Ширк и его виды

Как мы уже упоминали ранее, соблюдать таухид — означает верить в Аллаха так, как научил пророк ﷺ, поклоняясь при этом только Аллаху и никому кроме Него, и не приписывать Качества и Действия Аллаха творениям, как не приписывать качества и действия творений к Аллаху.


Наш Telegram канал

Ширку можно дать следующее определение:

Ширк ( شِرْكٌ  ) — это нарушение таухида, его противоположность.

Получается, что человек сделает ширк, если совершит одно из 4-х деяний:

1) Приравняет Личность Господа по какому-либо из аспектов к личности творения

2) Приравняет какое-либо из Качеств Аллаха к качеству творения

3) Посчитает, что какое-либо действие, на которое способен только Аллах, может совершить кто-то из творений

4) Посвятит какое-либо поклонение кому-либо или чему-либо помимо Аллаха

Ширк в личности Аллаха и Его Именах

Христиане верят в догмат о Троице, представляя Аллаха как одного из трех или же как «три ипостаси в одном». Аллах сказал об этом в Коране следующее:

لَّقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ ثَالِثُ ثَلَاثَةٍ وَمَا مِنْ إِلَهٍ إِلَّا إِلَهٌ وَاحِدٌ وَإِن لَّمْ يَنتَهُوا عَمَّا يَقُولُونَ لَيَمَسَّنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Поистине, не уверовали те, которые говорят: «Аллах — один из троицы». Есть только один Бог, и нет других богов. Если они не отрекутся от того, что говорят, то не уверовавших из них [кафиров] непременно постигнут мучительные страдания» (5:73)

Также некоторые христиане убеждены, что Иса, мир ему, якобы является Господом. Аллах сказал об этом следующее:

لَقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْمَسِيحُ ابْنُ مَرْيَمَ وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ

«Воистину, не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям». Мессия сказал: «О сыны Исраиля! Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Поистине, тому, кто придаёт сотоварищей Аллаху [совершает ширк], Он запретил Рай. Его пристанищем будет Огонь, и у несправедливых нет защитников» (5:72)

Мы видим, как Аллах назвал подобные убеждения ширком.

Крайние суфии, которые убеждены в концепции единства бытия, ошибочно полагают, что Аллах растворен в творениях так, что является их частью, образуя с ними единое целое. Иными словами, они думают, например, что в каждом из нас якобы есть частичка Аллаха.

Индусы думают, что Своей сущностью Аллах якобы похож на животное.

Атеисты полагают, что Творцом является природа.

Группа из числа уподобляющих заявляет, что Господь Миров якобы похож на человека и имеет материальное тело.

Все они возводят ложь на Аллаха, приписывая Ему то, что Он о Себе не говорил.

Относительно тех, кто описывает Аллаха так, как Он Сам Себя не описал, в Коране говорится:

بَيِّنٍ فَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَى عَلَى اللَّهِ كَذِبًا

«Кто может быть несправедливее того, кто измыслил ложь об Аллахе?» (18:15)

إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ

«Поистине, измышляющие ложь на Аллаха не преуспеют» (16:116)

إِنَّمَا يَأْمُرُكُم بِالسُّوءِ وَالْفَحْشَاءِ وَأَن تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ

«Он [шайтан] велит вам совершать только зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (2:169)

Что касается Имён Аллаха, то Он сказал об этом в Коране следующее:

رَّبُّ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا فَٱعْبُدْهُ وَٱصْطَبِرْ لِعِبَٰدَتِهِۦ ​ۚ هَلْ تَعْلَمُ لَهُۥ سَمِيًّا

«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем?» (19:65)

Если кто-то посчитает, что среди творений есть создание, которое заслуживает описания теми же прекрасными Именами, что и Аллах, то это будет ширком и величайшим заблуждением. Нет никого подобного Ему!

Про тех же, кто отрицает, искажает или опустошает смысл Имен Аллаха, Он сказал:

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُوا الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«У Аллаха самые прекрасные имена. Призывайте же Его ими и оставьте тех, которые извращают Его имена. Они получат воздаяние за то, что они совершали» (7:180)

كَذَلِكَ أَرْسَلْنَاكَ فِي أُمَّةٍ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهَا أُمَمٌ لِّتَتْلُوَ عَلَيْهِمُ الَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَهُمْ يَكْفُرُونَ بِالرَّحْمَنِ

«Так Мы отправили тебя к народу, до которого жили другие народы, чтобы ты прочёл им то, что Мы внушили тебе. Но они не веруют в Милостивого» (13:30)

Ширк в отношении Качеств Аллаха

Некоторые люди утверждают, что они якобы знают сокровенное. К ним относятся любого вида провидцы, прорицатели, гадалки, предсказатели и астрологи, которые берут на себя смелость говорить о событиях будущего.

Аллах говорит в Коране:

قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ إِلَّا اللَّهُ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ

«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, и не знают они, когда их воскресят»» (27:65)

إِنَّ اللَّهَ عِندَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«Поистине, только Аллах обладает знанием о [Судном] Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий» (31:34)

Мы видим в этих аятах, что Господь Миров прямо указывает на то, что знание сокровенного известно только Ему и никому кроме Него. Поэтому каждый, кто приписывает себе знание о событиях будущего, является лжецом, кафиром и тагутом, даже если он при этом заявляет о своем Исламе, совершает молитву или читает Кур’ан.

Любой же, кто поверит в сказанное таким человеком — совершит ширк, утвердив такого предсказателя в вопросе о знании сокровенного в сотоварищи к Аллаху.

Вот как объяснил это сам посланник Аллаха ﷺ:

مَن أتى كاهِنًا فصدَّقه، أو أتى امرأةً في دُبُرِها، فقد كَفَرَ بما أُنزِلَ على مُحمَّدٍ

«Кто пришел к предсказателю и поверил в сказанное им или подошёл к женщине сзади [имеется в виду анальный секс], тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду» (Абу Дауд 3904).

Аналогичным образом происходит придание Аллаху сотоварищей и в других Качествах, которыми можно описывать только Его Одного.

Так, например, крайние суфии убеждены в том, что их мертвые устазы — аулия, якобы способны слышать и видеть своих мюридов, где бы они не находились. Этим они приписывают такие Качества Аллаха как абсолютный слух, зрение и знание — своим устазам, делая из них сотоварищей Аллаху.

Господь Миров сказал о Себе:

أَمْ يَحْسَبُونَ أَنَّا لَا نَسْمَعُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُم

«Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров?» (43:80)

يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنزِلُ مِنَ السَّمَاءِ وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к Нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» (57:4)

Именно поэтому иметь убеждение о том, что мертвый или находящийся далеко устаз может видеть, слышать и знать о положении своего мюрида — является ширком, который аннулирует иман человека.

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей [совершает ширк], но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48)

Тоже самое касается и всех остальных Качеств Аллаха, которые мушрики приписывают своим лжебожествам, возводя тем самым ложь на Господа Миров. Про таких Всевышний говорит:

وَيَوْمَ نَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا ثُمَّ نَقُولُ لِلَّذِينَ أَشْرَكُوا أَيْنَ شُرَكَاؤُكُمُ الَّذِينَ كُنتُمْ تَزْعُمُونَ

«В тот день Мы соберём их вместе, а затем скажем тем, кто приобщал сотоварищей: «Где сотоварищи, о существовании которых вы предполагали?»» (6:22)

وَضَلَّ عَنْهُم مَّا كَانُوا يَفْتَرُونَ

«Но покинет их то, что они измышляли» (6:24)

Другой вариант ширка в Качествах Аллаха случается, когда люди приписывают Аллаху качества творений, которые не лишены недостатков и изъянов.

Классическим примером подобного ширка является приписывание Аллаху детей. Так, христиане сказали, что Иса, мир ему, якобы является сыном Аллаха. Иудеи сказали, что сыном Аллаха является Узейр, а мекканские мушрики полагали, что ангелы являются дочерьми Аллаха, которые были рождены от джиннов женского пола.

Вот как опровергает всю эту ложь Господь Миров:

وَقَالَتِ الْيَهُودُ عُزَيْرٌ ابْنُ اللَّهِ وَقَالَتِ النَّصَارَى الْمَسِيحُ ابْنُ اللَّهِ ذَلِكَ قَوْلُهُم بِأَفْوَاهِهِمْ يُضَاهِئُونَ قَوْلَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن قَبْلُ قَاتَلَهُمُ اللَّهُ أَنَّى يُؤْفَكُونَ

«Иудеи сказали: «Узейр — сын Аллаха». Христиане сказали: «Мессия — сын Аллаха». Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверующих. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (9:30)

قُلْ إِن كَانَ لِلرَّحْمَنِ وَلَدٌ فَأَنَا أَوَّلُ الْعَابِدِينَ

سُبْحَانَ رَبِّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ رَبِّ الْعَرْشِ عَمَّا يَصِفُونَ

«Скажи: «Если бы у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться (ему). Пречист Господь небес и земли, Господь Трона, и далек от того, что они приписывают!»» (43:81-82)

فَاسْتَفْتِهِمْ أَلِرَبِّكَ الْبَنَاتُ وَلَهُمُ الْبَنُونَ

أَمْ خَلَقْنَا الْمَلَائِكَةَ إِنَاثًا وَهُمْ شَاهِدُونَ

أَلَا إِنَّهُم مِّنْ إِفْكِهِمْ لَيَقُولُونَ

وَلَدَ اللَّهُ وَإِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

«Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них — сыновья? Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом? Воистину, по своей лживости они говорят: «Аллах родил». Воистину, они — лжецы!» (37:149-152)

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ

اللَّهُ الصَّمَدُ

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ

وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

«Скажи: «Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему»» (112:1-4)

Мы видим, как в этих прекрасных аятах Аллах отрицает от себя все эти наговоры и разъясняет, что он не рождал ребенка, не нуждается в этом и пречист от того, что ему приписывают лжецы.

В качестве другого примера можно привести аят:

وَقَالَتِ الْيَهُودُ يَدُ اللَّهِ مَغْلُولَةٌ غُلَّتْ أَيْدِيهِمْ وَلُعِنُوا بِمَا قَالُوا بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنفِقُ كَيْفَ يَشَاءُ

«Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали. Его обе Руки простëрты, и Он расходует, как пожелает» (5:64)

В этом аяте Господь разъясняет ложность обвинения Его в скупости, которое выдвинули иудеи. Да и как Аллах может быть скупым, когда:

وَلِلَّهِ خَزَائِنُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ

«Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли» (63:7)

وَرَبُّكَ الْغَنِيُّ ذُو الرَّحْمَةِ

«Господь твой богат и обладает милостью» (6:133)

وَمَن يَبْخَلْ فَإِنَّمَا يَبْخَلُ عَن نَّفْسِهِ وَاللَّهُ الْغَنِيُّ وَأَنتُمُ الْفُقَرَاءُ

«Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах — богат, а вы — бедны» (47:38)

Точно также и любое другое утверждение, которое бы приписывало Аллаху качества творений — является ширком, поскольку ложно приравнивает по этому аспекту Творца и Его творения.

Ширк в отношении Действий Аллаха

Некоторые крайние суфии убеждены, что их мертвые аулия способны управлять частью мироздания, исцелять, наделять уделом, продлять жизни или воскрешать людей. Именно по этой причине они обращают к ним свои дуа, рассчитывая на помощь.

Подобные мерзкие убеждения являются ширком, который Всевышний многократно разъяснил в Кур’ане, отрицая от ложных божеств, которым поклонялись мушрики, возможность к подобным действиям.

Так, Аллах сказал:

قُلْ أَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ مَا لَا يَمْلِكُ لَكُمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا ​ۚ وَٱللَّهُ هُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلْعَلِيمُ

«Скажи: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что не властно ни навредить вам, ни принести пользу? Аллах — Слышащий, Знающий»» (5:76)

إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» (35:14)

إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ لِمَ تَعْبُدُ مَا لَا يَسْمَعُ وَلَا يُبْصِرُ وَلَا يُغْنِي عَنكَ شَيْئًا

«Вот он (Ибрахим) сказал своему отцу: «Батюшка, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и ничем не может помочь тебе?» (19:42)

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَٱسْتَمِعُواْ لَهُۥٓ ​ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ لَن يَخْلُقُواْ ذُبَابًا وَلَوِ ٱجْتَمَعُواْ لَهُۥ ​ۖ وَإِن يَسْلُبْهُمُ ٱلذُّبَابُ شَيْـًٔا لَّا يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ​ۚ ضَعُفَ ٱلطَّالِبُ وَٱلْمَطْلُوبُ

«О люди! Вот вам пример, послушайте же его. Поистине, те, кому вы молитесь вместо Аллаха, не сотворят и мухи, если даже объединятся для этого, а если муха заберёт у них что-нибудь, им не отобрать этого у неё. Слаб и тот, кто просит, и тот, у кого просят» (22:73)

Ширк в поклонении

Разбирая вопрос о поклонении, мы говорили о 7-и его основных компонентах.

В каждом из этих 7-и компонентов поклонения человек может совершить ширк. Примеры такого ширка мы приводили в соответствующих статьях:

Не следует забывать, что ширком будет являться каждое дело, частью которого станет хотя бы один из видов ширка в компоненте поклонения.

Малый и большой ширк

Выше мы перечислили 10 видов ширка: ширк в Личности Аллаха, ширк в Его Качествах и Действиях, а также 7 видов ширка в каждом из компонентов поклонения.

Все остальные виды больших грехов, не вошедшие в эти 10 видов ширка, и которые называются в контекстах ширком — являются малым ширком.

Малый ширк — это слова и дела, которые названы ширком, но не относятся к одному из 10-и видов большого ширка.

В качестве примеров малого ширка можно привести: клятву не Аллахом, показуху, малый ширк во фразах наподобие: «Так пожелал Аллах и ты».

Прощает ли Аллах ширк?

Аллах не прощает без покаяния большой ширк, как об этом Он сказал в Кур’ане:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей [делают ширк], но прощает все остальные грехи [без покаяния], кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48)

Если же человек раскается, прекратит совершать ширк и твёрдо вознамерится более никогда не возвращаться к этому, то Господь Миров в таком случае прощает любые грехи:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный»« (39:53)