Одним из обычаев, который является своеобразной «визитной карточкой» Кавказа, является традиция красть невесту.
Причины у этого поступка могут быть разные, но ни одна из них не является приемлемой с точки зрения Шариата!
Аллах говорит в Кур’ане:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُوا لِلَّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172)
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللهَ طَيِّبٌ، لَا يَقْبَلُ إِلَّا طَيِّـبًا
«О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого» (Муслим 2393).
Из этих контекстов становится ясно, что невозможно достигнуть довольства Аллаха, пытаясь привлечь благо запретным способом. Подобное деяние никогда не будет принято Аллахом, а значит не может практиковаться соблюдающими мусульманами.
На то, что воровать человека является в принципе харамом, указывает общий аят:
وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُوا أَيْدِيَهُمَا جَزَاءً بِمَا كَسَبَا نَكَالًا مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (5:38)
Посланник Аллаха сказал:
لعن الله السارق، يسرق البيضة فتقطع يده، ويسرق الحبل فتقطع يده
«Проклянет Аллах вора, который крадет яйцо, за что ему отрубают руку, и который крадет веревку, за что ему отрубают руку!» (Бухари 6783).
Воровство — является абсолютно порицаемым деянием, не имеющим исключений. И нет никаких сомнений, что воровство человека также подпадает под общий запрет.
Кроме того, похищая невесту, молодые люди пугают её, а также повергают в тревогу её родителей, что абсолютно запрещено с точки зрения Шариата.
Так, посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يُرَوِّعَ مُسْلِمًا
«Запрещено мусульманину пугать мусульманина!» (Абу Дауд 5004).
Кроме того, украденная девушка попадает в ситуацию, при которой не исключено запретное уединение с посторонним мужчиной, о котором посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ، وَلاَ تُسَافِرَنَّ امْرَأَةٌ إِلاَّ وَمَعَهَا مَحْرَمٌ
«Не допускается мужчине оставаться наедине с посторонней женщиной, и не должна женщина пускаться в дорогу, если только не будет с ней близкого родственника (махрама)» (Бухари 3006, Муслим 1341).
А ведь именно с этой целью и похищается невеста: для того чтобы дискредитировать её тем, что она была наедине с мужчиной и поставить тем самым её целомудренность под сомнение.
Аллах говорит в Кур’ане:
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَرْمُونَ ٱلْمُحْصَنَٰتِ ٱلْغَٰفِلَٰتِ ٱلْمُؤْمِنَٰتِ لُعِنُوا۟ فِى ٱلدُّنْيَا وَٱلْءَاخِرَةِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Поистине, те, которые обвиняют (в прелюбодеянии) целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих (о грехе), прокляты в этом мире и в последней жизни. Им уготованы великие мучения» (24:23)
Этот аят был ниспослан о тех, кто высказывал свои порочные предположения языком и способствовал тем самым распространению лживых слухов. Что же тогда говорить о тех, кто целенаправленно ставит в подобное неловкое положение девушку своим поступком, принуждая её к запретному уединению против воли и посредством силы?!
Если кто-то скажет, что иногда кража невесты происходит с негласного одобрения как самой невесты, так и её родственников, а поэтому весь этот процесс представляет собой что-то вроде традиционной шутки, то тут хотелось бы напомнить хадис, который передал Абу Хурайра:
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لا أقول إلا حقاً
«Не говорю (я ничего), кроме истины».
Некоторые его сподвижники спросили:
يارسول الله إنك تداعبنا
«Но, ты же шутишь (иногда) с нами, о Посланник Аллаха!?»
На что он ﷺ сказал:
إني لا أقول إلا حقاً
«Поистине, (даже тогда я) говорю только истину!» (Ахмад 2/360).
Также пророк сказал:
إِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ، وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ كَذَّابًا
«Воистину, ложь ведёт ко греху, а грех ведёт в Огонь! И продолжает человек лгать, до тех пор пока не будет записан у Аллаха как лжец» (Муслим 2607).
Резюмируя можно сказать, что даже когда кража невесты происходит с обоюдного согласия, это не делает дозволенным это деяние, поскольку оно основывается на лжи и может привести к запретному уединению невесты с посторонним для неё мужчиной.
Если же говорить о настоящем похищении, то подобное деяние является абсолютно недопустимым с точки зрения Ислама и здравого смысла поступком, который содержит в себе сразу целый набор запретных вещей и может привести к большому нечестию и даже кровопролитию.
Кроме того, принуждая девушку посредством похищения к замужеству, велик шанс получить вместо любящей супруги жену, которая так и не сможет никогда ужиться с мужем, затая на него обиду за принуждение и обвиняя его в том, что он сломал ей жизнь, не дав право выбора, гарантированное ей Исламом.
Не вызывает сомнения, что практику похищения невесты нужно решительно искоренять из среды мусульман, разъясняя запретность и пагубность этого дикого обычая.