Исламская акыда

Слово акыда — عقيدة — не встречается в Кур’ане и Сунне, не смотря на то, что оно получило широкое распространение среди мусульман.


Наш Telegram канал

Вместе с этим, то, что ученые называют акыдой, является важной частью Ислама, а вместо него в Кур’ане и Сунне приходит слово с тем же смыслом — يقين — «якын», что означает непоколебимую убежденность во всем том, что нам сообщили Аллах и Его посланник ﷺ.

Также смысл слова «акыда» в некоторых случаях несет и слово — إيمان — «иман». Так, например, Аллах говорит в Кур’ане:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَيَجْعَلُ لَهُمُ الرَّحْمَنُ وُدًّا

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (19:96)

У муфассиров (толкователей Кур’ана) существует правило: если слово иман приходит в аяте или хадисе вместе с упоминанием о праведных деяниях, то в этом случае его значение идентично слову акыда — правильные убеждения.

Если ее слово иман приходит обособленно, то в этом случае оно несет в себе более широкий смысл, включая как убеждения, так и праведные дела.

Достоинства правильной акыды

Обладатели правильных убеждений имеют особое достоинство у Аллаха. Так, из известного хадиса о допросе в могиле, становится понятно, что его смогут пройти только те, кто имел крепкую убежденность.

Также Господь Миров говорит в Кур’ане:

هَذَا بَصَائِرُ لِلنَّاسِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Это — наглядное наставление для людей, верное руководство и милость для людей убежденных» (45:20)

Из аята понимается, что Кур’ан оказывает нужное воздействие только на те сердца, которые содержат в себе правильные убеждения.

Более того, формирование правильных убеждений является одной из главных целей Кур’ана:

يُدَبِّرُ الْأَمْرَ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُم بِلِقَاءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ

«Он управляет делами и разъясняет знамения, — быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом» (13:2)

Правильная акыда является условием входа в Рай:

وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177)

Именно поэтому призыв начинается с правильных убеждений:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19)

Важность убеждений можно понять и из того, что именно эти вопросы пророк главным образом объяснял в Мекке, в течении первых 13 лет призыва.

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:

إِنَّمَا نَزَلَ أَوَّلَ مَا نَزَلَ مِنْهُ سُورَةٌ مِنَ الْمُفَصَّلِ فِيهَا ذِكْرُ الْجَنَّةِ وَالنَّارِ حَتَّى إِذَا ثَابَ النَّاسُ إِلَى الإِسْلاَمِ نَزَلَ الْحَلاَلُ وَالْحَرَامُ، وَلَوْ نَزَلَ أَوَّلَ شَيْءٍ لاَ تَشْرَبُوا الْخَمْرَ. لَقَالُوا لاَ نَدَعُ الْخَمْرَ أَبَدًا. وَلَوْ نَزَلَ. لاَ تَزْنُوا. لَقَالُوا لاَ نَدَعُ الزِّنَا أَبَدًا. لَقَدْ نَزَلَ بِمَكَّةَ عَلَى مُحَمَّدٍ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَإِنِّي لَجَارِيَةٌ أَلْعَبُ: {بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ} وَمَا نَزَلَتْ سُورَةُ الْبَقَرَةِ وَالنِّسَاءِ إِلاَّ وَأَنَا عِنْدَهُ. قَالَ فَأَخْرَجَتْ لَهُ الْمُصْحَفَ فَأَمْلَتْ عَلَيْهِ آيَ السُّوَرِ

«Первыми из Кур’ана были ниспосланы суры аль-Муфассаля, в которых говорится о Рае и Аде. А вот когда люди устремились к Исламу, были ниспосланы аяты о дозволенном (халяль) и запретном (харам).

Если бы первым было ниспослано: «Не пейте вино», — люди бы сказали: «Мы не оставим вино никогда».

А если бы первым было ниспослано: «Не совершайте прелюбодеяния», — люди бы сказали: «Мы не оставим прелюбодеяние никогда».

Но в Мекке, когда я была еще девочкой, которая играла в игры, посланнику Аллаха было ниспослано: 

بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ

«Час является назначенным для них сроком, и Час этот — самый тяжкий, самый горький» (54:46).

А суры аль-Бакара и ан-Ниса были ниспосланы уже тогда, когда я была у него (то есть значительно позже)» (Бухари 4993).

Из объяснения Аиши мы понимаем, что сначала были ниспосланы суры, формирующие убеждения, и только потом Аллах ниспослал аяты о дозволенном и запретном.

То есть, в первую очередь, Аллах укреплял убеждения людей, а только потом ниспосылал аяты с приказами, потому как, если бы люди не знали таухид и не имели бы правильных убеждений, то они не приняли бы приказы и не бросили бы ни вино, ни прелюбодеяния.

Получается, что действия по Кур’ану и Сунне облегчаются только после того, как у человека исправляется убеждение. Именно поэтому, формирование правильной исламской акыды — первостепенная задача для каждого мусульманина.

Польза правильной акыды

Мусульманину с правильной акыдой Аллах облегчает дела в этой дунья и дарует успех в ахира.

Так, Аллах обещает тем, кто обладает правильными убеждениями и иманом:

وَكَانَ حَقًّا عَلَيْنَا نَصْرُ الْمُؤْمِنِينَ

«И Нашим долгом было помогать верующим» (30:47)

Аллах говорит в этом аяте, что будет помогать му’минам — а это те, у кого правильные убеждения. Помощь от Аллаха является одним из прав му’минов.

Также Господь Миров говорит:

إِنَّ اللَّهَ يُدَافِعُ عَنِ الَّذِينَ آمَنُوا

«Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (22:38)

В этом аяте Аллах обещает безопасность тем, кто имеет правильные убеждения.

Также:

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне (не делают ширк). Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55)

Правильная акыда является самым лучшим лечением расстройства и печали. Когда человек имеет правильные убеждения, то он верит в Аллаха и уповает на Него, он убеждён в предопределении — в том, что Аллах приготовил план для каждого человека, и это обеспечивает душевное спокойствие как ничто иное.