С точки зрения терминологии учёных Ислама, таклид — это следование в религии за кем-то без довода от Аллаха или Его посланника ﷺ.
Аллах приказал в Коране:
ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوْلِيَآءَ ۗ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
«Следуйте за тем, что ниспослано вам вашим Господом, и не следуйте за другими покровителями (аулия) вместо Него. Мало же вы вразумляетесь!» (7:3)
قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْكَافِرِينَ
«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (3:32)
مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا
«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите» (8:20)
وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَن يَتَوَلَّ يُعَذِّبْهُ عَذَابًا أَلِيمًا
«Кто подчинится Аллаху и Его посланнику, того Он введет в Райские сады, в которых текут реки. А кто отвернется, того Он подвергнет мучительным страданиям» (48:17)
И аятов с подобным смыслом в Коране много.
Господь Миров приказывает мусульманам следовать за Откровением и подчиняться Ему безусловным подчинением, поскольку только Он имеет право устанавливать положения в религии:
إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ
«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)
Точно также мы обязаны подчиняться и Мухаммаду ﷺ, что обусловлено его статусом посланника Аллаха:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى
«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)
Именно поэтому:
مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)
Помимо Аллаха и пророка, который говорит о религии только по Откровению, никто не имеет права привносить что-то в религию от себя.
Если кто-то намеренно припишет к Аллаху или отнесет к Исламу то, чего не было ниспослано в Откровении, то совершит тем куфр, как об этом сказал Всевышний:
فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ يَكْتُبُونَ ٱلْكِتَٰبَ بِأَيْدِيهِمْ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنْ عِندِ ٱللَّهِ لِيَشْتَرُواْ بِهِۦ ثَمَنًا قَلِيلًا ۖ فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ وَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا يَكْسِبُونَ
«Горе тем, которые пишут писание своими руками, а потом говорят: «Оно от Аллаха», — чтобы продать его задёшево. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79)
وَلَا تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ ٱلْكَذِبَ هَٰذَا حَلَٰلٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُواْ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ
«Пусть ваши языки не говорят лживо: «Это — дозволено, а то — запретно», — измышляя ложь на Аллаха. Поистине, измышляющие ложь на Аллаха не преуспеют» (16:116)
Если же кто-то сознательно примет себе в религию чьи-то слова, помимо слов Аллаха и Его посланника, то совершит тем самым ширк:
أَمْ لَهُمْ شُرَكَٰٓؤُاْ شَرَعُواْ لَهُم مِّنَ ٱلدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ ٱللَّهُ ۚ وَلَوْلَا كَلِمَةُ ٱلْفَصْلِ لَقُضِىَ بَيْنَهُمْ ۗ وَإِنَّ ٱلظَّٰلِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее слово, то их спор был бы уже решён. Поистине, несправедливым уготованы мучительные страдания» (42:21)
Из приведенных выше аятов можно сделать очевидные выводы:
• Доводом в религии Ислам является только Коран и достоверная Сунна.
• Нельзя брать себе в религию слова людей, за исключением посланника Аллаха ﷺ.
• Если кто-то вам говорит (или же вы где-то прочитали) о каком-либо положении в Исламе, то нельзя брать эту информацию себе в религию до тех пор, пока вы не узнаете из какого аята или хадиса она взята.
Важно понять, что требование шариатского доказательства (довода) не является некорректным поведением или, тем более, оскорблением по отношению к обладателям знания, ведь именно это нам и приказано в Коране:
فَسْـَٔلُوٓاْ أَهْلَ ٱلذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Спросите у знающих Напоминание (ахлю-з-зикр), если вы сами не знаете» (16:43)
قُلْ هَاتُواْ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ
«Скажи: «Приведите ваш довод, если вы говорите правду»» (2:111)
Аллах приказывает мусульманам спрашивать у знающих Откровение то, что они объяли знанием — шариатские доказательства, ведь нам не приказано следовать за мнениями людей, кем бы они ни были.
Каждый человек (в том числе и ученый) может ошибаться, поэтому мы принимаем слова обладателей знания, если они совпадают с доказательствами из Корана и Сунны в понимании сподвижников, и не принимаем, если они по каким-либо причинам входят в противоречие с Откровением.
Такой подход гарантирует сохранение религии Аллаха в её первозданном виде и препятствует проникновению в Ислам мнений, которые не имеют отношения к Откровению.
Кроме того, именно посредством выяснения шариатского доказательства простые мусульмане постепенно изучают и запоминают Коран и Сунну.
Человек рождается без знаний. Не каждому суждено стать ученым, однако каждый мусульманин должен изучить и знать доводы из Корана и Сунны по вопросам, с которыми он на практике сталкивается в своей повседневной жизни.
Многие мусульмане, к сожалению, небрежно относятся к своей религии, по причине чего голословно причисляют себя к какому-либо мазхабу или ссылаются на слова ученого, не зная при этом, на основе каких шариатских доказательств эти слова были высказаны.
Подобный подход порицали и сами имамы мазхабов, побуждая людей узнавать довод и запрещая таклид.
Остается добавить, что хотя делать таклид в вопросах религии запрещено, нет ничего плохого в слепом следовании за знающими людьми во всех прочих мирских вопросах.
Так, например, получая рецепт от врача, мы не обязаны требовать обоснование целесообразности выписанных им лекарственных средств. Точно также мы можем сделать таклид за каким-либо иджтихадом ученого в случае, если относительно этого вопроса нет прямого шариатского доказательства.
Однако в религии мы должны следовать только за доказательствами от Аллаха и Его посланника, а поэтому обязаны изучать их посредством обращения к обладателям знания. Подобное усердие в обучении является обязательным (уаджиб), как об этом сказал посланник Аллаха ﷺ:
طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
«Приобретение (основ шариатского) знания является обязанностью каждого мусульманина!» («Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» № 3914).