Уважение и возвеличивание становятся поклонением в том случае, если достигают своего абсолютного максимума. Подобным образом, на максимальном уровне, можно и нужно уважать только Аллаха!
Господь Миров говорит в Коране:
حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ
«Прилежно совершайте молитвы, особенно среднюю молитву [аср], и стойте перед Аллахом смиренно» (2:238)
قُلْ مَن يُنَجِّيكُم مِّن ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ تَدْعُونَهُ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً لَّئِنْ أَنجَانَا مِنْ هَذِهِ لَنَكُونَنَّ مِنَ الشَّاكِرِينَ
«Скажи: «Кто спасает вас из потёмок на суше и на море, когда вы призываете Его смиренно и втайне, [говоря]: «Если Он спасёт нас от этого, мы непременно будем благодарны?»»» (6:63)
وَمِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ لَا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلَا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«Среди Его знамений — ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (41:37)
Из этих и многих других подобных аятов можно сделать вывод, что уважение к Аллаху состоит из таких проявлений, как: смирение (отсутствие лишних движений), признание своей слабости и нужды в Творце, сосредоточенность внимания, опасение вызвать Его гнев.
Именно поэтому, мусульмане склоняют голову в поясных и земных поклонах только перед Аллахом, стоя перед Ним в намазе, избегают лишних движений и посторонних слов, сосредоточенно размышляют о Его Словах, удерживая свои мысли от того, чтобы отвлечься и так далее.
Уважать и возвеличивать подобным образом, замирая без движений и слов, склонять перед кем-то голову — является поклонением, которое можно посвящать только Аллаху.
Если человек уважает и возвеличивает подобным образом кого-то из людей, то тем самым совершает ширк, обрекая себя на погибель.
Так, Аллах говорит в Коране:
وَمِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ لَا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَلَا لِلْقَمَرِ وَاسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«Среди Его знамений — ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (41:37)
قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Скажи: «Моя молитва, и моё жертвоприношение, [и моё поклонение], и моя жизнь, и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров»» (6:162)
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«Потому молись своему Господу и закалывай [жертву]» (108:2)
Из этих аятов мы пониманием, что поясной или земной поклоны являются проявлением максимального уважения, а поэтому посвящать их можно только Господу Миров и никому наряду с ним.
Если человек совершит поклон перед кем-то из чувства уважения, то тем самым попадет в ширк, приравняв по этому аспекту человека с Аллахом.
Некоторые совершают поклон из чувства уважения перед родителями или правителем — и это является харамом! Уважать родителей нужно, но такой уровень уважения, при котором человек склоняет свою голову, должен быть обращён только к Аллаху!
Тоже самое касается и жертвоприношения, которое является выражением любви и безграничного уважения к Творцу.
Так, со слов ‘Али ибн Абу Талиба сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَعَنَ اللهُ مَنْ ذَبَحَ لِغَيْرِ اللهِ
«Аллах проклял того, кто принес жертву не Ему!» (Муслим 1978).
Это же касается и ситуаций, при которых человек стоит перед кем-то молча и без движений по причине уважения к нему — так мы должны себя вести Только перед Аллахом!
В качестве примеров ширка можно привести следующие ситуации:
- Некоторые крайние суфии приходят на могилы и подолгу сидят там без движений, сохраняя молчание и пытаясь выказать тем самым своё уважение к обитателю могилы
- Некоторые суфии и шииты совершают саджда в направлении могил, ходят вокруг мавзолеев (делают тауаф) или припадают к ногам живых устазов, буквально целуя их стопы
Всё это является мерзкими проявлениями ширка, от которых мусульманин должен максимально дистанцироваться.