Таухид аль-хакимия. Суд не по тому, что ниспослал Аллах

Таухид аль-хакимия. Суд не по тому, что ниспослал Аллах

Среди многих салафитов не утихают споры относительно понимания вопросов судейства в Исламе. Как это часто бывает, люди впадают в две крайности:

  • Первые утверждают, что не судить в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, в любом случае является малым куфром (дуна куфр)
  • Вторые же настолько чрезмерствуют, что считают большим куфром, выводящим из Ислама, использование любого закона, который не доказан из Кур’ана и достоверной Сунны

Давайте более детально поговорим об этом и обратим внимание на то, как вопрос судейства понимали сподвижники.

Первый тезис, который важно понять и утвердить, заключается в том, что устанавливать положения (хукмы) в религии является исключительным правом Аллаха. Именно этот тезис некоторые учёные отдельно выделяют в «таухид аль-хакимия».

Так, Господь Миров говорит в Кур’ане:

وَلَا يُشْرِكُ فِي حُكْمِهِ أَحَدًا

«И никто не принимает решений (хукм) вместе с Ним» (18:26)

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ

«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)

И аятов с подобным смыслом в Кур’ане множество.

Важно отметить, что речь здесь идёт именно о постановлениях в религии, а не о полном запрете издавать какие-либо законы, как это толкуют чрезмерные такфиристы. Одним из доказательств на это являются аят:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:12)

Обратите внимание, как Аллах называет попытку людей узаконить что-либо в религии (приписать какое-то постановление Аллаху) ширком.

Называть что-то халялем или харамом, уаджибом (обязательным) или мустахабом (желательным) не могли даже пророки, не говоря уже о любых других людях.

Так, относительно посланника Аллаха ﷺ, Господь Миров говорит:

وَلَوْ تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ

لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ

ثُمَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ

فَمَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ عَنْهُ حَاجِزِينَ

«Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его» (69:44-47)

Если говорить что-то в религии от себя было строго запрещено Аллахом даже пророку, то что можно сказать об остальных людях?

Именно поэтому Господь Миров описывает ширком и куфром всех тех, кто всё-таки дерзнёт так поступить. На это указывают как обобщенные, так и более конкретизированные аяты. Давайте их рассмотрим:

وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَذَا حَلَالٌ وَهَذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено (халяль), а то — запретно (харам), и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116)

Именно так и поступали ученые из числа людей писания, которые осознанно привносили свои решения и законы в религию, приписывая их к Аллаху, а люди принимали это от них, тоже совершая тем самым ширк.

Аллах говорит про ученых из числа иудеев:

فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ يَكْتُبُونَ الْكِتَابَ بِأَيْدِيهِمْ ثُمَّ يَقُولُونَ هَذَا مِنْ عِندِ اللَّهِ لِيَشْتَرُوا بِهِ ثَمَنًا قَلِيلًا فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ وَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا يَكْسِبُونَ

«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это — от Аллаха», — чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79)

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ الْكِتَابِ وَيَشْتَرُونَ بِهِ ثَمَنًا قَلِيلًا أُولَئِكَ مَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ إِلَّا النَّارَ وَلَا يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Воистину, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писании и покупают за это малую цену, наполняют свои животы огнем. Аллах не станет говорить с ними в День Воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» (2:174)

Из этих аятов мы понимаем, что является куфром как приписывать что-то Аллаху, пытаясь тем самым узаконить от себя какую-то добавку в Ислам, так и намеренно скрывать какой-то хукм из религии.
Хорошим примером относительно сокрытия истины и замены хукма Аллаха на другой хукм, является случай, который подробно описан в следующем хадисе:

‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что:

(Однажды) к посланнику Аллаха ﷺ пришли иудеи, которые сказали ему, что мужчина и женщина из их числа совершили прелюбодеяние.

Посланник Аллаха ﷺ спросил их:

مَا تَجِدُونَ فِي التَّوْرَاةِ فِي شَأْنِ الرَّجْمِ

«А что пишется в Торе относительно побивания камнями (раджм)?»

Они сказали:

نَفْضَحُهُمْ وَيُجْلَدُونَ

«Мы опозорим их и подвергнем их бичеванию».

Тогда ‘Абдуллах ибн Салям воскликнул:

كَذَبْتُمْ، إِنَّ فِيهَا الرَّجْمَ

«Вы лжёте, ибо, поистине, в ней (в Торе) (говорится о необходимости) побивания камнями!», — после чего они принесли и развернули (свиток) Торы, а один из них прикрыл рукой то место, где говорилось о побивании камнями, и прочитал то, что там написано до и после этого, но ‘Абдуллах бин Салям сказал ему:

ارْفَعْ يَدَكَ

«Подними руку!», − и когда он поднял её, оказалось, что там (действительно) упоминается о (необходимости) побивания камнями.

Тогда они сказали:

صَدَقَ يَا مُحَمَّدُ، فِيهَا آيَةُ الرَّجْمِ

«Мухаммад сказал правду, в (Торе действительно) говорится о побивании камнями!», − после чего по велению посланника Аллаха ﷺ (виновные) были забиты камнями.

‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: «Я был одним из тех, кто забрасывал их камнями, и видел, как он защищал ее от камней собственным телом» (Бухари 3635).

Именно о таких иудеях Аллах говорит:

وَمِنَ الَّذِينَ هَادُوا سَمَّاعُونَ لِلْكَذِبِ سَمَّاعُونَ لِقَوْمٍ آخَرِينَ لَمْ يَأْتُوكَ يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ مِن بَعْدِ مَوَاضِعِهِ يَقُولُونَ إِنْ أُوتِيتُمْ هَذَا فَخُذُوهُ وَإِن لَّمْ تُؤْتَوْهُ فَاحْذَرُوا وَمَن يُرِدِ اللَّهُ فِتْنَتَهُ فَلَن تَمْلِكَ لَهُ مِنَ اللَّهِ شَيْئًا أُولَئِكَ الَّذِينَ لَمْ يُرِدِ اللَّهُ أَن يُطَهِّرَ قُلُوبَهُمْ لَهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ وَلَهُمْ فِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые охотно прислушиваются ко лжи и прислушиваются к другим людям, которые не явились к тебе. Они искажают слова, меняя их местами, и говорят: «Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь». Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению, ты не властен защитить от Аллаха. Их сердца Аллах не пожелал очистить. В этом мире их ожидает позор, а в Последней жизни им уготованы великие мучения» (5:41)

Обратите внимание, какие именно действия иудеев Господь называет куфром: они умолчали о хукме Аллаха — побивании камнями (раджм), вместо которого придумали другое наказание, которое приписали к религии, утверждая что, якобы, именно так и написано в Торе.

Точно также поступали и христиане, о чём мы узнаем из хадиса ‘Ади Ибн Хатима:

«Я пришел к пророку, когда у меня на шее был золотой крест.

Он [пророк] сказал:

يَا عَدِيُّ اطْرَحْ عَنْكَ هَذَا الْوَثَنَ

«О ‘Ади, выброси этого идола!»

И я слышал, как он прочитал слова из суры аль-Бакара:

اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31)

Я сказал ему:

يَا رَسُول اللَّه إِنَّا لَسْنَا نَعْبُدهُمْ

«О посланник Аллаха, ведь мы же не поклоняемся им!»

Тогда он спросил:

أَلَيْسَ يُحَرِّمُونَ مَا أَحَلَّ اللَّه فَتُحَرِّمُونَهُ , وَيُحِلُّونَ مَا حَرَّمَ اللَّه فَتُحِلُّونَهُ

«Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом (халяль), и вы считаете это запрещённым (харам), а если они разрешают запрещённое Аллахом (харам), то и вы разрешаете себе это (делаете халялем)?»

Я ответил:

بَلَى

«Да, это так».

Он сказал:

فَتِلْكَ عِبَادَتهمْ

«В этом и заключается поклонение им» (Тирмизи 3095, Ибн Джарир 16631 — 16633).

Ширк тех, кто выдавал свои законы за религию Аллаха, заключался в том, что они приписывали себе исключительное право устанавливать положения в религии, в то время как оно принадлежит исключительно Аллаху.

В свою очередь, ширк тех, кто принимал подобные поправки себе в религию, заключался в абсолютном подчинении, которое является поклонением и может быть обращено исключительно к Господу Миров.

Точно таким же образом Аллах порицал и мекканских мушриков, которые установили для себя в религии ни на чём не основанные правила относительно некоторых из категорий домашнего скота, как об этом говорится в аяте:

مَا جَعَلَ اللَّهُ مِن بَحِيرَةٍ وَلَا سَائِبَةٍ وَلَا وَصِيلَةٍ وَلَا حَامٍ وَلَكِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ وَأَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ

«Аллах не распоряжался относительно бахиры, саибы, васыли и хами. Но неверующие [кафиры] возводят навет на Аллаха, и большая часть их не разумеет» (5:103)

Обратите внимание, что Господь называет их кафирами, поскольку они сделали харамом то, что разрешил (сделал халялем) Сам Аллах.
Не смотря на то, что в этих аятах речь идёт про людей писания и мушриков, нет никаких сомнений, что в большой куфр впадут и мусульмане, если кто-то из них:

  • Сознательно припишет к Исламу что-то от себя
  • Отменит какое-либо постановление (хукм) Аллаха и заменит его на своё, выдавая свою выдумку за часть Ислама
  • Сознательно скроет что-то из религии Аллаха так, что по этой причине люди прекратят использовать хукм Аллаха в этом вопросе, обратившись к чему-то иному
  • Сознательно станет принимать себе в религию слова людей, на которые нет указаний от Аллаха или Его посланника ﷺ

Под хукмом Аллаха здесь имеются в виду любые постановления из религии Ислам в широком смысле.

Пример №1: В качестве наглядного примера можно привести хукм Аллаха относительно многоженства:

فَانكِحُوا مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ

«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех» (4:3)

В этом аяте Господь Миров дозволяет мужчинам, при наличии соответствующих условий, иметь единовременно до 4-х жен.

Если кто-то сейчас, зная истину, намеренно скажет, что в религии Аллаха нет такого положения, или что оно отменено, поскольку не подходит для нашего времени, или же скажет, что Аллах дозволяет брать в жены исключительно только одну женщину, то такой совершит большой куфр, по причине сокрытия или замены хукма Аллаха.

Вторым тезисом, который необходимо утвердить, является то, что мусульмане обязаны принимать и довольствоваться каждым без исключения хукмом Аллаха, стараясь реализовать его на практике при наличии возможности.

Верующий обязан принимать всё то, что ему становится известным из Откровения (из Кур’ана и достоверной Сунны), а затем практиковать Ислам, полностью удовлетворившись теми приказами и запретами, которые установил Аллах. Именно поэтому Господь Миров говорит:

اتَّبِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа (Кур’ан и Сунна), и не следуйте за иными помощниками (аулия), помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3)

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение [неприязнь] от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65)

Мы видим, что Аллах связывает подчинение и довольство приказами Своего пророка с иманом и напротив, жестко порицает тех, кто ими е удовлетворяется:

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут [желают] суда времен невежества (джахилия)? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)

Также Аллах говорит:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас — явный враг» (2:208)

Из этих аятов мы можем сделать следующие ключевые выводы:

  • Мусульманин обязан принимать себе в религию все без исключения хукмы Аллаха, проявляя довольство по отношению к ним
  • Мусульмане обязаны обращаться за решением вопросов, связанных с религией, к Кур’ану и Сунне, а не к каким-либо иным источникам

Но что же всё-таки произойдет, если человек отвергнет какое-либо из постановлений Ислама и будет испытывать ненависть по отношению к нему?

Аллах говорит в Кур’ане:

وَإِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ آيَاتُنَا بَيِّنَاتٍ قَالَ الَّذِينَ لَا يَرْجُونَ لِقَاءَنَا ائْتِ بِقُرْآنٍ غَيْرِ هَذَا أَوْ بَدِّلْهُ

«Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам другой Кур’ан или замени его!»» (10:15)

В этом аяте Господь описывает большим куфром тех, кто принимает одну часть религии, но отвергает другую. И здесь нет разницы, касается это какого-либо приказа Господа или же человек не верит в какое-либо повествовательное сообщение от Аллаха или Его посланника ﷺ.

Что касается ненависти к хукму Аллаха, то это тоже является куфром, что по очевидности понятно из аятов:

وَالَّذِينَ كَفَرُوا فَتَعْسًا لَّهُمْ وَأَضَلَّ أَعْمَالَهُمْ

ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَرِهُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأَحْبَطَ أَعْمَالَهُمْ

«Гибель тем, которые не уверовали! Он сделает тщетными их деяния. Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (47:8-9)

Существует также и ещё одна тонкость: большим куфром, выводящим из Ислама, является не только ненависть к хукму Аллаха, но и любовь к тому, что ему противоречит.

Всем известно, что Ислам запрещает распространять сплетни и наговор. Но есть люди, которым нравится, когда подобное происходит. О таких Аллах говорит:

إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَن تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (24:19)

Может возникнуть закономерный вопрос: тогда получается, что каждый грех является куфром, ведь человек грешит не иначе как совершая нечто, чего желает его душа?

Важно понять грань, которая отделяет грех от куфра. Совершая грех (не выполняя приказ Аллаха или совершая нечто из запрещенного Им), мусульманин имеет убеждение, что сам этот приказ — справедливый, правильный и мудрый, а потому его грех является порицаемым.

Совсем другая ситуация возникает, когда человек любит и считает более подходящим и лучшим то, что противоречит приказу Аллаха.

Пример №2: Все мусульмане должны держать пост в месяц Рамадан. Есть много людей, которым будет тяжело даваться голод или жажда. У них возможно будет болеть голова и возникнет мысль: как было бы здорово сейчас поесть и глотнуть холодной воды.

Является ли это куфром? Конечно нет, при условии, если они имеют убеждения, что в этом посте для верующих сокрыто великое благо.

Что же касается претерпеваемых человеком сложностей и желание их облегчить, то это — естественные позывы души, которые не являются даже грехом, если человек держит их под контролем.

В доказательство этому можно привести аят:

كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216)

В этом аяте Аллах говорит про верующих, описывая их тем, что им неприятны тяготы войны и желанны спокойствие с комфортом. И это — абсолютно нормально для человеческой души. Вместе с этим, несмотря на все сложности, сподвижники любили этот приказ Аллаха и охотно ходили с пророком в походы, желая заработать великую награду у Аллаха.

Возвращаясь к примеру с Рамаданом, обсудим другого мусульманина, который не сможет сдержать свое желание и попьет холодной воды в жаркий день, чем нарушит свой пост. При этом на сердце у него будет неспокойно, а сам он будет понимать, что своим поступком он нарушил предписание Господа Миров. Это — грех.
Пример №3: Теперь представим человека, который думает, что возможно польза от поста и есть, но ведь при этом он слабеет, меньше работает, возможно портит своё здоровье и так далее. В итоге у него формируется убеждение, что отсутствие поста в месяц Рамадан было бы лучше для мусульман, чем его соблюдение, ведь тогда бы они смогли более усердно трудиться, успевать больше сделать и так далее, как это делают немусульмане.

Имея такие убеждения, человек совершает тем самым куфр, даже если при этом сам он держит пост! И это — по причине любви и предпочтения чего-то иного над положением религии, которое предписал Аллах.

Пример №4: Один человек, будучи мусульманином, имеет пагубное пристрастие к алкоголю. Выпивая, он всякий раз удостоверяется в правильности этого запрета, каждый раз жалея что опять сорвался.

Другой же, возможно, вообще не употребляет алкоголь, но при этом думает, что было бы более правильно, если бы Аллах не запрещал хамр, ведь существует возможность «культурного пития», которая позволяет расслабиться без значимого вреда для здоровья и более приятно провести время. Такой считает, что подход аристократической интеллигенции в этом вопросе более взвешенный и подходящий для него.

Подобные убеждения также являются куфром!

Светские законы с точки зрения Ислама

Давайте более детально разберем общие аяты, которые указывают на то, что любовь к законам, традициям или мнениям, которые противоречат хукму Аллаха, является куфром, выводящим человеком из Ислама.

Аллах говорит в Кур’ане:

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются кафирами» (5:44)

В этом аяте описывается человек, который не обращается в своих суждениях к Откровению.

Почему к Откровению? Потому что далее Аллах говорит — بما أنزل الله — «в соответствии с тем, что ниспослал Аллах». А Аллах ниспослал Кур’ан и достоверную Сунну.

Таким образом получается, что Аллах называет кафиром такого человека, который не обращается при решении своих вопросов к Кур’ану и Сунне.

Возникает вопрос: всякий ли раз, когда человек поступает не в соответствии с предписанием Аллаха, он совершает куфр? Нет. Кур’ан и Сунна указывают на то, что куфром является именно любовь и предпочтение какого-либо закона, традиции или мнения над хукмом Аллаха.

Только такое оставление хукма Аллаха является куфром, которое сопряжено с предпочтением и желанием чего-либо иного.

Доказательством на это служит аят:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَن يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُضِلَّهُمْ ضَلَالًا بَعِيدًا

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят [желают] обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60)

Обратите внимание, как Господь отрицает иман от людей, которые предпочитают что-либо больше, чем положения, установленные Аллахом.

В данном случае речь идёт о лицемерах (мунафиках), которые заявляли о своём Исламе, но на деле предпочитали решать свои споры, обращаясь к прорицателям, а не к посланнику Аллаха ﷺ.

Теперь мы вплотную подошли к предмету разногласия, которое уже много лет бушует в среде соблюдающих мусульман и оказывает самое непосредственное влияние на жизнь рядовых мусульман.

Вопрос заключается в следующем: дозволено ли мусульманину, который проживает в немусульманских странах, обращаться в светские суды для разрешения бытовых споров и взаимодействать с такими государственными органами в этих странах, как полиция, прокуратура, суды и так далее?

Первая группа, которая попала в крайность ирджа, утверждает, что любое обращение к законам, выдуманным людьми, является малым куфром (дуна куфр).

Это утверждение является несостоятельным, поскольку выше мы уже разобрали ситуации, при которых обращение ко мнениям, законам или традициям будет является большим куфром. Так происходит если:

  • Этот иной хукм ложно приписывается к Исламу
  • Если человеку ненавистен хукм Аллаха и по этой причине он ищет какое-либо иное решение, которое более любимо ему и которое он считает более подходящим для себя
  • Если у человека нет ненависти к хукму Аллаха, однако другой хукм ему более любим и кажется более подходящим

Вторая же группа ошибочно полагает, что обращение к любому закону, указание на который нет в Кур’ане и Сунне, является большим куфром. Это также грубая ошибка, которая совершается ими по недоразумению. Давайте разбираться почему.

Во-первых, Ислам НЕ объясняет все законы.

Хукмы, которые мы встречаем в Кур’ане и Сунне, условно можно разделить на два типа:

  • Общие хукмы, такие как приказ соблюдать справедливость, запрет лгать, запрет сеять нечестие (фасад) на земле или притеснять (зульм) кого-то
  • Частные хукмы, которые Аллах предписал соблюдать в случае каких-либо конкретных ситуаций

Первый вид хукмов — общие хукмы, которые охватывают собой все аспекты жизнедеятельности человека, оказывая непосредственное влияние на его жизнь.

Так, например, Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (16:90)

Это — общий приказ, который мусульмане обязаны выполнять где бы они не находились: справедливыми нужно быть в своей семье, во время учебы, на работе, по отношению к соседям, в торговле и так далее.

Более того, даже к своим врагам Господь Миров повелевает относиться справедливо:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ لِلَّهِ شُهَدَاءَ بِالْقِسْطِ وَلَا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلَّا تَعْدِلُوا اعْدِلُوا هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8)

Этот подход распространяется и на все остальные общие приказы Аллаха.

Второй вид хукмов — это конкретные законоположения, которыми Господь предписывает руководствоваться в той или иной ситуации.

Сюда можно отнести наказания за некоторые из преступлений (хадд), предписание относительно раздела наследства, правила относительно заключения никах, похороны и так далее.

Если мы изучим более подробно второй вид хукмов, то поймём, что Аллах обязал нас своим решением относительно них по той причине, что именно с этими вопросами человечество сталкивается во все времена и именно они требуют максимально выверенного и справедливого решения.

А ведь:

وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)

Но как быть с огромным количеством остальных вопросов, с которыми сталкиваются люди, и на которые нет конкретного ответа в Кур’ане и Сунне?

В качестве примера можно привести:

  • Преступления, относительно совершивших которое Аллах не оставил конкретного наказания (мошенничество, коррупция, похищение людей, вымогательство, изнасилование и многие другие)
  • Законы, регулирующие транспорт (ПДД, правила для водных и воздушных судов, регламент движения железным дорогам и так далее)
  • Законы, регулирующие выплату пенсий (источники финансирования, пенсионный возраст, алгоритм начисления пенсий и так далее)
  • Законы, регулирующие работу медицинских учреждений (кто имеет право лечить, какова ответственность за врачебную ошибку, финансовая сторона вопроса и так далее)
  • Законы, регулирующие сферу образования (кто разрабатывает учебные программы, по каким критериям оцениваются знания учеников, какие дипломы даются по окончанию разных типов учебных заведений и права на какую работу они дают и так далее)

И подобных примеров можно привести множество.

По своей мудрости, Аллах оставил решение подобных вопросов на усмотрение людей, которых обязал при этом подчиняться общим приказам (справедливость, честность и тд).

В этом заключена большая мудрость, поскольку с течением времени и от места к месту меняется общество, бытовые условия жизни, традиции и другие факторы, что требует индивидуального подхода, который может розниться от места к месту.

Каждый день мы взаимодействуем с огромным количеством правил и законов, которых нет в Кур’ане и Сунне, однако их для общей пользы придумали люди — и в этом нет абсолютно никаких проблем.

Во-вторых, те частные хукмы, которые Аллах ниспослал относительно каких-либо конкретных ситуаций, мы обязаны считать самыми справедливыми и подходящими для всех времен, а также применять их при наличии на то возможности.

Каждый мусульманин убежден в Мудрости и великом знании своего Господа, а поэтому уважает и ставит хукм Аллаха выше чего бы то ни было иного — с этим всё понятно.

В доказательство этого утверждения, ещё раз процитируем аят:

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут [желают] суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)

А вот на наличии возможности следует заострить внимание. Так, в Шариате есть общее правило:

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286)

Также сказал посланник Аллаха ﷺ:

وإذا أمرتكم بأمر فأتوا منه ما استطعتم

«Из того, что я вам приказал, делайте то, что сможете» (Бухари 7288, Муслим 1337).

То есть каждый приказ Аллаха и Его посланника, обусловлен возможностью его выполнения.
Так, например, существует единогласное мнение мусульман на то, что такие наказания, установленные Аллахом (хадд), как: побивание камнями (раджм) и отсечение руки вору, а также воздаяние убийце смертью — устанавливаются исключительно правителем мусульман или его наместником. Соответственно, если какие-то мусульмане живут в немусульманской стране, то обязанность исполнения подобных наказаний с них снимается.

Кроме того, даже в стране мусульман, хадд устанавливается не всегда. Так, хадд не устанавливается:

  • На несовершеннолетних
  • На невменяемых
  • При наличии сомнений (шубха)
  • На вора, если было похищено что-то менее ценное, чем эквивалент четверти динара времен пророка ﷺ
  • На человека, который может умереть от последствий наказания (за исключением побивания камнями)
  • Не устанавливается хадд за воровство на нищего человека, который своровал от безысходности
  • Хадд не устанавливается во время войны
  • Не устанавливается хадд без наличия свидетелей или признания вины самим человеком

Возникает закономерный вопрос: если в Исламе нет готового хукма на каждую ситуацию, то как нужно поступать мусульманину? Ответим на это словами Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах:

إِنَّهُ قَدْ أَتَى عَلَيْنَا زَمَانٌ، وَلَسْنَا نَقْضِي، وَلَسْنَا هُنَالِكَ، ثُمَّ إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَدَّرَ عَلَيْنَا أَنْ بَلَغْنَا مَا تَرَوْنَ، فَمَنْ عَرَضَ لَهُ مِنْكُمْ قَضَاءٌ بَعْدَ الْيَوْمِ فَلْيَقْضِ بِمَا فِي كِتَابِ اللَّهِ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَلْيَقْضِ بِمَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ وَلَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلْيَقْضِ بِمَا قَضَى بِهِ الصَّالِحُونَ، فَإِنْ جَاءَ أَمْرٌ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ وَلَا قَضَى بِهِ نَبِيُّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَا قَضَى بِهِ الصَّالِحُونَ فَلْيَجْتَهِدْ رَأْيَهُ

«Было такое время, когда мы (сподвижники) не решали, и не было у нас такого статуса, чтобы решать. Потом Аллах дал нам такой статус (возможность) и довёл нас до такого уровня, который вы видите.

И теперь, когда кому-то из вас придётся судить после сегодняшнего дня, то пусть судит согласно Книги Аллаха, а если будет дело, (решение которого) нету в Книге Аллаха, то он должен решить (его) согласно решению пророка, а если будет дело, (решение которого) нет в Книге Аллаха и не решал его пророк (то есть, во время пророка не было такого решения), то пусть он судит по тому, что решили праведники (сподвижники).

Если будет дело, (решение которого) нету в Книге Аллаха и не решал пророк и не решали праведники (сподвижники), то пусть делает иджтихад по своему мнению» (Насаи 5397).

Таким образом, мы понимаем алгоритм, которого нужно придерживаться мусульманину: если перед ним возникает какой-либо вопрос, то, прежде всего, ему необходимо выяснить, что говорится относительно этого в Кур’ане и достоверной Сунне.

Это необходимо сделать, поскольку смысл Ислама заключается в том, чтобы мусульманин по мере сил подчинялся той информации, которую он узнает из Откровения. Поэтому, если Аллах или пророк, который не говорил в вопросах религии по прихоти, уже приняли решение, то нам остается только его принять и осуществить на практике. Как об этом сказал Аллах в Кур’ане:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36)

Далее, если мусульманин понимает, что относительно его вопроса в Кур’ане и Сунне нет конкретного решения, то это означает, что этот вопрос не является вопросом религии, а является мирском вопросом, а поэтому, для его решения, нужно обратиться к профильным специалистам.

Ибн Масуд, в проведенном выше асаре, побуждал людей использовать решения сподвижников, если они уже разбирали этот вопрос, поскольку он обращался к своим современникам, а сподвижники, на то время, были самыми осведомленными как в религии, так и в мирских делах.

С течением времени, общество развивалось, технологии становились более совершенными, а специалисты в каждом вопросе — более узкими.

Поэтому теперь, чтобы решить тот или иной вопрос, на который нет конкретного ответа в Кур’ане и Сунне, необходимо обращаться к профильным специалистам.

У многих мусульман относительно этого есть большое недоразумение и они полагают, что ответ абсолютно на каждый свой житейский вопрос мы должны искать в Кур’ане и Сунне, либо же «выводить» ответ на этот вопрос оттуда.

Подобный подход является очевидно ошибочным, на что, в свою очередь, есть множество указаний из Кур’ана и Сунны. Приведем лишь самые наглядные из них.

Передают от отца Мусы Ибн Тальхи, который рассказал:

مررت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم بقوم على رءوس النخل فقال: ((ما يصنع هؤلاء)). فقالوا يلقحونه يجعلون الذكر في الأنثى فيلقح. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما أظن يغني ذلك شيئا)). قال فأخبروا بذلك فتركوه فأخبر رسول الله صلى الله عليه وسلم بذلك فقال: إن كان ينفعهم ذلك فليصنعوه فإني إنما ظننت ظنا فلا تؤاخذوني بالظن ولكن إذا حدثتكم عن الله شيئا فخذوا به فإني لن أكذب على الله عز وجل

«Вместе с посланником Аллаха ﷺ, я проходил мимо людей (сидевших) на верхушках пальм, и он спросил: «Что они там делают?»

Они ответили: «Опыляют их. Совмещают мужские (цветы) с женскими, и те опыляются».

Тогда посланник Аллаха сказал: «Я не думаю, что это может помочь чем-то».

Им было сообщено об этом (о словах пророка), и тогда они отказались (от искусственного опыления).

Об этом было также сообщено и посланнику Аллаха ﷺ, на что он сказал: «Если уж это приносило им пользу, то пусть делают это! Я ведь высказал всего лишь мысль. И вы не взыскивайте с меня за мысль! Но если я передам вам нечто от Аллаха, то возьмитесь за это. Ведь мне не солгать про Аллаха, Всепочитаем Он и Всеславен!»» (Муслим 2361).

Обратите внимание, как сам пророк ﷺ разделяет свои слова на те высказывания, которые он произносит в соответствии с Откровением от Аллаха и те, которые он говорит от себя.

Что касается вопросов религии, то в них посланник Аллаха ﷺ не говорил от себя ни буквы, как об этом сказал Господь Миров:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение» (53:3-4)

Что же касается иных вопросов, то относительно них посланник Аллаха, как и любой другой человек, действовал по своему мнению и мог быть правым, а мог и ошибаться, что подтверждается многочисленными хадисами и аятами. Упомянем лишь некоторые из них:

Сообщается, что Абу Хурайра или же Абу Са’ид аль-Худри сказал:

 لَمَّا كَانَ غَزْوَةُ تَبُوكَ أَصَابَ النَّاسَ مَجَاعَةٌ، قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، لَوْ أَذِنْتَ لَنَا فَنَحَرْنَا نَوَاضِحَنَا، فَأَكَلْنَا وَادَّهَنَّا، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «افْعَلُوا»، قَالَ: فَجَاءَ عُمَرُ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنْ فَعَلْتَ قَلَّ الظَّهْرُ، وَلَكِنْ ادْعُهُمْ بِفَضْلِ أَزْوَادِهِمْ، ثُمَّ ادْعُ اللهَ لَهُمْ عَلَيْهَا بِالْبَرَكَةِ، لَعَلَّ اللهَ أَنْ يَجْعَلَ فِي ذَلِكَ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «نَعَمْ»، قَالَ: فَدَعَا بِنِطَعٍ، فَبَسَطَهُ، ثُمَّ دَعَا بِفَضْلِ أَزْوَادِهِمْ، قَالَ: فَجَعَلَ الرَّجُلُ يَجِيءُ بِكَفِّ ذُرَةٍ، قَالَ: وَيَجِيءُ الْآخَرُ بِكَفِّ تَمْرٍ، قَالَ: وَيَجِيءُ الْآخَرُ بِكَسْرَةٍ حَتَّى اجْتَمَعَ عَلَى النِّطَعِ مِنْ ذَلِكَ شَيْءٌ يَسِيرٌ، قَالَ: فَدَعَا رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَيْهِ بِالْبَرَكَةِ، ثُمَّ قَالَ: «خُذُوا فِي أَوْعِيَتِكُمْ»، قَالَ: فَأَخَذُوا فِي أَوْعِيَتِهِمْ، حَتَّى مَا تَرَكُوا فِي الْعَسْكَرِ وِعَاءً إِلَّا مَلَئُوهُ، قَالَ: فَأَكَلُوا حَتَّى شَبِعُوا، وَفَضَلَتْ فَضْلَةٌ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَنِّي رَسُولُ اللهِ، لَا يَلْقَى اللهَ بِهِمَا عَبْدٌ غَيْرَ شَاكٍّ، فَيُحْجَبَ عَنِ الْجَنَّةِ

«Во время похода на Табук люди, страдавшие от голода(, обратились к пророку ﷺ с просьбой), сказав: «О посланник Аллаха, если бы ты позволил нам заколоть наших верблюдов, то мы (могли бы) питаться бы их мясом и использовать их жир».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Так и) сделайте».

(Тогда к нему) подошёл ‘Умар, да будет доволен им Аллах, который сказал: «О посланник Аллаха, если ты (позволишь им сделать это), у нас останется мало верховых животных! (Лучше) вели им принести те припасы, которые у них ещё есть, а потом обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он сделал их благословенными для (этих людей), может быть, Он сделает это!»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Да!», — после чего велел принести себе кожаную подстилку и расстелил её, а потом он велел сносить на эту подстилку остатки их припасов, и люди стали подходить кто с горстью проса, кто с пригоршней фиников, а кто с куском хлеба» (Муслим 139).

Из этого хадиса очевидно, что изначально, решение заколоть верблюдов, посланник Аллаха ﷺ принимал от себя, а не по Откровению. Это так, поскольку если бы таков был приказ Аллаха, то Умар не осмелился бы предложить нечто иное, а сам пророк никогда бы не заменил приказ Аллаха на какой-либо другой.

В другом известном хадисе сам посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنما أنا بشر وإنه يأتيني الخصم، فلعل بعضكم أن يكون أبلغ من بعض، فأحسب أنه صدق، فأقضي له بذلك، فمن قضيت له بحق مسلم فإنما هي قطعة من النار، فليأخذها أو فليتركها

«Поистине, я — только человек, а вы приходите ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании части того, что услышу, однако (пусть знает) тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу (адского) пламени!» (Бухари 7169, Муслим 1713).

Из этого хадиса становится понятно, что посланник Аллаха ﷺ не всегда говорил по Откровению. Более того, не всегда по Откровению он и судил, что невежды считают в любом случае куфром, выводящим из Ислама.

Из Кур’ана и хадисов также известно, что и другие пророки, мир им, не всегда судили по Откровению. В пример можно привести хадис со слов Абу Хурайры, который рассказал, что слышал от пророка ﷺ следующее:

خَرَجَتِ امْرَأَتَانِ مَعَهُمَا صَبِيَّانِ لَهُمَا فَعَدَا الذِّئْبُ عَلَى إِحْدَاهُمَا فَأَخَذَ وَلَدَهَا فَأَصْبَحَتَا تَخْتَصِمَانِ فِي الصَّبِيِّ الْبَاقِي إِلَى دَاوُدَ عَلَيْهِ السَّلاَمُ فَقَضَى بِهِ لِلْكُبْرَى مِنْهُمَا فَمَرَّتَا عَلَى سُلَيْمَانَ فَقَالَ كَيْفَ أَمْرُكُمَا فَقَصَّتَا عَلَيْهِ فَقَالَ ائْتُونِي بِالسِّكِّينِ أَشُقُّ الْغُلاَمَ بَيْنَهُمَا ‏.‏ فَقَالَتِ الصُّغْرَى أَتَشُقُّهُ قَالَ نَعَمْ ‏.‏ فَقَالَتْ لاَ تَفْعَلْ حَظِّي مِنْهُ لَهَا ‏.‏ قَالَ ‏.‏ هُوَ ابْنُكِ ‏.‏ فَقَضَى بِهِ لَهَا ‏

«Были две женщины со своими сыновьями, (как вдруг) прибежал волк и унёс сына одной из них.

(Тогда) она сказала своей подруге: «Волк унёс твоего сына!» Другая (женщина) сказала: «Нет, это был твой сын!», — и тогда они обратились на суд к Дауду, мир ему, который вынес решение (отдать) его старшей (женщине).

А потом они пошли к Сулейману (сыну Дауда) и рассказали ему (обо всём), на что он сказал: «Принесите мне нож, и я разделю его между ними».

Тогда младшая (женщина) воскликнула: «Не делай этого, да помилует тебя Аллах, это её сын!», — после чего он вынес решение отдать его младшей (женщине)» (Муслим 4495).
В этом хадисе мы видим, как пророк Дауд, мир ему, в условиях отсутствия свидетелей произошедшего, не имея иных возможностей установить истину, присудил отдать ребенка старшей женщине, поскольку, в силу её возраста, родить нового ребенка ей сложнее, чем женщине молодой.

Пророк Сулейман, мир ему, проявил в данном случае большую изобретательность и сноровку, выяснив опытным путём, какая из женщин в действительности больше любит ребенка, который являлся предметом спора. Он понял, что именно младшая женщина является его матерью, поскольку она предпочла отдать его другой женщине, чтобы сохранить ему жизнь.

Получается, что пророк Дауд, хотя и постарался вынести справедливое решение, но совершил ошибку. Очевидно, что своё решение он выносил не по Откровению от Аллаха, поскольку Откровение ошибаться не может.

Получается, что НЕ любой суд не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, является куфром.

Вынесение решений не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, может иметь разные положения:

  • Подобное деяние будет куфром, если относительно решаемого вопроса Аллах уже ниспослал решение, однако судье этот хукм Аллаха ненавистен или же он считает какое-то другое решение более справедливым и подходящим, а поэтому судит, руководствуясь другим хукмом.

Именно о такой ситуации Аллах говорит в аяте:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَن يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُضِلَّهُمْ ضَلَالًا بَعِيدًا

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60)

  • Также куфром будет суждение по придуманному людьми хукму в случае, если этот хукм целенаправленно ложно приписывается к Исламу.

Так поступали иудеи, относительно которых Господь Миров ниспослал аят:

وَمِنَ الَّذِينَ هَادُوا سَمَّاعُونَ لِلْكَذِبِ سَمَّاعُونَ لِقَوْمٍ آخَرِينَ لَمْ يَأْتُوكَ يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ مِن بَعْدِ مَوَاضِعِهِ يَقُولُونَ إِنْ أُوتِيتُمْ هَذَا فَخُذُوهُ وَإِن لَّمْ تُؤْتَوْهُ فَاحْذَرُوا وَمَن يُرِدِ اللَّهُ فِتْنَتَهُ فَلَن تَمْلِكَ لَهُ مِنَ اللَّهِ شَيْئًا أُولَئِكَ الَّذِينَ لَمْ يُرِدِ اللَّهُ أَن يُطَهِّرَ قُلُوبَهُمْ لَهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ وَلَهُمْ فِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые охотно прислушиваются ко лжи и прислушиваются к другим людям, которые не явились к тебе. Они искажают слова, меняя их местами, и говорят: «Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь». Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению, ты не властен защитить от Аллаха. Их сердца Аллах не пожелал очистить. В этом мире их ожидает позор, а в Последней жизни им уготованы великие мучения» (5:41)

  • Грехом (дуна куфр), если относительно решаемого вопроса Аллах уже ниспослал решение, и судья признает его истинность, справедливость и превосходство, однако выносит другое решение, идя на поводу своих страстей, но при этом осознавая, что совершает грех.

Именно относительно такой ситуации приходит известный тафсир от Ибн Аббаса и его учеников, что здесь идёт речь о «неверии, которое меньше неверия» (куфр дуна куфр).

  • Грехом, если судья выносит несправедливое решение в ситуации, относительно которой Аллах не ниспослал конкретного решения

Это так, поскольку Аллах запретил несправедливость в любом деле.

  • Дозволенным и похвальным делом в случае, когда судья старается вынести справедливое постановление относительно ситуации, для которой нет конкретного решения в Кур’ане и Сунне.

Примером на этот случай можно привести хадис со слов сподвижника Абу Шурайха Хани аль-Хариси, да будет доволен им Аллах:

Когда он, в составе делегации от своего племени, прибыл к посланнику Аллаха ﷺ, (пророк ﷺ) услышал, как (члены этой делегации) обращаются к нему по кунье Абу-ль-Хакам [хакам = судья].

(Услышав это,) посланник Аллаха ﷺ подозвал его к себе и сказал:

إن الله هو الحكم وإليه الحكم فلم تكنى أبا الحكم

«Поистине, Судьёй является Аллах, и это Он выносит решения, так почему же тебе дали кунью Абу-ль-Хакам?»

(Абу Шурайх) ответил:

إن قومي إذا اختلفوا في شيء أتوني فحكمت بينهم فرضي كلا الفريقين

«Когда среди моих соплеменников возникали расхождения по какому-либо вопросу, то они приходили ко мне, чтобы я рассудил их, и обе стороны оставались довольны».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал:

ما أحسن من هذا فما لك من الولد

«Это прекрасно! А есть ли у тебя дети?»

(Абу Шурайх) ответил:

لي شريح وعبد الله ومسلم

«У меня (три сына): Шурайх, Муслим и ‘Абдуллах».

(Пророк ﷺ) спросил:

فمن أكبرهم

«А кто из них старший?»

(Абу Шурайх) ответил:

شريح

«Шурайх».

(Тогда пророк ﷺ сказал:

فأنت أبو شريح

«(Отныне) ты – Абу Шурайх» (Навави в «аль-Азкар» № 796. Шейх Албани назвал хадис достоверным в «Сахих Сунан Абу Дауд» 4955 и «Сахих Сунан Насаи» 4980).

Обратите внимание: Абу Шурайх пришел в составе делегации принимать Ислам и рассказал пророку о том, что судил людей своего племени до этого момента, будучи кафиром и, соответственно, не по тому что ниспослал Аллах. На это пророк ﷺ не ответил ему, что ты совершал куфр, поскольку не судил по Кур’ану и Сунне, и не приказал ему оставить это занятие, так как решения свои он выносил справедливо.

Вместо этого посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Как это прекрасно!». Насколько же это удивительно! То, что посланник Аллаха назвал ﷺ прекрасным, некоторые мусульмане называют куфром.

Отдельно мы также разберем «обращение на суд к тагуту». В этом вопросе, к сожалению, у многих мусульман также по недоразумению сложилось ошибочное мнение.

Приглашаем вас обсудить тему этой публикации на форуме

Вы можете задать вопрос или ознакомиться со мнением других мусульман.

https://vislame.blog/community/

Добавить комментарий