В каждой преимущественно мусульманской стране или у каждого преимущественно мусульманского народа исторически сложились традиции или обычаи (адаты), которые порой тесно переплетаются с положениями Ислама.
В этом нет ничего плохого, когда эти народные традиции не входят в противоречие с установлениями Ислама. Но как быть с теми из обычаев, которые являются неприемлемыми с точки зрения религии Аллаха?
Очевидно, что такие адаты являются порицаемыми и от них нужно отходить, неизменно предпочитая хукм Аллаха.
Примерами порицаемых адатов могут послужить:
- Обычай красть жену
- Кровная месть
- Приданое, которое якобы обязаны собирать родственники невесты
- Отказ от того, чтобы давать салям старшим и жать им при этом руку
- Выдача девушки замуж без её согласия
В разных местностях и народах могут существовать и другие порицаемые обычаи, которые входят в противоречие с Шариатом. Мы же, в рамках этой небольшой публикации, поговорим о перечисленных выше в качестве примера, чтобы стало понятно, по каким критериям можно понять, что тот или иной обычай является порицаемым, по причине чего от него необходимо отказаться.
О порицаемых традициях, которыми люди подменяют религию, Аллах говорит в Кур’ане:
وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ ٱتَّبِعُوا۟ مَآ أَنزَلَ ٱللَّـهُ قَالُوا۟ بَلْ نَتَّبِعُ مَآ أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ ءَابَآءَنَآ ۗ أَوَلَوْ كَانَ ءَابَآؤُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ شَيْـًٔا وَلَا يَهْتَدُونَ
«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет, мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов». А что если отцы их ничего не разумели и не следовали верным путём?» (2:170)
Нужно знать, что некоторые вопросы Ислам объясняет в подробностях (вопросы религии). К ним, например, относятся: обряды поклонения (ибада), вопросы раздела наследства, никях, таляк, похороны и другие.
Во всех подобных вопросах, относительно которых ниспосланно Откровение, мусульманам запрещено уклоняться от установлений Аллаха, заменяя их, что-то убавляя или добавляя. На это указывают аяты:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّـهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ۗ وَمَن يَعْصِ ٱللَّـهَ وَرَسُولَهُۥ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَٰلًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в явное заблуждение» (33:36)
وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّـهُ فَأُو۟لَٰٓئِكَ هُمُ ٱلْكَٰفِرُونَ
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, суть неверующие» (5:44)
В этих аятах Аллах сообщает, что те вопросы, которые разъяснены Аллахом и Его посланником ﷺ в подробностях, обязательны к исполнению именно в таком виде, как это установлено в религии.
Также на это указывают хадисы. Так, посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا بَالُ رِجَالٍ يَشْتَرِطُونَ شُرُوطًا لَيْسَتْ فِي كِتَابِ اللَّهِ مَا كَانَ مِنْ شَرْطٍ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَهْوَ بَاطِلٌ، وَإِنْ كَانَ مِائَةَ شَرْطٍ
«Почему люди выставляют условия, которых нет в Книге Аллаха? Любые из условий, которых нет в Книге Аллаха, будут не иначе как ложными, будь их даже сотня!» (Бухари 2729, Ахмад 24000, Насаи 9991, Ибн Маджах 2521, Ибн Хиббан 4272).
В этом хадисе пророк ﷺ запрещает добавлять к подробно разъясненным Господом вопросам дополнительные условия, делая их обязательными.
Существует и другая группа вопросов, относительно которых в религии Аллаха нет детальных указаний (мирские вопросы). Эти вопросы человек может решать по своему усмотрению, однако при этом он не должен тем самым попадать в противоречие с фундаментальными положениями религии, такими как приказ Аллаха поступать справедливо, не нарушать права людей и так далее.
Таким образом, если какая-либо традиция противоречит тому, что сказали относительно этого вопроса Аллах и Его посланник ﷺ, то такую традицию необходимо аннулировать, последовав за тем, что нам известно из религии Аллаха.
Если же обычай не касается тех вопросов, которые в деталях разъяснил Аллах и при этом не противоречит честности, справедливости и другим фундаментальным приказам Ислама, то, соответственно, он не противоречит религии Аллаха, а значит такая традиция не является порицаемой.
Приведем несколько примеров.
Как это широко известно, во многих странах существует обычай, при котором невеста на свадьбе одевается в белое платье. Будет ли являться такая традиция порицаемой, если мусульманка наденет в день заключения никях белое платье, которое полностью закрывает её аурат?
Нет, подобная традиция никак не противоречит Исламу, поскольку Аллах не запрещал женщинам носить одежду какого-либо определенного цвета, а приказал только закрывать должным образом свой аурат. А какого цвета или фасона при этом будет эта одежда — неважно, поэтому она вполне может соответствовать обычаям (урф) людей, а значит отличаться от местности к местности.
Другим примером может послужить ношение какой-то специфической одежды в быту. Так, в Йемене мужчины традиционно носят особые юбки — футы, что абсолютно нормально для их местности. Как известно, в большинстве других стран ношение мужчиной юбки является неприемлемым, поскольку по традициям эта одежда носится женщинами.
Существует также и множество других примеров.
Теперь разберем некоторые из порицаемых адатов, которые входят в противоречие с Исламом и которые нужно всеми силами искоренять из практики, разъясняя их положение наилучшим образом и по возможности подавая собственный пример в том, как нужно поступать правильно.
Начнем с самого легкого:
Принципиальный отказ мужчиной выбрасывать мусор
Да, для кого-то подобное утверждение выглядит забавным, но в некоторых народах сложилось мнение, что выбросить мусор — это не мужское дело и не подобает этим заниматься уважающему себя мужчине.
В традиции этих народов, обязанность выбрасывать мусор ложиться исключительно на женщин, а поэтому если кто-то из мужчин сделает это, то тем самым он уронит себя в глазах окружающих и на него будут смотреть косо.
Но что сказано об этом в религии Аллаха?
Господь миров говорит в Кур’ане:
وَتَعَاوَنُوا۟ عَلَى ٱلْبِرِّ وَٱلتَّقْوَىٰ ۖ وَلَا تَعَاوَنُوا۟ عَلَى ٱلْإِثْمِ وَٱلْعُدْوَٰنِ ۚ وَٱتَّقُوا۟ ٱللَّـهَ ۖ إِنَّ ٱللَّـهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости, и бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах суров в наказании» (5:2)
فَٱسْتَبِقُوا۟ ٱلْخَيْرَٰتِ
«Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (2:148)
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الطهور شطر الإيمان
«Чистота — это половина имана» (Муслим 556).
Этот хадис имеет общий смысл, в который входит как необходимость находиться в состоянии ритуального омовения во время молитвы, так и необходимость содержать себя, свою одежду и свое жилище в чистоте.
Духовная и физическая чистота — это отличительная особенность мусульманина, которую пророк ﷺ называет иманом, подчеркивая её значимость.
Разве вынос из дома мусора не является одной из работ по поддержанию чистоты в доме, которая избавляет его обитателей от необходимости вдыхать скверные запахи и поддерживает гигиену? Конечно, да!
А раз так, то почему бы не соревноваться в совершении благих дел, как это побуждает делать Аллах, вместо того, чтобы высокомерно перекладывать эту обязанность на женщин, считая это чем-то недостойным мужчины?
Передается от аль-Асуада, да будет доволен им Аллах:
قال سألت عائشة ما كان النبي صلى الله عليه وسلم يصنع في بيته قالت: كان يكون في مهنة أهله- تعني خدمة أهله- فإذا حضرت الصلاة خرج إلى الصلاة
«Я спросил у ‘Аиши о том, что пророк ﷺ делал в своем доме. Он сказала: «Он делал все, что было необходимо своей семье, а когда приходило время молитвы, выходил для ее совершения“» (Бухари 676).
Также передается, что спросили у Аиши, да будет доволен ею Аллах:
مَا كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعْمَلُ فِي بَيْتِهِ؟ فقَالَتْ: كَانَ بَشَرًا مِنَ الْبَشَرِ يَفْلِي ثَوْبَهُ ، وَيَحْلُبُ شَاتَهُ ، وَيَخْدُمُ نَفْسَهُ
«Что делал посланник Аллаха ﷺ в своем доме? Она ответила: «Он был обычным человеком: чинил свою одежду, доил свою овцу и обслуживал себя»» (Ахмад 26194).
Как мы видим из хадисов, пророк ﷺ не считал зазорным заниматься домашними делами и мог делать всё, что необходимо для его семьи, а также обслуживать самого себя, не дожидаясь что кто-то сделает это вместо него. И уж тем более, он ﷺ не считал какую-либо домашнюю работу постыдной для себя, однако при этом уместной для его супруги или детей!