Дружба и непричастность (аль-валя валь-бара)

Аль-валя валь-бара в Исламе — это проявление мусульманином своей любви и дружбы с одной стороны, а также ненависти и непричастности с другой стороны, строго в соответствии с тем, как это предписано в религии Аллаха.


Наш Telegram канал

Аллах не запрещает людям проявление всех этих чувств, однако объясняет, кто именно их заслуживает и по какой причине.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَحَبَّ لِلَّهِ وَأَبْغَضَ لِلَّهِ وَأَعْطَى لِلَّهِ وَمَنَعَ لِلَّهِ، فَقَدِ اسْتَكْمَلَ الْإِيمَانَ

«Тот, кто любит ради Аллаха и проявляет неприятие к кому-либо ради Аллаха, расходует ради Аллаха и отказывает ради Аллаха, — поистине, наполнил свой иман полностью!» (Абу Дауд 4841, ат-Тирмизи 2521, Ахмад 15638, Абу Яъля 1488, аль-Байхакы в «Шуаб-уль-иман» 15. Хадис хороший).

Этот хадис указывает на то, что любовь и ненависть ради Аллаха является частью имана.

Обычно люди любят свою страну, представителей своей нации, родственников и себя.

Ислам же закладывает другой основополагающий критерий: мусульманин должен любить в первую очередь тех, кто приносит пользу Исламу и способствует его распространению и укреплению. И тем сильнее должна быть любовь и лучше расположение к человеку, чем больше он усердствует на пути Аллаха.

Мусульманин с полноценным иманом строит свои взаимоотношения с людьми, исходя из того, что любит или не любит Аллах.

Одним из проявлений любви и ненависти ради Аллаха является неукоснительное соблюдение принципа справедливости и прав людей, при котором каждый человек получает свои права в соответствии с тем, что ему полагается.

Так, например, какой-то пост на предприятии или государственной службе должен получать именно тот человек, который обладает необходимой квалификацией и опытом. На ответственные места люди не должны назначаться из соображений родственной близости, слепой преданности начальнику или из националистических соображений.

Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) я сказал (пророку ﷺ):

يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلاَ تَسْتَعْمِلُنِي

«О Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?»

Он ударил меня рукой по плечу, а потом сказал:

يَا أَبَا ذَرٍّ إِنَّكَ ضَعِيفٌ وَإِنَّهَا أَمَانَةٌ وَإِنَّهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ خِزْىٌ وَنَدَامَةٌ إِلاَّ مَنْ أَخَذَهَا بِحَقِّهَا وَأَدَّى الَّذِي عَلَيْهِ فِيهَا

«О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а (власть) представляет собой нечто доверенное (человеку), и в День Воскресения она обернётся позором и сожалением (для любого) за исключением тех, кто получит её по праву и выполнит то, что ему (как правителю) положено будет делать» (Муслим 1825).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха ﷺ сказал мне:

يَا أَبَا ذَرٍّ إِنِّي أَرَاكَ ضَعِيفًا وَإِنِّي أُحِبُّ لَكَ مَا أُحِبُّ لِنَفْسِي لاَ تَأَمَّرَنَّ عَلَى اثْنَيْنِ وَلاَ تَوَلَّيَنَّ مَالَ يَتِيمٍ

«О Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, и, поистине, я желаю тебе того же, чего желаю и себе самому, (а поэтому советую тебе): ни в коем случае не (берись) править (даже) двумя (людьми) и ни в коем случае не (берись) управлять имуществом сироты!» (Муслим 1826).

Обратите внимание, как посланник Аллаха ﷺ, в формате совета, предостерегает близкого себе сподвижника от должности, для которой у него не хватает необходимых качеств, разъясняя при этом величину ответственности.

Точно также, в случае совершения преступления, виновник должен понести ответственность вне зависимости от того, чьим сыном он является, какую должность занимает или к какой нации относится.

Так, ‘Аиша передаёт, что в своё время курайшиты были озабочены делом одной женщины из бану Махзум [это племя тоже относилось к курайшитам], которая совершила кражу [за что ей в соответствии с Шариатом полагалось отрубить руку].

[Одни] стали говорить:

مَنْ يُكَلِّمُ فِيهَا؟ تَعْنِى رَسُولَ اللَّهِ  صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Кто поговорит о ней с Посланником Аллаха ﷺ? [кто походатайствует об избавлении этой женщины от установленного Шариатом наказания за воровство]»

А [другие] сказали:

وَمَنْ يَجْتَرِئُ إِلاَّ أُسَامَةُ بْنُ زَيْدٍ حِبُّ رَسُولِ اللَّهِ  صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«А кто осмелится на это, кроме Усамы ибн Зейда, любимца посланника Аллаха ﷺ?!»

И Усама обратился к нему с ходатайством за неё, но посланник Аллаха ﷺ сказал:

يَا أُسَامَةُ، أَتَشْفَعُ فِي حَدٍّ مِنْ حُدُودِ اللَّهِ

«О Усама! Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказаний, установленных Аллахом?!»

А потом он встал и обратился к людям с проповедью, после чего сказал:

إِنَّمَا هَلَكَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ أَنَّهُمْ كَانُوا إِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الشَّرِيفُ تَرَكُوهُ، وَإِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الضَّعِيفُ أَقَامُوا عَلَيْهِ الْحَدَّ، وَايْمُ اللهِ لَوْ أنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ مُحَمَّدٍ سَرَقَتْ لَقَطَعْتُ يَدَهَا

«Поистине, живших до вас погубило то, что, когда крал знатный, они оставляли его [не применяли к нему установленное наказание], а когда крал слабый, они применяли к нему установленное наказание. Клянусь Аллахом, если бы украла Фатыма, дочь Мухаммада, то я обязательно отрубил бы руку и ей!» (аль-Бухари 3475, Муслим 1688, ат-Тирмизи 1430, Ибн Маджах 2547).

Из хадиса мы понимаем, что посланник Аллаха ﷺ первым подает нам пример справедливого отношения без оглядки на родственные связи и другие мирские факторы.

Если говорить в общем, то мусульманин должен любить ради Аллаха тех, кто приносит наибольшую пользу религии Аллаха и обладает наиболее полноценной богобоязненностью (такуа).

Тоже самое касается и всех остальных аспектов жизни мусульманина. Так, например, если он даёт садака, то не должен выбирать её получателей из националистических принципов или каких-либо корыстных побуждений, как об этом сказал Аллах, описывая верующих:

وَيُطْعِمُونَ ٱلطَّعَامَ عَلَىٰ حُبِّهِۦ مِسْكِينًا وَيَتِيمًا وَأَسِيرًا‮

إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ ٱللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَآءً وَلَا شُكُورًا‮

«Они кормят едой бедняков, сирот и пленников, хотя и сами желают её. [Они говорят]: «Мы кормим вас только ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности»» (76:8-9)

Если мусульманин выдаёт замуж свою дочь, то, в первую очередь, он должен смотреть не на нацию жениха или его богатство, а на его религиозность и степень богобоязненности.

Так, Аллах сказал в Коране:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَٰكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ وَجَعَلْنَٰكُمْ شُعُوبًا وَقَبَآئِلَ لِتَعَارَفُوٓاْ ​ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ ٱللَّهِ أَتْقَىٰكُمْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — самый богобоязненный. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий» (49:13)

По отношению к мусульманам, которые усердствуют на пути Аллаха и стремятся всеми возможными способами укрепить и возвысить Ислам, верующие должны проявлять любовь, поддерживая их благие начинания.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الْمُؤْمِنَ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا

«Поистине, [в отношениях] друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», — и тут он переплёл между собой пальцы рук» (аль-Бухари 481).

سَبْعَةٌ يُظِلُّهُمْ اللَّهُ فِي ظِلِّهِ يَوْمَ لَا ظِلَّ إِلَّا ظِلُّهُ الْإِمَامُ الْعَادِلُ وَشَابٌّ نَشَأَ فِي عِبَادَةِ رَبِّهِ وَرَجُلٌ قَلْبُهُ مُعَلَّقٌ فِي الْمَسَاجِدِ وَرَجُلَانِ تَحَابَّا فِي اللَّهِ اجْتَمَعَا عَلَيْهِ وَتَفَرَّقَا عَلَيْهِ وَرَجُلٌ طَلَبَتْهُ امْرَأَةٌ ذَاتُ مَنْصِبٍ وَجَمَالٍ فَقَالَ إِنِّي أَخَافُ اللَّهَ وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لَا تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ وَرَجُلٌ ذَكَرَ اللَّهَ خَالِيًا فَفَاضَتْ عَيْنَاهُ

«Семерых Аллах укроет в своей тени [то есть обезопасит и защитит от невзгод] в тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени: … [и среди прочего упомянул] тех двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь ради Него» (аль-Бухари 660, Муслим 1031).

ترى المؤمنين في تراحمهم وتوادهم وتعاطفهم كمثل الجسد إذا اشتكى عضوا تداعى له سائر جسده بالسهر والحمى

«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (аль-Бухари 6011, Муслим 2586).

Если говорить про частные случаи, то больше всех из людей мусульманин обязан любить посланника Аллаха ﷺ, после него — сподвижников пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, а затем обладателей знания, посредством которых религия дошла до нас полностью и в наилучшем виде.

При этом не всем мусульманам нужно делать валя. Случается, что заблудшие группы мусульман искажают религию, привнося в неё нововведения и популяризируя их. Необходимо держаться от таких групп подальше и ни в коем случае нельзя им помогать в распространении их заблуждений.

Только те мусульмане, которые понимают и практикуют религию Аллаха как джамаат сподвижников, заслуживают всяческой любви, расположения и поддержки.

С другой стороны, мусульманин обязан (фард) отрекаться и отдаляться от тех, кто явным образом враждует с Исламом и старается воспрепятствовать распространению и укреплению религии Аллаха.

С явными врагами Ислама мусульманину иметь дружеские отношения запрещается (харам), в то время как помощь врагам Аллаха в деле ослабления Ислама является большим куфром, который аннулирует иман человека.

Так, Аллах сказал в Коране:

لَّا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ يُوَآدُّونَ مَنْ حَآدَّ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَلَوْ كَانُوٓاْ ءَابَآءَهُمْ أَوْ أَبْنَآءَهُمْ أَوْ إِخْوَٰنَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты не найдёшь людей, которые любят тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это их отцы, сыновья, братья или родственники» (58:22)

Обратите внимание на то, что любовь и ненависть ради Аллаха занимает в сердце у верующих более высокое место, нежели родственные узы.

Поэтому, если кровные родственники мусульманина открыто враждуют с ним из-за религии и усердствуют против Ислама, он обязан прерывать родственные связи и отрекаться от них. Любой враг Аллаха, кем бы он ни был, становится и врагом каждого мусульманина.

Одним из самых больших недоразумений, которое получило распространение среди мусульман, является мнение, что в любой ситуации мусульманин должен любить и поддерживать других мусульман и при этом обязан ненавидеть всех кафиров и враждовать с ними.

Эти свои убеждения они называют «религией Ибрахима» и берут их из аята:

قَدْ كَانَتْ لَكُمْ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ فِىٓ إِبْرَٰهِيمَ وَٱلَّذِينَ مَعَهُۥٓ إِذْ قَالُواْ لِقَوْمِهِمْ إِنَّا بُرَءَٰٓؤُاْ مِنكُمْ وَمِمَّا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ كَفَرْنَا بِكُمْ وَبَدَا بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمُ ٱلْعَدَٰوَةُ وَٱلْبَغْضَآءُ أَبَدًا حَتَّىٰ تُؤْمِنُواْ بِٱللَّهِ وَحْدَهُۥٓ

«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и от тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами вражда и ненависть навсегда, пока вы не уверуете в одного Аллаха»» (60:4)

Однако здесь важно понять, что до того, как Ибрахим, мир ему, отрёкся от своего отца и соплеменников-мушриков, он долго и упорно призывал их к религии Аллаха, проявляя красивое терпение.

Отрёкся от них Ибрахим только после того, как они попытались его убить, бросив в огонь и проявив тем самым открытую вражду по отношению к пророку Аллаха.

Некоторые идут ещё дальше и начинают считать на уровне убеждений, что все кафиры является их заклятыми врагами, а потому нужно, по мере возможности, их притеснять, унижать, а также отбирать у них имущество и наносить иной вред. Все эти действия они ошибочно считают угодными Аллаху, беря себе в довод аяты:

وَدُّواْ لَوْ تَكْفُرُونَ كَمَا كَفَرُواْ فَتَكُونُونَ سَوَآءً ​ۖ فَلَا تَتَّخِذُواْ مِنْهُمْ أَوْلِيَآءَ حَتَّىٰ يُهَاجِرُواْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ ​ۚ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَخُذُوهُمْ وَٱقْتُلُوهُمْ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ ​ۖ وَلَا تَتَّخِذُواْ مِنْهُمْ وَلِيًّا وَلَا نَصِيرًا‮

«Они хотят, чтобы вы стали неверующими, как они сами стали неверующими, и чтобы вы стали равны. Потому не делайте их вашими близкими, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы ни обнаружили их. Никого из них не делайте вашим близким или защитником» (4:89)

وَٱقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُم 

«Убивайте [мушриков], где бы вы ни застали их» (2:192)

Подобное понимание является невежеством и результатом подтасовок тех, кто пытается в своих личных интересах радикализировать молодых и эмоциональных мусульман.

В действительности, проявлять ненависть к людям только потому что они кафиры или грешники Ислам не приказывает.

Аллах приказывает проявлять ненависть к куфру и ширку, а также к тем людям, которые открыто враждуют с религией Аллаха: воюют с мусульманами по причине их приверженности Исламу, запрещают вести призыв и принимать людям Ислам, искажают религию, пытаются подменить или аннулировать какие-либо из её положений.

Господь Миров говорит в Коране:

لَّا يَنْهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ لَمْ يُقَٰتِلُوكُمْ فِى ٱلدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوٓاْ إِلَيْهِمْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلْمُقْسِطِينَ‮

إِنَّمَا يَنْهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ قَٰتَلُوكُمْ فِى ٱلدِّينِ وَأَخْرَجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمْ وَظَٰهَرُواْ عَلَىٰٓ إِخْرَاجِكُمْ أَن تَوَلَّوْهُمْ ​ۚ وَمَن يَتَوَلَّهُمْ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам сближаться только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и помогали изгнать вас, и те, которые сближаются с ними, суть несправедливые» (60:8-9)

وَإِن جَٰهَدَاكَ عَلَىٰٓ أَن تُشْرِكَ بِى مَا لَيْسَ لَكَ بِهِۦ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا ​ۖ وَصَاحِبْهُمَا فِى ٱلدُّنْيَا مَعْرُوفًا

«А если они [родители] будут добиваться, чтобы ты придал Мне сотоварищей [совершил ширк], о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» (31:15)

Из этих аятов мы понимаем, что если кто-либо из ваших родственников или просто окружающих людей из числа представителей других конфессий и атеистов не враждует с вами по причине вашей религии открыто и не старается сознательно навредить Исламу, хотя при этом и призывает на словах к заблуждению, то в отношениях с ними следует придерживаться справедливости и соблюдать их права как соседей, родителей или граждан вашей страны.

Более того, любить родителей-кафиров или свою жену из числа людей писания является приказом Ислама, и эта любовь, соответственно, тоже будет любовью ради Аллаха.

Так, Аллах сказал в Коране:

إِنَّكَ لَا تَهْدِى مَنْ أَحْبَبْتَ

«Поистине, ты не сможешь наставить на верный путь тех, кого любишь» (28:56)

Передают со слов Са’ида ибн аль-Мусаййаба, да помилует Его Аллах Всевышний, что его отец (аль-Мусаййаб ибн Хазн), да будет доволен им Аллах, рассказал:

Когда Абу Талиб [дядя пророка ﷺ] был уже близок к смерти, к нему пришёл посланник Аллаха ﷺ обнаруживший, что у него находятся Абу Джахль ибн Хишам и ‘Абдуллах ибн Абу Умаййя ибн аль-Мугыра [мушрики из числа врагов Аллаха].

Посланник Аллаха ﷺ сказал Абу Талибу:

يَا عَمِّ ، قُلْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ، كَلِمَةً أَشْهَدُ لَكَ بِهَا عِنْدَ اللَّهِ

«О дядя, произнеси слова: «Нет бога, (достойного поклонения) кроме Аллаха», — благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!»

(Услышав это,) Абу Джахль и ‘Абдуллах ибн Умаййя (в один голос) воскликнули:

يَا أَبَا طَالِبٍ ، أَتَرْغَبُ عَنْ مِلَّةِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ ؟

«О Абу Талиб, неужели же ты отступишься от религии ‘Абд аль-Мутталиба [то есть от религии своего отца]?!»

И после этого посланник Аллаха ﷺ продолжал предлагать ему (произнести эти слова), а они повторяли своё, пока в конце концов Абу Талиб не произнёс свои последние слова, (подтвердив, что) он не отступится от религии ‘Абд аль-Мутталиба, и отказавшись сказать: «Нет бога, кроме Аллаха».

Тогда посланник Аллаха ﷺ воскликнул:

أَمَا وَاللَّهِ لأَسْتَغْفِرَنَّ لَكَ ، مَا لَمْ أُنْهَ عَنْكَ

«Что до меня, то, клянусь Аллахом, я обязательно стану просить прощения для тебя, пока мне не будет запрещено делать это!»

И тогда Аллах Всевышний ниспослал айат, в котором говорится:

مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَن يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُولِي قُرْبَى مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ

«Не подобает пророку и тем, кто уверовал, просить прощения для многобожников после того, как им стало ясно, что они — обитатели огня, даже если они и являются их родственниками» (9:113)

(аль-Бухари 1360, Муслим 24).

Как мы видим, посланник Аллаха ﷺ любил своего дядю-мушрика по причине родственных связей и того, что он многократно оказывал ему помощь. Это подтвердил сам Аллах, сказав: «Ты не сможешь наставить на верный путь тех, кого любишь».

Таким образом, мы понимаем, что любовь к кафирам по причине родства или иных мирских обстоятельств не является порицаемой с точки зрения Ислама в случае, если они не являются врагами Аллаха.


Всегда ли война кафиров с мусульманами является враждой с Исламом?

Аллах говорит в Коране:

لَّا يَنْهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ لَمْ يُقَٰتِلُوكُمْ فِى ٱلدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوٓاْ إِلَيْهِمْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلْمُقْسِطِينَ‮

إِنَّمَا يَنْهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ قَٰتَلُوكُمْ فِى ٱلدِّينِ وَأَخْرَجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمْ وَظَٰهَرُواْ عَلَىٰٓ إِخْرَاجِكُمْ أَن تَوَلَّوْهُمْ ​ۚ وَمَن يَتَوَلَّهُمْ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам сближаться только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и помогали изгнать вас, и те, которые сближаются с ними, суть несправедливые» (60:8-9)

В этом аяте Аллах объясняет, что существует два вида кафиров:

• Обыкновенные кафиры, которые не являются врагами Аллаха. Такие, хотя никогда и не будут довольны религией мусульман (иначе бы они приняли Ислам), но при этом не враждуют с мусульманами по причине религии настолько открыто, чтобы противостояние перешло в войну, и не ставят своей основной целью усердие против религии Аллаха.

О таких Господь Миров сказал в Коране:

وَلَن تَرْضَىٰ عَنكَ ٱلْيَهُودُ وَلَا ٱلنَّصَٰرَىٰ حَتَّىٰ تَتَّبِعَ مِلَّتَهُمْ ​ۗ قُلْ إِنَّ هُدَى ٱللَّهِ هُوَ ٱلْهُدَىٰ ​ۗ وَلَئِنِ ٱتَّبَعْتَ أَهْوَآءَهُم بَعْدَ ٱلَّذِى جَآءَكَ مِنَ ٱلْعِلْمِ ​ۙ مَا لَكَ مِنَ ٱللَّهِ مِن وَلِىٍّ وَلَا نَصِيرٍ

«Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не последуешь их религии. Скажи: «Путь Аллаха — это верный путь». Если же ты будешь потакать их прихотям после того знания, которое явилось тебе, то, клянусь, никто вместо Аллаха не станет твоим покровителем и защитником» (2:120)

С этой категорией кафиров следует обходиться справедливо и соблюдать их права. С ними не запрещено иметь дела, заключать браки с женщинами из их числа, поддерживать дружеские отношения и так далее.

При этом, однако, нельзя делать им никаких послаблений относительно религии. Следует призывать их к Исламу, но запрещено идти на какие-либо компромиссы, признавая ложные положения их религии.

• Кафиры, которые являются врагами Аллаха. Господь Миров поставил критерий для кафиров, которые попадают в эту группу: они сражаются с мусульманами из-за их религии и пытаются напрочь изгнать мусульман из своих земель, желая тем самым полностью остановить призыв к религии Аллаха.

С врагами Аллаха запрещено поддерживать дружеские отношения и как-либо помогать им в их вражде с Исламом. Такие кафиры являются врагами каждого мусульманина, даже если он имеет с ними родственные по крови связи.

Аллах сказал об этом в Коране:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَتَّخِذُواْ عَدُوِّى وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَآءَ تُلْقُونَ إِلَيْهِم بِٱلْمَوَدَّةِ وَقَدْ كَفَرُواْ بِمَا جَآءَكُم مِّنَ ٱلْحَقِّ يُخْرِجُونَ ٱلرَّسُولَ وَإِيَّاكُمْ ​ۙ أَن تُؤْمِنُواْ بِٱللَّهِ رَبِّكُمْ إِن كُنتُمْ خَرَجْتُمْ جِهَٰدًا فِى سَبِيلِى وَٱبْتِغَآءَ مَرْضَاتِى ​ۚ تُسِرُّونَ إِلَيْهِم بِٱلْمَوَدَّةِ وَأَنَاْ أَعْلَمُ بِمَآ أَخْفَيْتُمْ وَمَآ أَعْلَنتُمْ ​ۚ وَمَن يَفْعَلْهُ مِنكُمْ فَقَدْ ضَلَّ سَوَآءَ ٱلسَّبِيلِ

«О вы, которые уверовали! Не делайте Моих врагов и ваших врагов своими близкими, если вы выступили, чтобы бороться на Моём пути и снискать Моё довольство. Вы относитесь к ним с любовью, а они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Вы втайне говорите им о вашей любви, а ведь Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете. Кто из вас поступает так, тот сбился с прямого пути» (60:1)

لَّا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ يُوَآدُّونَ مَنْ حَآدَّ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَلَوْ كَانُوٓاْ ءَابَآءَهُمْ أَوْ أَبْنَآءَهُمْ أَوْ إِخْوَٰنَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ ​ۚ أُوْلَٰٓئِكَ كَتَبَ فِى قُلُوبِهِمُ ٱلْإِيمَٰنَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в последний день, ты не найдёшь людей, которые любят тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него» (58:22)

Памятуя о критерии, по которому Аллах определил своих врагов: «Аллах запрещает вам сближаться только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и помогали изгнать вас», — следует отметить, что не все кафиры, воюющие с мусульманами, являются врагами Аллаха.

Ведь зачастую бывает так, что кафиры враждуют с какой-либо группой мусульман по каким-то мирским соображениям (из-за территории, ресурсов или политических выгод), а вовсе не потому что они мусульмане и не из желания уничтожить религию Ислам.

Такие кафиры являются врагами определенной группы мусульман, но при этом не являются врагами Аллаха и Его посланника.