Чтение Корана на кладбище

Достаточно часто у мусульман возникает вопрос: можно ли читать Коран на кладбище у могилы, а затем посвящать награду за это чтение умершему?


Наш Telegram канал

Относительно этого вопроса существует разногласие. Давайте разберёмся, каковы аргументы каждой из сторон и является ли это разногласие приемлемым.

Те, кто считают чтение Корана на кладбище дозволенным, аргументируют свою позицию несколькими хадисами. Давайте оценим достоверность и актуальность в качестве доказательства к этому вопросу для каждого из них.

Хадис №1

حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ بْنِ شَاذَانَ، ثنا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَامِرٍ الطَّائِيُّ، حَدَّثَنِي أَبِي، ثنا عَلِيُّ بْنُ مُوسَى، عَنْ أَبِيهِ، مُوسَى عَنْ أَبِيهِ، جَعْفَرٍ، عَنْ أَبِيهِ، مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَلِيٍّ، عَنْ أَبِيهِ الْحُسَيْنِ، عَنْ أَبِيهِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«مَنْ مَرَّ عَلَى الْمَقَابِرِ وَقَرَأَ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إِحْدَى عَشْرَةَ مَرَّةً، ثُمَّ وَهْبَ أَجْرَهُ لِلْأَمْوَاتِ أُعْطِيَ مِنَ الْأَجْرِ بِعَدَدِ الْأَمْوَاتِ»

«Кто пройдет между могилами и прочитает «Он — Аллах Единый» 11 раз, а затем дарует награду умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся (на кладбище)»

رواه أبو محمد الخلال في » فضائل سورة الإخلاص » ٢٠١/٢

والديلمي في مسند الفردوس

Привёл этот хадис Мухаммад аль-Халлял в книге «Достоинства суры аль-Ихлас», а также ад-Дейлями в «Муснад Фирдаус».

Хадис является выдуманным и содержит в своём иснаде двух лжецов, а поэтому не имеет никакой основы.

ذكره السيوطي في » ذيل الأحاديث الموضوعة » ص ١٤٤

Сказал ас-Суюти: «Выдуманный».

ذكره الإمام شمس الدين محمد بن إبراهيم المقدسي في » جزء فيه وصول القراءة إلى الميت «

… لكن عبد الله وأبو هـ كذابان

Сказал Шамсу-д-Дин Мухаммад ибн Ибрахим аль-Макдиси, говоря о передатчиках в иснаде этого хадиса: «Абдуллах и его отец — лжецы».

والطبراني في » الأوسط » (٦٢٥٦ — بترقيمي) من طريق أشعث بن براز عن علي بن زيد عن سعيد بن المسيب عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: فذكره. قلت: وهذا إسناد ضعيف جدا، علي بن زيد هو ابن جدعان ضعيف

Также этот хадис привёл ат-Табарани в «Аусат» с очень слабым иснадом.

أشعث بن براز ضعيف جدا

قال البخاري منكر الحديث

И в иснаде этого риуаята Аш’ас ибн Бароз — очень слабый. Сказал о нём имам Бухари: «Мункару-ль-хадис». Сказал о нём ан-Насаи: «Слабый и матрук».

وأخرجه القضاعي في » مسند الشهاب » (ق ١٨/٢) عن أبي عتبة أحمد بن الفرج قال

وهذا إسناد ضعيف جدا، لضعف أحمد بن الفرج، وعنعنة بقية فإنه مدلس، وبكر ابن خنيس أورده في » الضعفاء » وقال:

» قال الدارقطني: متروك «

Привёл также аль-Кады в «Муснад аш-Шихаб» от Абу ‘Утбы Ахмада ибн аль-Фараджа с «’ан-‘ан», в то время, как он — мудаллис. Сказал относительно него ад-Даракутни: «Матрук».

Кроме того, у этого хадиса есть два мурсаль риуаята, оба очень слабые.

Хадис №2

مَن دخلَ المقابرَ فقرأَ سورةَ (يس) خفَّفَ عنهُم يومَئذٍ، وكان لهُ بِعَددِ مَن فيها حَسناتٌ

«Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Йа Син», то Аллах облегчит в этот день их мучения, а ему [прочитавшему] достанется столько добрых дел, сколько человек там (похоронено)» (Привел ас-Са’ляби в своем «Тафсире» 3/161/2). Хадис выдуманный.

Иснад:

أخرجه الثعلبي في «تفسيره» ٣/‏١٦١/‏٢

من طريق محمد بن أحمد الرياحي: حدثنا أبي: حدثنا أيوب بن مدرك عن أبي عبيدة عن الحسن عن أنس بن مالك مرفوعا

В иснаде этого хадиса целых три проблемы:

أبو عبيدة. قال ابن معين مجهول

• Передатчик Абу ‘Убайда, о котором имам Ибн Ма’ин сказал: «Неизвестен».

أيوب بن مدرك متفق على ضعفه وتركه، بل قال ابن معين «كذاب». وفي رواية: كان يكذب

وقال ابن حبان: «روى عن مكحول نسخة موضوعة، ولم يره

• Передатчик Аюб ибн Мудрик относительно которого мухаддисы единогласны, что он неприемлемый. Сказал о нём ибн Ма’ин: «Лжец!».

Ибн Хиббан сказал: «Он передавал от Макхуля выдуманные рукописи, хотя не видел его».

أحمد الرياحي، وهو أحمد بن يزيد بن دينار أبو العوام، قال البيهقي: مجهول

• Передатчик Ахмад ар-Рияхи о котором имам аль-Байхакы сказал: «Неизвестен».

Хадис №3

Передается, что Абу Бакр ас-Сыддык процитировал слова пророка Мухаммада:

من زار قبرَ والدَيْه وقرأ يس يومَ جمعةٍ غُفِر له

«Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Йя Син», тому будут прощены прегрешения»

(Привел аль-‘Айни в комментариях к «Сахих» имама Бухари). Хадис выдуманный.

فيه عمرو بن زياد – وضاع  •  أخرجه ابن عدي في «الكامل في الضعفاء» (٥/١٥١)، وابن الجوزي في «الموضوعات» (٣/٢٣٩)

В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Амр ибн Зийад, который выдумывал хадисы, о чем сказал ад-Даракутни, поэтому Ибн аль-Джаузи поместил этот хадис в книге о выдуманных хадисах. См. «Мауду’ат» (3/239).

ابن عدي (ت ٣٦٥)، الكامل في الضعفاء ٦‏/٢٦٠  •  بهذا الإسناد باطل ليس له أصل

Ибн Ади сказал: «С этим иснадом этот хадис ложный и нет у него основы». См. «ас-Сильсиля да’ифа ва-ль-мауду’а» (1/126).

ابن القيسراني (ت ٥٠٨)، ذخيرة الحفاظ ٤‏/٢٢٨٩  • باطل

Хафиз Ибн аль-Къайсарани признал хадис Ложным. См. «Захиратуль-хуффаз» (4/2289).

السيوطي (ت ٩١١)، الجامع الصغير ٨٦٩٨  •  ضعيف

Хафиз ас-Суюты назвал хадис слабым. См. «аль-Джами’ ас-сагъир» (8698).

У этого ложного хадиса есть ещё несколько риуаятов, но все они, по мнению мухаддисов, либо выдуманные, либо очень слабые.

Примечательно, что те учёные, которые всё-таки комментировали матн этого предания, понимали его совсем не так, как это преподносят современные суфии.

Так, Ибн Хиббан сказал в своём «Сахих»: «Он [пророк ﷺ] имел в виду того, к кому подошла смерть, а не (повелел это для того), чтобы над покойником читали (Коран).

Аналогично (посланник Аллаха ﷺ говорил):

‏لَقِّنُوا مَوْتاكُمْ لا إِلهَ إِلاَّ اللّه‏

«Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха /ля иляха илля Ллах/» (Муслим 916, Абу Дауд 3117, Тирмизи 976).

Имам Ибн аль-Кайим сказал:

«Если бы сподвижники поняли из слов (пророка ﷺ) «Читайте вашим умершим Йа Син» (желательность) её чтения возле могилы, то они бы не забросили эту (сунну) — она бы являлась обычным и известным среди них делом» («ар-Руху фи-ль-калями аля арвахи-ль-амвати ва-ль-ахья», стр. 11).

Однако, как мы знаем, от сподвижников не пришло ни одного достоверного асара на этот счёт.

Да и сам смысл суры «Йа Син» противоречит её чтению на кладбище. Так, Аллах сказал в Коране:

وَمَا عَلَّمْنَٰهُ ٱلشِّعْرَ وَمَا يَنبَغِى لَهُۥٓ ​ۚ إِنْ هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ وَقُرْءَانٌ مُّبِينٌ‮

لِّيُنذِرَ مَن كَانَ حَيًّا وَيَحِقَّ ٱلْقَوْلُ عَلَى ٱلْكَٰفِرِين

«Мы не учили [Мухаммада] поэзии, и не подобает ему это. Это не что иное, как напоминание и ясный Коран, чтобы он предостерёг живых и чтобы сбылось слово в отношении неверующих» (39:69-70)

Коран — это предостережение от Аллаха и руководство для живых, в то время как мёртвые в этом уже не нуждаются, поскольку не способны выполнять какие бы то ни было шариатские приказы.

Хадис №4

Абдулла ибн Умар передавал следующее высказывание пророка ﷺ:

إذا مات أحدُكم فلا تَحْبِسُوهُ، وأَسْرِعُوا به إلى قبرِهِ، وَلْيَقْرَأْ عند رأسِه فاتحةَ البقرةِ، وعندَ رِجْلَيْهِ بخاتمةِ البقرةِ

«Когда человек умирает, не держите его тело долго в доме. Поторопитесь похоронить его и прочитайте суру «Фатиха» у изголовья могилы и последние аяты суры «Корова» у его ног» (Табарани 13613, ад-Дайлями в «Фирдаус» 1115). Иснад этого хадиса очень слабый.

أخرجه الطبراني (١٢/٤٤٤) (١٣٦١٣)، والديلمي في «الفردوس» (١١١٥) واللفظ له

إسناده ضعيف جداً

Также некоторые учёные говорят о том, что Ибн Умар завещал прочитать суру «Корова» у его могилы, когда он умрёт. Эти слова от Ибн Умара недостоверны (мункар).

Однако, даже если предположить, что эта передача от него достоверна, подобное поклонение требует доказательства от Аллаха и Его посланника ﷺ, которых у нас нет. Слова сподвижника же, сами по себе, не является Откровением и доводом в религии Ислам.

Хадис №5

Посланник Аллаха ﷺ говорил:

 حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا عارم ثنا معتمر عن أبيه عن رجل عن أبيه عن معقل بن يسار ان رسول الله صلى الله عليه و سلم قال

ويس قلب القرآن لا يقرؤها رجل يريد الله تبارك وتعالى والدار الآخرة الا غفر له واقرءوها على موتاكم

تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده ضعيف لجهالة الرجل وأبيه

«Сура «Йя Син» является сердцем Корана. Каждый, кто любит Всевышнего Аллаха и вечную жизнь и прочитает ее, непременно получит от Аллаха прощение грехов. Читайте её над вашими усопшими» (Ахмад 20315).

Также этот хадис с похожими цепочками передали Насаи 10914, аль-Байхакы в «Аш-Шу`аб» 2458, Табарани в «Аль-Кабире» хадис 541.

Один из риуаятов является очень слабым (два неизвестных передатчика в иснаде), а другой — мункар.

Хадис №6

Этот хадис — единственный достоверный, который используют для доказательства дозволенности чтения Корана на могилах.

Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что:

«(Однажды) пророк ﷺ, проходивший мимо одной из стен Медины (или  Мекки), услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах.

Пророк ﷺ сказал:

يعذبان، وما يعذبان في كبير

«Их подвергают мучениям, но не за большой грех», — (помолчал некоторое время), а потом воскликнул:

بلى، كان أحدهما لا يستتر من بوله، وكان الآخر يمشي بالنميمة

«Да(, конечно, мучают их за тяжкие грехи)! Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни».

Потом он велел принести себе голую пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их на могилы (этих людей).

Его спросили:

يا رسول الله لم فعلت هذا

«О посланник Аллаха, зачем ты сделал это?», − на что он ответил:

لعله أن يخفف عنهما ما لم تيبسا أو إلى أن ييبسا

«Возможно, это будет облегчать их мучения, пока ветки не засохнут» (Бухари 216, Муслим 292).

Относительно этого хадиса имам ан-Навави пишет в комментариях к «Сахих» имама Муслима, что раз есть надежда на то, что муки погребённых облегчаются посредством двух зеленых веточек, которые по-своему прославляют Аллаха, то тем более есть надежда на получение пользы от чтения Корана у могилы. Нечто подобное высказал и имам аль-Хаттаби.

Однако проводить аналогии в подобных вопросах без прямых на то указаний из Корана и Сунны неправильно. Суть этого хадиса не в зикре веточек, а в том, что их воткнул в могилы посланник Аллаха ﷺ.

С дозволения Аллаха, это было одним из чудес пророка, подобно тому, как он ﷺ приумножал еду на скатерти, посредством прикосновения руки дал возможность давать молоко ещё совсем молодой овечке, обращался с речью к мёртвым мушрикам после битвы при Бадре, и они при этом его слышали, и так далее.

Поэтому, хадис про две пальмовые веточки не имеет никакого отношения к дозволению чтения Корана на могилах.

Также имам ан-Навави в своих книгах упоминает слова имама Шафии, в которых он выражает своё мнение о желательности чтения Корана на кладбищах.

Так, например, имам ан-Навави пишет:

 يستحب أن يمكث على القبر بعد الدفن ساعة يدعو للميت ويستغفر له نص عليه الشافعي واتفق عليه الأصحاب ، قالوا : ويستحب أن يقرأ عنده شيء من القرآن وإن ختموا القرآن كان أفضل ، 

«После завершения похорон рекомендуется задержаться на могиле некоторое время и делать дуа для покойного, прося для него прощения. На это указал Шафии, и с этим согласились его ученики» (ан-Навави в «Аль-Маджму’», том 5, стр. 185).

 قَالَ الشَّافِعِيُّ رَحِمَهُ اللهُ : وَيُسْتَحَبُّ أنْ يُقْرَأ عِنْدَهُ شَيْءٌ مِنَ القُرآنِ ، وَإنْ خَتَمُوا القُرآنَ عِنْدَهُ كَانَ حَسَنَاً. 

«Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран»» (ан-Навави, «Сады праведных», глава 161, стр. 365).

Однако, в действительности, что касается слов имама Шафии, то их достоверность не установлена.

Так, шейх Альбани в примечаниях к книге ан-Навави «Сады праведных» пишет:

Имам ан-Навави, после того как привёл хадис (‘Амра), написал: «Шафии сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше»».

Я не знаю, где об этом сказал Шафаии и относительно того, что это высказывание принадлежит ему, у меня есть большое сомнение. Да и как может быть иначе? Ведь его мазхаб таков, что: «Награда за чтение Корана не доходит до покойного», как это передал от него [от Шафии] Ибн Касир в своём тафсире, в толковании к словам Всевышнего:

وَأَنْ لَيْسَ لِلْإِنْسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ

«И человеку останутся только его старания» (53:39)

И Ибн Тайимия указал на то, что это высказывание не принадлежит имаму Шафии, написав в «аль-Иктида»: «От аш-Шафи’и относительно этого вопроса ничего не передаётся. Так как это им расценивалось как нововведение (бид’а)».

Сказал имам Малик: «Мы не знаем, чтобы кто-то поступал так!» И было известно (им), что ни сподвижники, ни табиины не поступали подобным образом.

Недозволенность читать Коран на могилах является и мазхабом имама Ахмада.

Что касается слов имама ан-Навави, который привёл слова имама Шафии, а также указал в названии главы на чтение Корана, то ведь известно от него же самого совсем другое мнение! Как, например, в толковании к хадису:

إذا مات ابنُ آدمَ انقطع عملُه إلا من ثلاثٍ: صدقةٍ جاريةٍ، وعلمٍ ينتفعُ به، وولدٍ صالحٍ يدعو له

«Со смертью сына Адама [человека] все дела его прекращаются (и награда не достаётся ему), кроме как за три дела: текущее пожертвование (садака джария), знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, который взывает к Аллаху за него» (Муслим 1631).

Ан-Навави говорил: «Известным является в нашем мазхабе [шафиитском], что награда за чтение Корана не доходит до покойного».

Затем он сказал: «Что касается молитвы, а также других видов поклонения, то награда за них не доходит до покойного, как об этом известно в нашем мазхабе – мазхабе имама Шафии – также как известно об этом от большинства учёных».

Также ан-Навави в толкование к сборнику «Сахих» имама Муслима приводил слова Ибн ан-Нахуия из его пояснений к книге «аль-Минхадж», который писал: «До покойного не доходит награда от чтения Корана, как об этом известно в нашем мазхабе!»

Что касается дел, которые могут принести пользу после человеку после его смерти, то из Корана и Сунны есть доказательства только на следующие:

  • Мольбы живых за умершего
  • Благодеяния его детей
  • Полезные знания, оставленные умершим
  • Полезные постройки, сооруженные умершим, которые приносят людям пользу
  • Садака, пост и хадж, совершенные за умершего в случае, если он намеревался их совершить при жизни, но не успел

Является неправильным делать аналогии без довода от Аллаха и Его посланника, а затем утверждать о том, что какое-либо иное поклонение тоже приносит пользу умершему, как садака, пост или хадж. Каждое подобное утверждение требует отдельных доказательств.

Таким образом мы поняли, что все хадисы и асары от сподвижников, которые указывают на дозволенность чтения Корана на могилах — очень слабые, а поэтому на них нельзя опираться.

Что касается тех, кто запрещает чтение Корана на могилах, то на их стороне основа: запрещено любое обрядовое поклонение, не доказанное из Корана и Сунны, поскольку пророк ﷺ сказал:

إنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ

«Поистине, каждое нововведение (в религию) — это заблуждение!» (Абу Дауд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5).

مَنْ أَحْدَثَ فِى أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«(Если) кто-то внесёт в это наше дело (в Ислам) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» (Ахмад 6/146 и 270, Бухари 2697, Муслим 1718, Абу Дауд 4606, Ибн Маджах 14).

Пророк ﷺ также сказал:

الْأَرْضُ كُلُّهَا مَسْجِدٌ إِلَّا الْحَمَّامَ وَالْمَقْبَرَةَ

«Вся земля является мечетью [местом для поклонения], кроме кладбищ и бани» (Абу Давуд 492, Ибн Маджах 745, Тирмизи 317).

Кроме того, посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَعَنَ اللهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِد

«Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения» (Бухари 1330, Муслим 529, Насаи 703, Ахмад 1884).

وَإِنَّ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ كَانُوا يَتَّخِذُونَ قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ وَصَالِحِيهِمْ مَسَاجِدَ، أَلَا فَلَا تَتَّخِذُوا الْقُبُورَ مَسَاجِدَ! إِنِّي أَنْهَاكُمْ عَنْ ذَلِكَ

«Поистине, те кто были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в мечети [места для поклонения]. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это!» (Муслим 532).

ان من شرار الناس من تدركه الساعة وهم أحياء ومن يتخذ القبور مساجد

«Поистине, одними из самых худших людей являются те, при жизни которых наступит Судный День, а также те, кто превращает могилы в мечети [места поклонения]» (Ахмад 4143, хадис хороший).

В всех этих хадисах посланник Аллаха ﷺ запрещает совершать поклонение на могилах. И здесь имеется в виду поклонение в широком смысле, а не только непосредственно лишь намаз, как некоторые ошибочно полагают.

Пророк ﷺ также сказал:

لا تجعلوا بيوتكم مَقَابر، إنَّ الشيطان يَنْفِرُ من البيت الذي تُقْرَأُ فيه سورةُ البقرة

«Не делайте из ваших домов могилы [читайте дома Коран, который запрещено читать на могилах]! Шайтан убегает из дома, в котором читается сура аль-Бакара» (Муслим 780).

В этом хадисе посланник Аллаха ﷺ уподобляет место, в котором не читают Коран кладбищу. Соответственно, очевидно, что на кладбище Коран не читается.

У могилы разрешено лишь то поклонение, на которое у нас есть доказательство от Аллаха и Его посланника ﷺ, и это джаназа намаз и мольба за умершего.

Совершать же там какие-либо другие виды поклонения (зикр, дополнительные намазы, жертвоприношения, чтение Корана) — является запрещенным нововведением, которое необходимо оставить.