Если внимательно прочитать Кур’ан, то становится понятно, что буквально весь он от начала до конца объясняет таухид. Так, Господь Миров говорит:
هَذَا بَلَاغٌ لِّلنَّاسِ وَلِيُنذَرُوا بِهِ وَلِيَعْلَمُوا أَنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ
«Это — послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он — Единственный Бог (, заслуживающий поклонения), и пусть задумаются обладающие разумом» (14:52)
В Своей Книге Аллах объясняет что такое поклонение, приказывает поклоняться только Ему и никому кроме Него, описывает Свои Имена, Качества и Действия, а также разъясняет то, что Его Качества не таковы, как качества творений.
Определение таухида можно сформулировать следующим образом:
Соблюдать таухид ( تَوْحِيدٌ ) — означает верить в Аллаха так, как научил пророк ﷺ, поклоняясь при этом только Аллаху и никому кроме Него, и не приписывать Качества и Действия Аллаха творениям, как не приписывать качества и действия творений к Аллаху.
В этом определении есть 4 компонента:
1) Правильная вера в Аллаха: в Его сущность и Имена
2) Не равнять Качества Аллаха с качествами творений
3) Не приписывать Действия Аллаха творениям и наоборот
4) Поклонение Аллаху и никому кроме Него
Ширк ( شِرْكٌ ) — это нарушение таухида, его противоположность.
Если кто-то приравняет творение с Аллахом по одному из перечисленных 4-х компонентов, то тем самым совершит ширк.
А если человек совершит ширк, то тем самым аннулирует свой иман, а все его благие дела станут тщетными, как об этом сказал Всевышний:
ذَلِكَ هُدَى اللَّهِ يَهْدِي بِهِ مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَلَوْ أَشْرَكُوا لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они совершили ширк, то стало бы тщетным все, что они совершали» (6:88)
وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь совершать ширк, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»» (39:65)
И конечным пристанищем мушрика (человека, который совершил ширк) станет Ад:
إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей (совершает ширк), тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72)
Таким образом, становится ясной важность изучения вопросов таухида и ширка, что необходимо для того, чтобы человек не попал в губительную ошибку и не обрек себя на вечный Огонь.
Разберем каждый из компонентов таухида более подробно.
Правильная вера в Аллаха
Вера в Аллаха, очевидно, невозможна без веры в Его существование.
Аллах говорит в Кур’ане:
قَالَتْ رُسُلُهُمْ أَفِى ٱللَّهِ شَكٌّ فَاطِرِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ
«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе, Творце небес и земли?»» (14:10)
Во все времена были люди, которые заявляли об отрицании своей веры в существование Творца, однако в глубине души они были убеждены в обратном. Так, даже фараон, который заявил:
أَنَاْ رَبُّكُمُ ٱلْأَعْلَىٰ
«Я (фараон) — ваш всевышний господь» (79:24)
В действительности знал, что Господь существует, что становится ясно из аята:
وَجَحَدُواْ بِهَا وَٱسْتَيْقَنَتْهَآ أَنفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا ۚ فَٱنظُرْ كَيْفَ كَانَ عَٰقِبَةُ ٱلْمُفْسِدِينَ
«Они (фараон и его знать) отрицали их (знамения Аллаха) несправедливо и надменно, хотя в душе были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!» (27:14)
В наше время таких людей — атеистов, стало гораздо больше. Однако и теперь, как говорится в известной среди людей поговорке: в падающем самолете, людей, не верящих в существование Бога, не бывает.
В Своей Книге Аллах призывает людей задуматься об окружающем их мире и о них самих:
أَمْ خُلِقُواْ مِنْ غَيْرِ شَىْءٍ أَمْ هُمُ ٱلْخَٰلِقُونَ
أَمْ خَلَقُواْ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ ۚ بَل لَّا يُوقِنُونَ
«Неужели они возникли сами по себе [или сотворены понапрасну]? Или они сами творцы? Или это они сотворили небеса и землю? О нет, просто у них нет убеждённости» (52:35-36)
سَنُرِيهِمْ ءَايَٰتِنَا فِى ٱلۡأٓفَاقِ وَفِىٓ أَنفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ ٱلْحَقُّ
«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это — истина» (41:53)
Ведь Творца можно познать по Его творениям:
إِنَّ فِى خَلْقِ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَٱخْتِلَٰفِ ٱلَّيْلِ وَٱلنَّهَارِ وَٱلْفُلْكِ ٱلَّتِى تَجْرِى فِى ٱلْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ ٱلنَّاسَ وَمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلسَّمَآءِ مِن مَّآءٍ فَأَحْيَا بِهِ ٱلْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَآبَّةٍ وَتَصْرِيفِ ٱلرِّيَٰحِ وَٱلسَّحَابِ ٱلْمُسَخَّرِ بَيْنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ لَأٓيَٰتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Поистине, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорно [плывущих] между небом и землёй, есть знамения для людей разумеющих» (2:164)
И аятов с таким смыслом в Кур’ане много.
Никто не может рассказать нам об Аллахе лучше, чем Он Сам или Его посланник ﷺ, который говорил в религии только по Откровению. Поэтому, мы обязаны принимать себе в религию всю информацию, которую сообщил о Себе Господь посредством Кур’ана и достоверной Сунны. Мы должны верить в Его Имена, Качества и Действия так, как Он Сам об этом говорит, ничего не отрицая, не искажая и не давая вольных толкований.
وَلِلَّهِ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَا ۖ وَذَرُواْ ٱلَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِىٓ أَسْمَٰٓئِهِۦ ۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«У Аллаха самые прекрасные имена. Призывайте же Его ими и оставьте тех, которые извращают Его имена. Они получат воздаяние за то, что они совершали» (7:180)
При этом мы не должны строить свои убеждения относительно Аллаха, основываясь на предположениях и логике, а также додумывать или представлять то, о чём Сам Господь Миров относительно Себя умолчал. Подобный подход строго запрещается в Кур’ане:
يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِهِۦ عِلْمًا
«Он знает их будущее и прошлое, а они не могут объять Его своим знанием» (20:110)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُقَدِّمُواْ بَيْنَ يَدَىِ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ۚ إِنَّ ٱللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
«О вы, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий» (49:1)
وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِۦ عِلْمٌ ۚ إِنَّ ٱلسَّمْعَ وَٱلْبَصَرَ وَٱلْفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَٰٓئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْـُٔولًا
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце — за всё это [человек] будет спрошен» (17:36)
В Кур’ане и достоверной Сунне упоминаются около ста Имён Аллаха, каждое из которых мы должны принимать себе в убеждение. Вот лишь некоторые из них, упомянутые Господом в нескольких из аятов:
هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ
هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества, Ведающий сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милующий. Он — Аллах, кроме Которого нет иного божества, Царь, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Величавый. Свят Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (59:22-24)
Качества Аллаха
Книга Аллаха содержит в себе множество аятов, посредством которых Господь описывает свои прекрасные Качества.
Часть Качеств Аллаха относятся к качествам совершенства, другие же являются Его сущностными Атрибутами.
Для правильного понимания Качеств Творца следует придерживаться следующей методологии: необходимо принимать все описания, которые дает Себе Аллах Сам или через пророка ﷺ как есть, помня об их совершенстве и отсутствии недостатков, без отрицания, искажения или опустошения их смысла, а также не давая им образ и не уподобляя одноименным качествам и атрибутам творений. Эта методология строится на аятах:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11)
لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ مَثَلُ السَّوْءِ وَلِلَّهِ الْمَثَلُ الْأَعْلَى وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Скверно описание тех, кто не верует в Последнюю жизнь, а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» (16:60)
سُبْحَٰنَ رَبِّكَ رَبِّ ٱلْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ
«Свят твой Господь, Господь могущества, и далёк от того, что они приписывают [Ему]» (37:180)
Вот лишь некоторые из аятов с описанием Качеств Аллаха:
قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ ٱلْغَيْبَ إِلَّا ٱللَّهُ ۚ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ
«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, и не знают они, когда их воскресят»» (27:65)
ٱللَّهُ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلْحَىُّ ٱلْقَيُّومُ ۚ لَا تَأْخُذُهُۥ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ ۚ لَّهُۥ مَا فِى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَمَا فِى ٱلْأَرْضِ ۗ مَن ذَا ٱلَّذِى يَشْفَعُ عِندَهُۥٓ إِلَّا بِإِذْنِهِۦ ۚ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ۖ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَىْءٍ مِّنْ عِلْمِهِۦٓ إِلَّا بِمَا شَآءَ ۚ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ ۖ وَلَا يَـُٔودُهُۥ حِفْظُهُمَا ۚ وَهُوَ ٱلْعَلِىُّ ٱلْعَظِيمُ
«Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто заступится перед Ним без Его позволения? Он знает их будущее и прошлое. Они же охватывают из Его знания только то, что Он пожелает. Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (2:255)
قَالَ عِلْمُهَا عِندَ رَبِّى فِى كِتَٰبٍ ۖ لَّا يَضِلُّ رَبِّى وَلَا يَنسَى
«[Муса] ответил: «Знание об этом — у моего Господа в писании. Мой Господь не заблуждается и не забывает»» (20:52)
قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ
«Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»» (38:75)
وَاصْبِرْ لِحُكْمِ رَبِّكَ فَإِنَّكَ بِأَعْيُنِنَا وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ حِينَ تَقُومُ
«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты — у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна» (52:48)
Если кто-то станет описывать Качествами, присущими только Аллаху, кого-то из творений, то тем самым совершит ширк, приравняв в этом аспекте творение к Творцу.
Верно и обратное: ширк совершит тот, кто опишет Господа Миров одним из качеств, присущих творениям.
Важно понять, что практически никто из людей не думает, что существуют два или несколько одинаковых по возможностям творца — нет. Ширк большинства людей заключается в том, что они приравнивают какое-либо творение к Аллаху по какому-то одному или лишь нескольким аспектам.
Действия Аллаха
В Кур’ане Аллах описывает целый ряд действий, которыми занят только Он и которые не по плечу никому из творений. Так, Господь сказал:
وَٱتَّخَذُواْ مِن دُونِهِۦٓ ءَالِهَةً لَّا يَخْلُقُونَ شَيْـًٔا وَهُمْ يُخْلَقُونَ وَلَا يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا وَلَا يَمْلِكُونَ مَوْتًا وَلَا حَيَوٰةً وَلَا نُشُورًا
«Они обожествили, наряду с Ним, тех, которые ничего не создают, а сами сотворены. Они не властны ни навредить себе, ни принести себе пользу и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением» (25:3)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ٱذْكُرُواْ نِعْمَتَ ٱللَّهِ عَلَيْكُمْ ۚ هَلْ مِنْ خَٰلِقٍ غَيْرُ ٱللَّهِ يَرْزُقُكُم مِّنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ ۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۖ فَأَنَّىٰ تُؤْفَكُونَ
«О люди! Помните милость Аллаха к вам. Есть ли другой творец, кроме Аллаха, который наделяет вас с неба и земли? Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены [от истины]!» (35:3)
ٱللَّهُ ٱلَّذِى رَفَعَ ٱلسَّمَٰوَٰتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ۖ ثُمَّ ٱسْتَوَىٰ عَلَى ٱلْعَرْشِ ۖ وَسَخَّرَ ٱلشَّمْسَ وَٱلْقَمَرَ ۖ كُلٌّ يَجْرِى لِأَجَلٍ مُّسَمًّى ۚ يُدَبِّرُ ٱلْأَمْرَ يُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لَعَلَّكُم بِلِقَآءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ
«Аллах возвёл небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а потом возвысился на троне. Он подчинил [вашим интересам] солнце и луну: все они движутся до назначенного срока. Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы убедитесь во встрече с вашим Господом» (13:2)
لَمْ تَرَ إِلَى ٱلَّذِى حَآجَّ إِبْرَٰهِـۧمَ فِى رَبِّهِۦٓ أَنْ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُ ٱلْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَٰهِـۧمُ رَبِّىَ ٱلَّذِى يُحْىِۦ وَيُمِيتُ قَالَ أَنَاْ أُحْىِۦ وَأُمِيتُ ۖ قَالَ إِبْرَٰهِـۧمُ فَإِنَّ ٱللَّهَ يَأْتِى بِٱلشَّمْسِ مِنَ ٱلْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ ٱلْمَغْرِبِ فَبُهِتَ ٱلَّذِى كَفَرَ ۗ وَٱللَّهُ لَا يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلظَّٰلِمِينَ
«Разве ты не видел того, кто спорил с Ибрахимом из-за его Господа, потому что Аллах дал ему царство? Ибрахим сказал ему: «Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и отнимает её». Он сказал: «Я дарую жизнь и отнимаю её». Ибрахим сказал: «Аллах поднимает солнце с востока. Подними же его с запада». И пришёл в замешательство тот, кто не уверовал. Аллах не ведёт верным путём людей несправедливых» (2:258)
إِنِ ٱلْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ ۚ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُ ۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلْقَيِّمُ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большинство людей не знают» (12:40)
ٱلرَّحْمَٰنُ عَلَى ٱلْعَرْشِ ٱسْتَوَىٰ
«Милостивый возвысился над Троном» (20:5)
Из этих аятов мы пониманием, что только Аллах способен:
- Создавать нечто из ничего
- Управлять мирозданием
- Давать жизнь, умерщвлять и воскрешать
- Наделять уделом
- Устанавливать положения (хукмы) в религии
- Вознестись над самым большим из творений — Троном (Арш)
Есть и другие подобные дела, но главное понять принцип: если кто-то припишет совершение одного таких дел, в действительности присущих только Аллаху, творению, то совершит тем самым ширк.
Поклонение только Аллаху
Именно с призывом к поклонению только одному Аллаху и никому наряду с ним приходили все пророки и посланники.
Аллах сказал в Кур’ане, побуждая посвящать поклонение только Ему Одному:
وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَٰقَ بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا ٱللَّهَ
«Вот Мы заключили завет с сынами Исраиля: вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха» (2:83)
وَٱعْبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشْرِكُواْ بِهِۦ شَيْـًٔا
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» (4:36)
С другой стороны, Всевышний порицает тех, кто посвящает своё поклонение кому-либо ещё, называя это ширком:
وَقَالَ رَبُّكُمُ ٱدْعُونِىٓ أَسْتَجِبْ لَكُمْ ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِى سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
«Ваш Господь сказал: «Молитесь Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в геенну униженными»» (40:60)
وَمَن يَدْعُ مَعَ ٱللَّهِ إِلَٰهًا ءَاخَرَ لَا بُرْهَٰنَ لَهُۥ بِهِۦ فَإِنَّمَا حِسَابُهُۥ عِندَ رَبِّهِۦٓ ۚ إِنَّهُۥ لَا يُفْلِحُ ٱلْكَٰفِرُونَ
«А у того, кто молится другим божествам наряду с Аллахом, не имея никакого довода в пользу этого, отчёт потребует только его Господь. Поистине, неверующие не преуспеют» (23:117)
فَإِذَا رَكِبُواْ فِى ٱلْفُلْكِ دَعَوُاْ ٱللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ ٱلدِّينَ فَلَمَّا نَجَّىٰهُمْ إِلَى ٱلْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ
«Когда они садятся на корабль, то молятся Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас придают [Ему] сотоварищей (совершают ширк)» (29:65)
Поэтому, если кто-либо из людей посвятит хотя бы одно своё поклонение кому-либо или чему-либо помимо Аллаха, то совершит тем самым ширк.
Сколько всего существует Имён Аллаха?
В известном хадисе посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن لله تسعة وتسعين اسما مائة إلا واحدا من أحصاها دخل الجنة
«Поистине, у Аллаха есть девяносто девять Имен — сотня без одного, и тот, кто будет перечислять их, войдет в Рай» (Бухари 2736, Муслим 2677).
Однако этот хадис не является указанием на то, что имён Аллаха именно 99, что становится ясно из другого хадиса, в котором пророк обучал сподвижников делать дуа:
مَا أَصَابَ أَحَدًا قَطُّ هَمٌّ وَلَا حَزَنٌ ، فَقَالَ : اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ، وَابْنُ عَبْدِكَ ، وَابْنُ أَمَتِكَ ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ ، مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ ، أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ ، أَوْ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ ، أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي ، وَنُورَ صَدْرِي ، وَجِلَاءَ حُزْنِي ، وَذَهَابَ هَمِّي ، إِلَّا أَذْهَبَ اللَّهُ هَمَّهُ وَحُزْنَهُ ، وَأَبْدَلَهُ مَكَانَهُ فَرَجًا
«Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я — Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью».
Люди сказали: «О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?»
Пророк ﷺ сказал:
بَلَى ، يَنْبَغِي لِمَنْ سَمِعَهَا أَنْ يَتَعَلَّمَهَا
«Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить» (Ахмад 3704).
Из хадиса очевидно, что у Аллаха существует много Имён, а люди знают лишь их часть.