Многие ошибочно полагают, что назвав себя мусульманами и произнеся шахаду, они гарантируют себе тем самым Рай, без необходимости усердствовать на пути Аллаха и проявлять терпение.
Это мнение далеко от истины и является не иначе как беспечностью.
Аллах сказал в Коране:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас [и увидеть], чьи деяния будут лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (67:2)
Из этого аята можно сделать два ключевых вывода:
- Жизнь человека является испытанием и своеобразным экзаменом, итог которого определяет то, как он проведет грядущую вечность
- Каждый из нас будет оцениваться по делам, что указывает на необходимость проявлять усердие
Уместно также здесь привести и маленькую суру с большим смыслом, которую наверняка многие из нас знают наизусть, но лишь немногие размышляют над ее смыслом:
وَالْعَصْرِ
إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ
إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
«Клянусь предвечерним временем, каждый человек поистине в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали праведные деяния, и заповедали друг другу держаться истины, и заповедали друг другу терпеть» (103:1-3)
Обратите внимание: Аллах исключает из потерпевших величайший убыток только тех, в ком сойдутся эти четыре качества! А собрать их не сможет никто, кроме тех, кто изучил Ислам, действовал по нему сам и призывал к нему других, проявляя терпение во всех тех трудностях, с которыми он будет сталкиваться на этом пути.
Аллах многократно говорит в Коране, что лёгкими жизненные испытания не будут. Но где те, кто поминают назидание?
وَلَنَبْلُوَنَّكُم بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ
«Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2:155)
أَمْ حَسِبْتُمْ أَن تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُم مَّثَلُ الَّذِينَ خَلَوْا مِن قَبْلِكُم مَّسَّتْهُمُ الْبَأْسَاءُ وَالضَّرَّاءُ وَزُلْزِلُوا حَتَّى يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللَّهِ أَلَا إِنَّ نَصْرَ اللَّهِ قَرِيبٌ
«Или вы полагали, что вы войдёте в Рай и вас не постигнет подобное тому, что было с ушедшими до вас? Их постигали горести, болезни и такие потрясения, что посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придёт помощь Аллаха?» Знайте же, помощь Аллаха близка» (2:214)
حَسِبْتُمْ أَن تُتْرَكُوا وَلَمَّا يَعْلَمِ اللَّهُ الَّذِينَ جَاهَدُوا مِنكُمْ وَلَمْ يَتَّخِذُوا مِن دُونِ اللَّهِ وَلَا رَسُولِهِ وَلَا الْمُؤْمِنِينَ وَلِيجَةً وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
«Или вы полагали, что вас оставят [и вы не будете испытаны] до того, как Аллах узнает тех из вас, кто будет бороться и не сделает своими помощниками никого, кроме Аллаха, Его посланника и верующих? Поистине, Аллах ведает то, что вы совершаете» (9:16)
Хаббаб ибн аль-Аратт передаёт, что однажды, когда посланник Аллаха ﷺ лежал в тени Каабы, положив себе под голову свой плащ, мы пожаловались ему [на притеснения со стороны мушриков] и сказали: «Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?»
Он сказал:
كَانَ الرَّجُلُ فِيمَنْ قَبْلَكُمْ يُحْفَرُ لَهُ فِي الأَرْضِ فَيُجْعَلُ فِيهِ، فَيُجَاءُ بِالْمِنْشَارِ، فَيُوضَعُ عَلَى رَأْسِهِ فَيُشَقُّ بِاثْنَتَيْنِ، وَمَا يَصُدُّهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ، وَيُمْشَطُ بِأَمْشَاطِ الْحَدِيدِ، مَا دُونَ لَحْمِهِ مِنْ عَظْمٍ أَوْ عَصَبٍ، وَمَا يَصُدُّهُ ذَلِكَ عَنْ دِينِهِ، وَاللَّهِ لَيُتِمَّنَّ هَذَا الأَمْرَ حَتَّى يَسِيرَ الرَّاكِبُ مِنْ صَنْعَاءَ إِلَى حَضْرَمَوْتَ، لاَ يَخَافُ إِلاَّ اللَّهَ أَوِ الذِّئْبَ عَلَى غَنَمِهِ، وَلَكِنَّكُمْ تَسْتَعْجِلُونَ
«Среди живших до вас бывало так, что человека хватали, выкапывали для него в земле яму, помещали его туда, а потом приносили пилу, приставляли к его голове и распиливали его пополам, однако это не могло заставить его отречься от своей религии. И бывало, что человека раздирали железными гребнями, отделявшими мясо от костей или нервов, однако и это не могло заставить его отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело к завершению, и всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или нападения волка на своих овец… Но вы слишком торопитесь!» (аль-Бухари 3612).
Также посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدِهِ الخَيْرَ عَجَّلَ لَهُ العُقُوبَةَ فِي الدُّنْيَا، وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدِهِ الشَّرَّ أَمْسَكَ عَنْهُ بِذَنْبِهِ حَتَّى يُوَافِيَ بِهِ يَوْمَ القِيَامَةِ
«Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не (наказывает) его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День Воскресения.
إِنَّ عِظَمَ الجَزَاءِ مَعَ عِظَمِ البَلاَءِ، وَإِنَّ اللَّهَ إِذَا أَحَبَّ قَوْمًا ابْتَلاَهُمْ، فَمَنْ رَضِيَ فَلَهُ الرِّضَا، وَمَنْ سَخِطَ فَلَهُ السَّخَطُ
Поистине, великое воздаяние (полагается за) великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение (Аллаха), а негодовавшие — гнев (Его)» (ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджах 4031).
С другой стороны, Аллах говорит:
فَلَمَّا نَسُوا مَا ذُكِّرُوا بِهِ فَتَحْنَا عَلَيْهِمْ أَبْوَابَ كُلِّ شَيْءٍ حَتَّى إِذَا فَرِحُوا بِمَا أُوتُوا أَخَذْنَاهُم بَغْتَةً فَإِذَا هُم مُّبْلِسُونَ
«Когда они позабыли то, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата всяких благ. Когда же они стали кичиться тем, что было даровано им, Мы схватили их внезапно, и вот они пришли в отчаяние» (6:44)
И аятов с подобным смыслом много. Из них понимается, что из обычаев Аллаха — проверять испытаниями иман верующих и облегчать мирскую жизнь упорствующим в неверии для того, чтобы они оставались в беспечности и приумножали свои грехи.
Мусульманину, как и любому человеку, свойственно искать для себя облегчение в делах и по возможности отталкивать от себя вред — это нормально. Однако, не следует забывать о смысле жизни мусульманина — заслужить довольство Аллаха.
В наше время мусульмане преодолевают многие сложности в стремлении к заработку, но лишь единицы готовы серьезно усердствовать, изучая религию, и призывать других людей к Исламу. Пока не поздно, нам необходимо переосмыслить свою жизнь и правильно расставить приоритеты, ведь:
وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах видит то, что вы совершаете» (49:18)