Дуа на кладбище. Сунна посещения могил

Дуа на кладбище. Сунна посещения могил

У многих мусульман существует недоразумение относительно целей посещения кладбища.

Так, многие суфии проявляют чрезмерность в этом вопросе. Они регулярно посещают могилы (зиярат) и совершают там целый ряд нововведений: читают Коран и посвящают награду за это чтение мёртвым, обтираются о могилы праведников, ища благословения (табаррук), подолгу смиренно сидят около могил аулия и даже просят обитателей могил о заступничестве перед Аллахом.

Какова же Сунна пророка ﷺ в посещении кладбищ на самом деле?

На начальном этапе призыва, посланник Аллаха ﷺ запрещал недавно принявшим Ислам мусульманам посещать могилы. Этот запрет имел целью искоренить порочные религиозные практики, которые арабы осуществляли на кладбищах во времена джахилии.

Позже, когда знания распространились, и иман прочно утвердился в сердцах верующих, пророк ﷺ снял этот запрет.

Так, передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا

«(Раньше) я запрещал вам посещать могилы, но (отныне) посещайте их!» (Муслим 977).

Целью посещения кладбища является напоминание себе о скоротечности жизни и неотвратимости расчёта за свои дела.

Узаконенной Сунной при посещении кладбища является произнесение дуа за себя и за умерших ранее мусульман.

На этот счёт приходят сразу несколько хадисов, в которых посланник Аллаха ﷺ говорил, оказавшись рядом с могилами:

 السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ

«Мир вам, о лежащие здесь из числа верующих и мусульман! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!» (Муслим 1620).

 السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ

«Мир обитателям могил из числа верующих и мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам» (Муслим 1619).

 السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ

«Мир обитателям могил из числа верующих и мусульман! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы для нас предшественники, а мы за вами последуем. Прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас» (ан-Насаи 2013, иснад достоверный).

 السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا

«Мир обитателям могил из числа верующих и мусульман! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Хотел бы, чтобы мы увидели наших братьев (в вечной жизни)». (Муслим 367).

При этом на кладбище не ходят целенаправленно для того, чтобы осуществлять там какие-либо виды поклонений.

Так, мы уже говорили ранее, что читать Коран на могилах является порицаемым нововведением.

Об этом также свидетельствуют и другие слова посланника Аллаха ﷺ:

لَعَنَ اللَّهُ اليَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِدَ

«Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!» (Бухари 1390, Муслим 529).

ان من شرار الناس من تدركه الساعة وهم أحياء ومن يتخذ القبور مساجد

«Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети» (Ахмад 4143, Ибн Хиббан 340).

لَا عَقْرَ فِي الْإِسْلَامِ

«Нет жертвоприношения для покойных в Исламе!»

‘Абду-р-Раззак [ибн Хаммам] сказал:

كَانُوا يَعْقِرُونَ عِنْدَ الْقَبْرِ بَقَرَةً أَوْ شَاةً

«(А раньше) они [мушрики] резали у могилы корову или овцу» (Абу Дауд 3222).

لَا تُصَلُّوا إِلَى الْقُبُورِ وَلَا تَجْلِسُوا عَلَيْهَا

«Не совершайте молитву в сторону могил и не сидите на них» (Муслим 972).

Относительно запрета сидения на могилах есть и другой хадис:

لَأَنْ يَجْلِسَ أَحَدُكُمْ عَلَى جَمْرَةٍ فَتَحْرِقَ ثِيَابَهُ، فَتَخْلُصَ إِلَى جِلْدِهِ، خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَجْلِسَ عَلَى قَبْرٍ

«Поистине, сесть на горящие угли, которые прожгут одежду и доберутся до кожи, для любого из вас будет лучше, чем сесть на могилу» (Муслим 971).

Также на кладбище запрещено причитать по покойникам, как об этом рассказала Умм Атыйя:

أَخَذَ عَلَيْنَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِنْدَ الْبَيْعَةِ أَنْ لاَ نَنُوحَ

«Принимая от нас клятву (на верность Исламу), пророк ﷺ взял с нас обещание не причитать (по покойным)» (Бухари 1306).

Посещение кладбища женщинами

Среди людей получило распространение предание от Абу Хурайры, в котором сказано:

 أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَعَنَ زَوَّارَاتِ الْقُبُورِ.

«Посланник Аллаха ﷺ проклял женщин, [чрезмерно] часто посещающих могилы» (Ахмад 8449, 8452 и 8670, Тирмизи 1056, Ибн Маджах 1576).

Однако этот хадис является слабым, с прерванным иснадом, и не годится в качестве доказательства. Поэтому женщины могут посещать кладбище точно также, как и мужчины.

Посещение могил кафиров

Посещение могил кафиров допускается с целью напоминания себе. При этом делать за них дуа о прощении запрещено.

Так, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

اسْتَأْذَنْتُ رَبِّى أَنْ أَسْتَغْفِرَ لأُمِّى فَلَمْ يَأْذَنْ لِى وَاسْتَأْذَنْتُهُ أَنْ أَزُورَ قَبْرَهَا فَأَذِنَ لِى

«Я попросил разрешения у своего Господа просить для своей матери  прощения, но Он не позволил мне это. И я попросил разрешения навестить её могилу, и Он позволил мне» (Муслим 976).

Приглашаем вас обсудить тему этой публикации на форуме

Вы можете задать вопрос или ознакомиться со мнением других мусульман.

https://vislame.blog/community/

Добавить комментарий