Устанавливать положения в религии (хукм) — это право, которое принадлежит исключительно Аллаху, как об этом сказал Он Сам:
إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ
«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)
Даже пророк ﷺ не имел права говорить в религии от себя, не говоря уже о ком-то другом. Так, Аллах говорит в Коране о пророке:
وَلَوْ تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ
لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ
ثُمَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ
«Если бы он [пророк] приписал Нам какие-либо слова, Мы (крепко) схватили бы его за правую руку, а потом разорвали бы ему аорту» (69:44-46)
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«И говорит он [пророк] не по прихоти [своей]. Это — лишь Откровение, которое внушается [ему]» (53:3-4)
Ни сподвижники, ни ученые, ни кто бы то ни было другой из людей устанавливать какие-либо условия в Исламе от себя не в праве, как об этом сказал Аллах:
أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21)
Также сказал посланник Аллаха ﷺ:
مَا بَالُ رِجَالٍ يَشْتَرِطُونَ شُرُوطًا لَيْسَتْ فِي كِتَابِ اللَّهِ مَا كَانَ مِنْ شَرْطٍ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَهْوَ بَاطِلٌ، وَإِنْ كَانَ مِائَةَ شَرْطٍ
«Почему люди выставляют условия, которых нет в Книге Аллаха? Любые из условий, которых нет в Книге Аллаха, будут не иначе как ложными, будь их даже сотня!» (аль-Бухари 2729, Ахмад 24000, ан-Насаи 9991, Ибн Маджах 2521, Ибн Хиббан 4272).
Если же люди всё-таки начинают брать себе в религию чьи-то слова, помимо слов Аллаха и Его посланника, который говорил по Откровению, то совершают тем самым величайшее преступление — ширк. Подробнее мы поговорим об этом в других публикациях.