хадис, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّه يُسْتَعْمَلُ علَيْكُم أُمَراءُ، فَتَعْرِفُونَ وتُنْكِرُونَ، فمَن كَرِهَ فقَدْ بَرِئَ، ومَن أنْكَرَ فقَدْ سَلِمَ، ولَكِنْ مَن رَضِيَ وتابَعَ

«Вами будут править правители, и вы будете одобрять одни их деяния и не одобрять другие. И тот, кому их [злодеяния] будут ненавистны — не будет причастен к ним. И тот, кто будет порицать их — спасётся. А тот, кто одобрит их и последует за ними — [погибнет]» (Муслим 1854).

Если вас призывают в военное время на срочную службу или присылают повестку в рамках мобилизации, то задайте себе вопросы:

  1. Соответствует ли эта война условиям ведения вооруженного джихада
  2. Принесёт ли эта она очевидную пользу Исламу и мусульманам? Или же эта война, напротив, сама является причиной распространения несправедливости и порчи на земле (фасад)?
  3. Уверены ли вы в том, что не окажетесь вынуждены воевать на стороне несправедливого агрессора
  4. Поддерживают ли ваши родители вас в том, чтобы отправиться на войну?

Если вы ответили «нет» хотя бы на один из вопросов, то помните что:

Со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим 49, Абу Дауд 1140 и 4340, ат-Тирмизи 2172, Ибн Маджах 1275 и 4013, Ибн Хиббан 307).

Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَحَبُّ الجِهَادِ إِلَى اللهِ كَلِمَةُ الحَقِّ تُقَالُ لإِمَامٍ جَائِرٍ

«Самый любимый джихад для Аллаха – это истинное слово, сказанное несправедливому правителю» (Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в «Сахих аль-Джами’ ас-Сагыр» 168, «Сахих ат-Таргыб уат-Тархиб» 2307).

Аллах также сказал в Коране:

إِنَّ ٱلَّذِينَ تَوَفَّىٰهُمُ ٱلْمَلَٰٓئِكَةُ ظَالِمِىٓ أَنفُسِهِمْ قَالُواْ فِيمَ كُنتُمْ ​ۖ قَالُواْ كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِى ٱلْأَرْضِ ​ۚ قَالُوٓاْ أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ ٱللَّهِ وَٰسِعَةً فَتُهَاجِرُواْ فِيهَا ​ۚ فَأُوْلَٰٓئِكَ مَأْوَىٰهُمْ جَهَنَّمُ ​ۖ وَسَآءَتْ مَصِيرًا‮

«Поистине, тем, чьи души ангелы заберут поступающими несправедливо к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были унижены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была [достаточно] велика, чтобы вы могли переселиться?» Их обителью будет Геенна, и какой это дурной исход!» (4:97)

Хорошим примером может в крайнем случае послужить Юсуф, мир ему, который сказал:

رَبِّ ٱلسِّجْنُ أَحَبُّ إِلَىَّ مِمَّا يَدْعُونَنِىٓ إِلَيْهِ

«Господи, темница мне милее того, к чему они меня призывают» (12:33)

Добавить комментарий