Джинны гули, передача инфекции, суеверия и астрология в Исламе


Новая, более подробная версия статьи: Суеверия и астрология


Наш Telegram канал

Существует несколько риуаятов (версий передачи) хадиса, которые охватывают по смыслу убеждения относительно нескольких вещей: джиннов гулей, передачи инфекции, суеверий, основанных на поведении птиц, астрологии и отношении к месяцу Сафар как к «несчастливому». Вот эти хадисы:

Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что  посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا عَدْوَى، وَلَا طِيَرَةَ، وَلَا غُولَ

«Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет суеверий и нет вредящих джиннов [злых духов]» (Муслим 2222).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ عَدْوَى، وَلاَ طِيَرَةَ، وَلاَ هَامَةَ، وَلاَ صَفَرَ

«Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет суеверий, не (приносит беды крик) совы, не (несёт в себе злополучия) месяц Сафар» (Бухари 5757).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لا عدوى ولا صفر ولا هامة

«Нет ни заражения [кроме как по воле Аллаха], ни (злополучия в месяц) Сафар, ни совы [, которая бы приносила беду]».

Тогда бедуин спросил:

يا رسول الله. فما بال الإبل تكون في الرمل كأنها الظباء، فيجيء البعير الأجرب فيدخل فيها فيجربها كلها؟

«О посланник Аллаха, а как же тогда верблюды? Они [бывают красивыми, находясь] на песке, как олени [обладают такой же чистой кожей]. И тогда появляется паршивый верблюд, входит в их (стадо) и передаёт паршу всем остальным».

Он ответил (вопросом):

فمن أعدى الأول؟

«Тогда кто же заразил первого?» (Муслим 2220).

Также со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ وَلاَ هَامَةَ وَلاَ صَفَرَ، وَفِرَّ مِنَ الْمَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنَ الأَسَدِ

«Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет (дурных примет по полету) птиц или (крику) совы, и нет (ничего плохого в месяце) Сафар, и убегай от прокажённого, как убегают ото льва!» (Бухари 5707).

Передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал: 

لَا عَدْوَى وَلَا هَامَةَ وَلَا نَوْءَ وَلَا صَفَرَ 

«Нет ни заражения [кроме как по воле Аллаха], ни совы [, которая бы приносила беду], ни разных фаз Луны, ни (злополучия в месяц) Сафар» (Муслим 2221).

Разберем каждую из вещей, которые отрицает на уровне убеждений посланник Аллаха ﷺ более подробно.

Джинны гули (злые духи)

Некоторые люди ошибочно полагают, что в пустынях и лесах живут джинны — غول — гули, которые, якобы, нападают на людей и даже способны их убить.

Подобные убеждения являются неприемлемыми с точки зрения Ислама, поскольку их имели арабы времён невежества (джахилия).

Аллах говорит об этом в Кур’ане:

وَأَنَّهُۥ كَانَ رِجَالٌ مِّنَ ٱلْإِنسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِّنَ ٱلْجِنِّ

«Некоторые мужи из людского рода искали покровительства мужей из числа джиннов» (72:6)

Абу Зубайр объясняет, что такое джинны гули:

هذه الغول التي تغول

«Эти гули — [джинны,] которые нападают (на человека)» (Муслим 2222).

Имам ан-Науауи  в своем «Шарх Муслим» пишет:

قَالَ جُمْهُورُ الْعُلَمَاءِ: كَانَتِ الْعَرَبُ تَزْعُمُ أَنَّ الْغِيلَانَ فِي الْفَلَوَاتِ، وَهِيَ مِنْ جِنْسِ الشَّيَاطِينِ، تَتَرَاءَى لِلنَّاسِ وَتَتَغَوَّلُ تَغَوُّلًا، أَيْ تَتَلَوَّنُ تَلَوُّنًا فَتُضِلُّهُمْ عَنِ الطَّرِيقِ فَتُهْلِكُهُمْ، فَأَبْطَلَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — ذَاكَ

«Большинство учёных сказали: (во времена джахилии) арабы думали, что в пустыне обитают (джинны) — гули, которые являются одним из видов шайтана, и что они сбивают людей с пути, а потом убивают их там. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что подобные убеждения являются ложными».

Из слов посланника Аллаха:

لَا غُولَ

«Нет вредящих джиннов», — становится ясно, что бояться джиннов — это путь к ширку, поскольку такой страх не обусловлен причинно-следственной связью, и бояться таким страхом можно только Аллаха.

В Исламе нет ни одного довода на то, что шайтан из числа джиннов способен навредить человеку как-то, помимо наущения (уас-уас). Поэтому нельзя верить, что шайтан способен убить человека или причинить ему какой-либо физический вред.

Подобные ложные убеждения, которые часто встречаются у невежественных мусульман, являются ничем иным как джахилией.

Приметы и суеверия в Исламе

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ، وَيُعْجِبُنِي الفَأْلُ

«Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц, но хорошее предзнаменование мне нравится».

(Люди) спросили:

وَمَا الفَأْلُ

«А что такое хорошее предзнаменование?»

(И пророк ﷺ) сказал:

كَلِمَةٌ طَيِّبَةٌ

«Доброе слово» (Бухари 5776, Муслим 2224).

Посланник Аллаха ﷺ объясняет в этом хадисе, что не следует связывать произошедшие несчастья с какими либо вещами. Подобные убеждения являются ложными и не доказаны из Ислама.

Господь Миров говорит в Кур’ане:

أَلَآ إِنَّمَا طَٰٓئِرُهُمْ عِندَ ٱللَّهِ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Знайте же, поистине, их дурные предзнаменования у Аллаха, но большинство из них не знают» (7:131)

Из этого аята становится понятно, что всё, что происходит во вселенной — происходит с дозволения Господа и по Его мудрости, а вовсе не потому, что дорогу перешла черная кошка или разбилось зеркало.

Аллах приказывает пророку ﷺ сообщить об этом людям:

قُلْ أَفَرَءَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ إِنْ أَرَادَنِىَ ٱللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَٰشِفَٰتُ ضُرِّهِۦٓ أَوْ أَرَادَنِى بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَٰتُ رَحْمَتِهِۦ ​ۚ قُلْ حَسْبِىَ ٱللَّهُ ​ۖ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ ٱلْمُتَوَكِّلُونَ

«Скажи: «Видели ли вы тех, кому вы молитесь вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. Только на Него уповают уповающие»» (39:38)

Во времена джахилии арабы верили, что если сова прилетит и сядет на дом, то случиться несчастье. Также дурное предзнаменование они видели в крике совы.

Именно поэтому посланник Аллаха ﷺ, разъясняя ложность подобных убеждений, сказал:

وَلاَ هَامَةَ

«Не (приносит беды крик) совы».

Также арабы времён джахилии практиковали вспугивание птиц — طيرة -тыяра: перед тем, как совершить какое-либо дело, они отпускали на волю птицу и смотрели, в какую сторону она полетит. Если птица летела направо, то это считалось хорошим знаком, и люди приступали к выполнению дела, если же птица летела налево, то это считалось плохим знаком, и люди воздерживались от совершения дела. Если птица улетела вперёд, то вспугивали ещё одну птицу.

Именно поэтому пророк ﷺ, порицая такую практику, сказал:

وَلاَ طِيَرَةَ

«Нет (дурных примет по полету) птиц».

К суевериям (тыяра) также относятся любые убеждения, которые связывают какие-либо места, предметы или людей с несчастьем безо всякой причинно-следственной связи.

Передается от Бурайды, да будет доволен им Аллах, что:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ لَا يَتَطَيَّرُ مِنْ شَيْءٍ

Пророк ﷺ никогда не придавал значения никаким дурным предзнаменованиям (Абу Дауд 3920).

В ещё одном риуаяте передается от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ، وَالشُّؤْمُ فِي ثَلاَثٍ فِي الْمَرْأَةِ، وَالدَّارِ، وَالدَّابَّةِ

«Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц, а если что-нибудь и бывает злополучным, так это дом, женщина и конь» (Бухари 5753, Муслим 2225).

В этом хадисе плохие дом, жена или конь упоминаются не как дурные приметы, относительно которых люди имеют убеждения, связывая их с несчастьями, а в качестве вещей, которые на практике наиболее сильно отравляют человеку жизнь.

Вера в плохие приметы является куфром и ширком, который аннулирует иман человека. Это так, потому что человек, полагаясь на плохое предзнаменование, фактически уповает на него, тем самым посвящая своё поклонение кому-то помимо Аллаха.

Так, передаётся от Ибн Мас’уда, что пророк ﷺ сказал:

الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، ثَلَاثًا

«Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк!»

А затем (Ибн Мас’уд) добавил:

وَمَا مِنَّا إِلَّا وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ

«Нет среди нас такого [кому не приходит в голову нечто подобное], однако Аллах избавляет от этого благодаря упованию на Него» (Абу Дауд 3910).

Передача болезни в Исламе

Слова посланника Аллаха:

لا عدوى

«Нет заражения», — указывают на убеждение в том, что болезни не распространяются сами по себе, а происходит это не иначе как с дозволения Аллаха.

В этих хадисах пророк объясняет убеждения и не имеет в виду, что инфекционные болезни отсутствуют в принципе, как это ошибочно понимают некоторые люди.

Так, со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха  ﷺ говорил:

إِذَا سَمِعْتُمْ بِالطَّاعُونِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَدْخُلُوهَا، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا مِنْهَا

«Когда вы услышите, что в какой-то земле есть эпидемия (та’ун), то не заходите туда, а если вы уже находитесь в этом месте, то не уходите оттуда» (Бухари 5728).

Шарид ибн Сууейд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Среди членов делегации племени Сакыф был один прокажённый мужчина, и пророк ﷺ послал к нему сообщить:

إِنَّا قَدْ بَايَعْنَاكَ فَارْجِعْ

«Мы приняли твою присягу, а теперь возвращайся»» (Муслим 2231).

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк ﷺ сказал:

لا يُورِدَنَّ مُمْرِضٌ عَلَى مُصِحٍّ

«Не следует помещать больного заразой (верблюда) вместе со здоровым» (Бухари 5771).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«В своё время ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, выступил в поход на Шам. Когда же он достиг селения Сарга, его встретили командиры войск, а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, да будет доволен им Аллах, и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась эпидемия чумы. 

Тогда ‘Умар велел: «Позови ко мне первых мухаджиров», — и я позвал их к нему. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились.

Некоторые говорили: «Ты выступил в поход ради конкретного дела, и мы не считаем, что ты должен от него отказаться».

Другие же говорили: «Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники посланника Аллаха ﷺ, и мы не считаем, что тебе следует вести их туда, где распространилась эта чума».

Выслушав их, ‘Умар сказал: «Теперь оставьте меня», — а потом велел: «Позови ко мне ансаров», — и я позвал их к нему. ‘Умар обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях.

Выслушав их, ‘Умар сказал: «Теперь оставьте меня», — а потом велел: «Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до покорения Мекки», — и я позвал их.

Среди них никаких разногласий не возникло, и все они говорили: «Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, где распространилась эта чума».

После этого ‘Умар обратился к людям со словами: «Утром я отправляюсь назад в путь, и вы должны приготовиться к этому».

Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах сказал: «Значит ты хочешь убежать от предопределения Аллаха?»

‘Умар воскликнул: «О если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда! Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха!

Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в долину с одной стороны покрытую травой, а с другой — бесплодную, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?!

А если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?!»

Потом пришёл ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, который сначала отсутствовал по каким-то делам, и сказал: 

«Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَقْدَمُوا عَلَيْهِ، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ

«Если вы услышите, что на какой-нибудь земле распространилась чума, то не входите туда, а если она распространится на той земле, в которой находитесь вы, то не покидайте её, убегая от чумы»».

Что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он воздал хвалу Аллаху и покинул эти места» (Бухари 5729, Муслим 2219).

Из всех этих хадисов становится понятно, что посланник Аллаха не отрицал наличие болезней как таковых, и даже, более того, установил карантинные основы поведения при эпидемиях.

Слова пророка ﷺ:

لا عدوى

«Нет заражения», — объявляют недействительными любые убеждения, согласно которым болезни распространяются каким-либо способом, не обусловленным причинно-следственной связью.

Так, некоторые люди думают, что болезни могут передаваться посредством джиннов. В Афганистане существует поверье, что если человек прикасался к трупу человека, а затем, не взяв полное омовение и не сменив одежду, прикоснулся к новорожденному ребёнку, то у этого ребёнка якобы разовьётся рахит. Некоторые люди связывают возможность заболеть с тем, что увидят какое-то животное или наденут одежду какого-то определенного цвета.

В разных народах существует масса аналогичных суеверий, и именно их посланник Аллаха ﷺ объявляет ложными.

Убеждение джахилии о злополучии месяца Сафар

Сафар — صفر — это второй месяц лунного календаря, который арабы времён джахилии традиционно считали несчастливым временем. Они ошибочно полагали, что в этот месяц людям особенно часто начинают вредить джинны, а также случается много болезней и других проблем.

Однако посланник Аллаха ﷺ объясняет, что нельзя произвольно связывать какое-либо время с несчастьями и объявляет ложным подобные убеждения, говоря:

وَلاَ صَفَرَ

«Не (несёт в себе злополучия) месяц Сафар».

Астрология в Исламе

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

‎وَلَا نَوْءَ

«Нет разных фаз Луны».

Во времена джахилии, люди связывали различные убеждения с движениями Луны. Считалось, что фазы Луны оказывают влияние на то, что происходит на Земле, и становятся причиной удачи или несчастий.

Также свои убеждения они связывали со звёздами, говоря, что по причине звёзд выпадает дождь.

Пророк ﷺ отрицает истинность подобных убеждений, называя их ложными.

Относительно астрологии есть и другие высказывания посланника Аллаха ﷺ.

Так, Зейд ибн Халид рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ совершил с ними утренний Намаз в Худайбийе, сразу после выпадения дождя. После совершения намаза он повернулся к людям и сказал:

هَلْ تَدْرُونَ مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ

«Известно ли вам, что сказал ваш Господь?» 

Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше».

Тогда Пророк ﷺ произнёс:

أَصْبَحَ مِنْ عِبَادِي مُؤْمِنٌ بِي وَكَافِرٌ، فَأَمَّا مَنْ قَالَ مُطِرْنَا بِفَضْلِ اللَّهِ وَرَحْمَتِهِ فَذَلِكَ مُؤْمِنٌ بِي وَكَافِرٌ بِالْكَوْكَبِ، وَأَمَّا مَنْ قَالَ بِنَوْءِ كَذَا وَكَذَا فَذَلِكَ كَافِرٌ بِي وَمُؤْمِنٌ بِالْكَوْكَبِ

«Он сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие». Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня, а верит в звёзды»» (Бухари 846, Муслим 71).

В этом хадисе пророк ﷺ называет тех, кто верит в астрологию, кафирами.

Так же посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنِ اقْتَبَسَ عِلْمًا مِنَ النُّجُومِ اقْتَبَسَ شُعْبَةً مِنَ السِّحْرِ زَادَ مَا زَادَ

«Тот, кто обучился чему-либо из астрологии, тот научился части колдовства. И чем глубже он изучает астрологию — тем больше он узнает из колдовства» (Абу Дауд 3905, Ибн Маджа 3726).

При этом не секрет, что колдовство (сихр) — является одним из видов большого куфра.

Имам Бухари приводит в своём «Сахих» высказывание Катады, который сказал:

خَلَقَ هَذِهِ النُّجُومَ لِثَلاَثٍ: جَعَلَهَا زِينَةً لِلسَّمَاءِ، وَرُجُومًا لِلشَّيَاطِينِ، وَعَلاَمَاتٍ يُهْتَدَى بِهَا، فَمَنْ تَأَوَّلَ فِيهَا بِغَيْرِ ذَلِكَ أَخْطَأَ، وَأَضَاعَ نَصِيبَهُ، وَتَكَلَّفَ مَا لاَ عِلْمَ لَهُ بِهِ

«Поистине звезды эти были созданы для трех целей: Аллах создал их как украшение для неба, для метания в дьяволов и в качестве ориентиров. Все те, кто думают по этому поводу иначе, высказывают свое собственное мнение и сильно ошибаются, когда говорят о том, о чем у них нет знания» (Бухари 2/420).

Резюмируя, можно сказать, что говоря:

  • Нет заражения
  • Нет джиннов гулей
  • Нет суеверий
  • Не (приносит беды крик) совы
  • Не (несёт в себе злополучия) месяц Сафар
  • Нет фаз Луны

Посланник Аллаха ﷺ отрицал не сами эти явления, ведь и джинны, и птицы, и суеверия у людей, и месяц Сафар, и различные фазы Луны — существуют, а объявлял недействительными именно убеждения, которые арабы времён джахилии связывали с этими вещами.

Очевидно, что ложными будут и все подобные убеждения, которые имеют люди в наши дни.