Человек в своей жизни подчиняется правителю, амиру, родителям, начальнику на работе и так далее — в этом нет ничего страшного. Но есть абсолютное, безусловное подчинение, которое принадлежит только Аллаху. Аллах выбрал его для Себя.
Так, Аллах говорит в Коране:
وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
«Повинуйтесь Аллаху и посланнику, — быть может, вас помилуют» (3:132)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отворачивайтесь от него, когда вы слышите [Его веления]» (8:20)
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушивается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение» (33:36)
وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَن يَتَوَلَّ يُعَذِّبْهُ عَذَابًا أَلِيمًا
«Кто подчинится Аллаху и Его посланнику, того Он введёт в райские сады, в которых текут реки, а того, кто отвернётся, Он подвергнет мучительным страданиям» (48:17)
В этих аятах мы видим, что Аллах приказывает подчиняться Себе и пророку ﷺ. Однако, важно понимать, что подчинение пророку является обусловленным тем, что он является посланником Аллаха и передает Его волю. Это становится ясно из аятов:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَىإِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«И говорит он [пророк] не по прихоти [своей]. Это лишь Откровение, которое внушается [ему]» (53:3-4)
مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا
«Тот, кто повинуется посланнику, повинуется Аллаху, а если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя стеречь их» (4:80)
Из этого понимается, что Мухаммаду ﷺ мы подчиняемся потому, что он является посланником Аллаха – и это является условием.
Всем остальным людям, будь то правитель, амир, родители, начальник на работе или кто-либо ещё, мы можем подчиняться только в том случае, если они не приказывают нам ослушание Аллаха. Иными словами, подчинение остальным творением не является безусловным.
Так, посланник Аллаха сказал:
لاَ طَاعَةَ فِي مَعْصِيَةٍ، إِنَّمَا الطَّاعَةُ فِي الْمَعْرُوفِ
«Нет послушания (творению) в ослушании (Аллаха), ведь поистине, подчинение — только в одобряемом» (аль-Бухари 7257, Абу Дауд 2625 и другие).
Однако то подчинение, которым мы подчиняемся Аллаху – является абсолютным, безусловным подчинением, которым мы должны подчиняться только Ему. Аллах строго настрого запрещает подчиняться подобным образом кому-то ещё.
Так, Аллах говорит в Коране:
أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَن لَّا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ
«Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться шайтану, ибо он — ваш явный враг» (36:60)
Мы нигде не увидим, чтобы человек совершал земной поклон (саджда) шайтану. В этом аяте речь идёт именно об абсолютном подчинении шайтану, посредством чего человек и поклоняется ему.
Также Всевышний говорит:
اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا إِلَهًا وَاحِدًا لَّا إِلَهَ إِلَّا هُوَ سُبْحَانَهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному (истинному) Богу [Аллаху]. Нет божества, кроме Него. Свят Он и далёк от того, что они придают [Ему] в сотоварищи» (9:31)
В этом аяте говорится о людях писания, которые подчинялись своим учёным абсолютным подчинением, считая религией некоторые их постановления, даже когда они входили в противоречие с Откровением.
Таким образом, абсолютное подчинение людям является ширком и недопустимым поклонением им, наряду с Аллахом.
Подобное подчинение происходит, когда люди начинают считать что-то халялем или харамом, опираясь не на Коран и достоверную Сунну, а на мнения людей, которые они берут себе в религию без какого-либо довода от Аллаха или Его посланника ﷺ.
Недозволенно брать себе в религию слова людей, даже если это будут мнения ученых. Подчиняться абсолютно можно только Аллаху и, как следствие, Его пророку в тех вопросах, относительно которых он говорит в соответствии с Откровением.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда некоторые устазы дозволяют делать дуа пророку ﷺ и другим аулия — и люди начинают следовать им в этом не смотря на то, что Коран и Сунна переполнены указаниями на то, что подобное деяние является ширком и запрещено (харам) в религии Аллаха.
Давайте рассмотрим и другие аяты, в которых Господь Миров запрещает безусловное подчинение кому-либо или чему-либо, помимо Него Самого:
وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّنِ اتَّبَعَ هَوَاهُ بِغَيْرِ هُدًى مِّنَ اللَّهِ
«А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим прихотям без верного руководства от Аллаха?» (28:50)
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«После них пришли потомки, которые оставили молитву и стали потакать прихотям; они окажутся в убытке, [и зло поразит их]» (19:59)
أَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ أَفَأَنتَ تَكُونُ عَلَيْهِ وَكِيلًا
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты усмотришь за ним?» (25:43)
В этих аятах Аллах порицает безусловное следование своим страстям и называет это поклонением. Важно понять, что большинство грехов являются результатом следования своим страстям, однако ширком является лишь та ситуация, когда человек подчинился своим страстям абсолютно.
Иными словами, чтобы не захотелось человеку — он это делает, без всякой оглядки на то, дозволено это или нет в Исламе.