Кто такие ваххабиты?

Ваххабиты — это ярлык, которым невежественные люди зачастую клеймят соблюдающих мусульман.


Наш Telegram канал

Обычно собирательный образ ваххабита включает в себя мусульманина с бородой (или мусульманку в хиджабе), который не придерживается фанатично какого-либо определенного мазхаба и строго порицает ширк, распространенный в среде крайних суфиев.

Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб ат-Тамими (1703 — 1792 гг) — это мусульманский ученый родом из эр-Рияда (столица современной Саудовской Аравии).

Мухаммад — это имя ученого, а Абдуль-Ваххаб — это имя его отца. Традиционно мусульмане называют своих детей именами, которые указывают на поклонение только Аллаху.

Так, одно из Имён Аллаха — الوهاب — аль-Ваххаб, что означает «Дарующий, Щедрейший». Соответственно, имя Абдуль-Ваххаб означает дословно «поклоняющийся Дарующему [Аллаху]».

Ат-Тамими — это нисба (часть имени), которая указывает на принадлежность человека к арабскому роду Тамим.

Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб ат-Тамими в 1744 году заключил союз с одним из местных эмиров — Мухаммадом Ибн Саудом, который посредством своего влияния поддержал призыв ученого.

Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб призывал людей вернуться к чистому Исламу, отказаться от привнесенных в религию нововведений и различных проявлений ширка, которые получили в то время широкое распространение среди арабов-суфиев.

Его призыв столкнулся с ожесточенным сопротивлением, которое было не только идеологическим, но дошло и до вооруженных столкновений. В результате было образовано первое саудовское государство, которое в ходе череды исторических событий дошло до нас в виде королевства Саудовская Аравия.

На протяжении всех этих лет, начиная с 1744 года, Мухаммад Ибн Сауд и его потомки традиционно сохраняли за собой политическую и экономическую власть в королевстве, в то время как Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб и его потомки (семейство шейха — آل الشيخ‎ — Али Шейх) отвечают в государстве (КСА) за дела религии.

В силу того, что призыв шейха Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба получил полную поддержку на уровне государства, а его книги-послания: «Книга Единобожия», «Отведение сомнений», «Три основы», «Четыре правила» и другие — были написаны коротко, доступным языком и адресованы простым мусульманам, — имя и призыв шейха получили широчайшее распространение и популярность на всём Аравийском полуострове.

В современной Саудовской Аравии эта тенденция сохранилась: должность муфтия Саудовской Аравии занимает один из потомков Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, а по его книгам ведется преподавание в университетах и в мечетях. В СМИ по ним также проводятся уроки, в силу чего работы Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба, да помилует его Аллах, известны каждому мусульманину королевства.

Поскольку города Мекка и Медина являются центром исламского мира, именно в Саудовскую Аравию съезжаются паломники в сезон Хаджа. В религиозных университетах Саудовской Аравии обучаются студенты со всего мира, а слова современных учёных королевства широко представлены в медийном пространстве и оказывают колоссальное влияние на мусульман. В таких условиях легко объяснимо, почему именно книги Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба повсеместно экспортируются из Саудовской Аравии в качестве источника базовых знаний по Исламу.

О чём же писал в своих книгах шейх и почему его имя некоторыми используется в качестве ярлыка с негативным смыслом?

Шейх Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб относил себя к ханбалитскому мазхабу и являлся одним из представителей саляфитских учёных.

В его время на территории Аравийского полуострова широкое распространение получили крайние формы суфизма. Арабы-суфии строили мавзолеи над могилами праведников (аулия), используя их как места поклонения и обращая к мертвым свои мольбы (дуа).

Все эти деяния являются мерзкими нововведениями и большим ширком, который аннулирует иман человека. Неудивительно, что шейх сосредоточил все свои усилия на том, чтобы разъяснить своим соплеменникам сущность ширка и предостеречь их от его совершения. С этой точки зрения, его послания принесли пользу в его время, а также актуальны они и сейчас.

Поэтому, совершенно неудивительно, что представители суфистских сект во все времена ненавидели личность и работы Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба, а также всех тех мусульман, которые поддерживали его призыв к очищению религии от нововведений и запрету ширка. Именно этим объясняется желание суфиев запятнать этих людей, называя их ваххабитами, и пытаясь всеми способами их опорочить, придав негативный смысл этому прозвищу-ярлыку.

Вместе с этим, нельзя не отметить, что книги шейха освещают достаточно узкий круг вопросов и не являются источником исчерпывающей информации об Исламе.

Важно заметить, что некоторые вопросы в своих книгах-посланиях Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб осветил весьма коротко, что позволило двояко интерпретировать его слова. Прежде всего это касается вопросов такфира и так называемого «3-его пункта, выводящего из Ислама».

Существует огромное количество разъяснений (шарх) к его книгам, которые написали разные ученые.

Удивительно, насколько люди, комментируя одни и те же книги Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба, приходят к диаметрально разным выводам.

Так, официальное современное духовенство Саудовской Аравии, опираясь на книги шейха, утверждает принципы умеренности, недопустимость вынесение такфира и выхода против правителей королевства.

Одновременно с этим, такие запрещенные в России и признанные террористическими организации как «Исламское Государство» и «аль-Каида», опираясь на работы Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба, впадают в чрезмерность в вопросах такфира и делают одной из основных целей своей программы обвинение современных правителей Саудовской Аравии (и других арабских государств) в неверии, а также их свержение и отстранение от власти.

И всех этих людей — как умеренных в своих убеждениях мусульман, которые призывают к таухиду, так и явно заблудших такфиристов, — суфии называют ваххабитами.

Несложно заметить, что под этот ярлык — ваххабиты — попадают люди с совершенно разными убеждениями и методами своей религиозной практики.

Помятуя об этом, имеет смысл отказаться от употребления этого прозвища, которое лишь привносит в ряды мусульман путаницу.

Также важно не проявлять излишней чрезмерности к личности шейха Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба, да помилует его Аллах. Как и любой другой ученый Ислама, он иногда ошибался и мог допустить в своих книгах не самые удачные формулировки, которые могут приводить к разногласиям, чрезмерности и радикализации мусульман.

Важно правильно разъяснить те вопросы, относительно которых слова шейха могут быть неверно интерпретированы, обращаясь при этом к первоисточникам — Кур’ану и достоверной Сунне, сверяя при этом своё понимание с пониманием и религиозной практикой сподвижников пророка, да будет доволен ими Аллах.

Использование этой формулы — Кур’ан и Сунна в понимании сподвижников — можно разобраться в любом религиозном вопросе, обезопасив себя от неправильных толкований и впадения в чрезмерность.