Сегодня многие мусульмане попали в крайне опасное положение — беспечное отношение к Книге Аллаха.
Аллах говорит в Коране:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءَتْكُم مَّوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَشِفَاءٌ لِّمَا فِي الصُّدُورِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ
«О люди! Истинно пришло к вам назидание от вашего Господа, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (10:57)
وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ فَهَلْ مِن مُّدَّكِرٍ
«Воистину, Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли [среди вас] поминающие?» (54:17)
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
«Поистине, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9)
Книга Аллаха является посланием от Господа миров к каждому из нас! По Своей Милости, Он ниспослал это великое Писание и оберегает его вплоть до Судного Дня, дабы люди имели возможность изучать Коран и действовать в соответствии с ним, обретя посредством этого спасение от Огня и благо в обоих мирах.
У каждого из нас есть возможность воплотить в жизнь религию Аллаха. Но для этого необходимо усердствовать!
К сожалению, многие из мусульман отодвигают эту важнейшую задачу на второй план, чрезмерно увлекаясь красотами этой мирской жизни. Давайте вспомним, что говорит Господь миров о таких людях?
مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الْآخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِي حَرْثِهِ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ
«Тому, кто взыскует нивы последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто желает нивы мирской жизни, Мы дадим из неё, но в последней жизни ему не будет доли» (42:20)
ذَلِكَ بِأَنَّهُمُ اسْتَحَبُّوا الْحَيَاةَ الدُّنْيَا عَلَى الْآخِرَةِ وَأَنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ
أُولَئِكَ الَّذِينَ طَبَعَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَسَمْعِهِمْ وَأَبْصَارِهِمْ وَأُولَئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ
«Это потому, что они предпочли жизнь ближнюю последней жизни. Поистине, Аллах не ведёт верным путём людей неверующих. Аллах запечатал их сердца, слух и зрение, и они суть беспечные» (16:107-108)
Говоря же о беспечности по отношению к Корану, уместно привести следующие аяты:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День Воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124)
وَقَالَ الرَّسُولُ يَا رَبِّ إِنَّ قَوْمِي اتَّخَذُوا هَذَا الْقُرْآنَ مَهْجُورًا
«А посланник сказал: «Господи, мой народ забросил этот Коран»» (25:30)
Не дай Аллах оказаться среди этих несчастных, потерпевших урон!
А теперь давайте обратимся каждый к себе:
- Читаю ли я Коран регулярно, размышляя о прочитанном?
- Усердствую ли я в изучении Корана должным образом?
- Обучаю ли я Корану других, из того что понял сам?
Если ответы преимущественно отрицательные, то значит срочно пора что-то в жизни менять!
Побуждая верующих, Аллах приказывает:
فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ
«Спешите же делать благие дела» (2:148)
مَن جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ خَيْرٌ مِّنْهَا وَهُم مِّن فَزَعٍ يَوْمَئِذٍ آمِنُونَ
«Тем, кто принесёт с собой добро, воздастся ещё лучшим, и в тот день их защитят от испуга» (27:89)
إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَنفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَّن تَبُورَ
«Поистине, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и жертвуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной» (35:29)
Что касается посланника Аллаха ﷺ, то он говорил:
طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
«Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина!» («Сахих аль-Джами’ ас-Сагыр» № 3914)
خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْآنَ وَعَلَّمَهُ
«Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других» (аль-Бухари 5027).
مَنْ قَرَأَ حَرْفًا مِنْ كِتَابِ اللَّهِ فَلَهُ بِهِ حَسَنَةٌ وَالْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا . لاَ أَقُولُ: الم حَرْفٌ ، وَلَكِنْ أَلِفٌ حَرْفٌ وَلاَمٌ حَرْفٌ وَمِيمٌ حَرْفٌ
«Тому, кто прочтёт (хотя бы одну) букву из Книги Аллаха, (запишется одно) доброе дело. А за (каждое) доброе дело (воздастся) десятикратно. И я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» — это одна буква, нет. «Алиф» — буква, «Лям» — буква и «Мим» — буква» (ат-Тирмизи 2910, аль-Байхакы 1983).
الْمُؤْمِنُ الَّذِي يَقْرَأُ الْقُرْآنَ وَيَعْمَلُ بِهِ كَالأُتْرُجَّةِ، طَعْمُهَا طَيِّبٌ وَرِيحُهَا طَيِّبٌ، وَالْمُؤْمِنُ الَّذِي لاَ يَقْرَأُ الْقُرْآنَ وَيَعْمَلُ بِهِ كَالتَّمْرَةِ، طَعْمُهَا طَيِّبٌ وَلاَ رِيحَ لَهَا، وَمَثَلُ الْمُنَافِقِ الَّذِي يَقْرَأُ الْقُرْآنَ كَالرَّيْحَانَةِ، رِيحُهَا طَيِّبٌ وَطَعْمُهَا مُرٌّ، وَمَثَلُ الْمُنَافِقِ الَّذِي لاَ يَقْرَأُ الْقُرْآنَ كَالْحَنْظَلَةِ، طَعْمُهَا مُرٌّ- أَوْ خَبِيثٌ- وَرِيحُهَا مُرٌّ
«Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус.
Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который Коран не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус» (аль-Бухари 5059 и 5427, Муслим 797).
لاَ حَسَدَ إِلاَّ عَلَى اثْنَتَيْنِ، رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ الْكِتَابَ وَقَامَ بِهِ آنَاءَ اللَّيْلِ، وَرَجُلٌ أَعْطَاهُ اللَّهُ مَالاً فَهْوَ يَتَصَدَّقُ بِهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ
«Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем» (аль-Бухари 5025, Муслим 815).
إِنَّ لِلَّهِ أَهْلِينَ مِنَ النَّاسِ
«Поистине, у Аллаха есть приближенные из числа Его творений!».
Его спросили:
يَا رَسُولَ اللَّهِ مَنْ هُمْ
«Кто они, о посланник Аллаха?».
Он ответил:
هُمْ أَهْلُ الْقُرْآنِ أَهْلُ اللَّهِ وَخَاصَّتُهُ
«Они — Ахлю-ль-Коран [читающие и изучающие Коран], приближенные Аллаха [аулия] и Его избранники!» (Ибн Маджах 215, ат-Таялиси 2124).
اقْرَءُوا الْقُرْآنَ فَإِنَّهُ يَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ شَفِيعًا لأَصْحَابِهِ اقْرَءُوا
«Читайте Коран, ибо, поистине, в День Воскресения он явится, как заступник за тех, кто его читал!»» (Муслим 804).
Резюмируя можно сказать, что пренебрежение к Корану, которое выражается в отворачивании от его чтения, размышления над его смыслами и воплощения в жизнь содержащихся в нём приказов, неминуемо влечет за собой величайший урон. И наоборот: чтение Корана, изучение его смыслов и их практика — становятся причиной обретения довольства Аллаха.
Важно понять, что невозможно выполнить приказы Аллаха в Коране, если человек не понимает его смысла. Точно также невозможно понять смысл Корана без подробного изучения Сунны посланника Аллаха ﷺ и того, как понимали религию сподвижники.
Кроме этого, верующие обязаны перед Аллахом смиренно совершать пятикратный намаз, читая Коран и размышляя над ним. Очевидно, что обдумывать в ходе совершения намаза читаемое, без понимания арабского языка — весьма затруднительно.
А ведь один из самых знающих сподвижников — Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Нет тебе за твой намаз награды кроме того, что ты понимаешь в нëм» (привел Ибн Тайимия в «Маджму’уль-Фатауа» 22/612 и Ибн Каййим в «Мадариджу-с-Саликин» 1/112).
Для того, чтобы наилучшим образом исполнить свои обязательства перед Аллахом, мусульманам надлежит изучать Коран с преподавателем, а также научиться правильно читать и понимать его, чего невозможно в полной мере добиться без знания таджвида и классического арабского языка.