Ислам устанавливает несколько важных основ:
- Если у человека есть на что-то довод от Аллаха или Его посланника, то он должен это открыто провозглашать и призывать к этому.
Так, Аллах сказал об этом в Кур’ане:
وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى ٱلْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِٱلْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ ٱلْمُنكَرِ ۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُفْلِحُونَ
«Пусть из вас выйдут люди, которые призывают к добру, повелевают одобряемое и запрещают предосудительное. Они суть преуспевшие» (3:104)
وَلَا تَلْبِسُوا الْحَقَّ بِالْبَاطِلِ وَتَكْتُمُوا الْحَقَّ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ
«Не смешивайте истину с ложью и не скрывайте истину, коль скоро вы знаете» (2:42)
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلْكِتَٰبِ وَيَشْتَرُونَ بِهِۦ ثَمَنًا قَلِيلًا ۙ أُوْلَٰٓئِكَ مَا يَأْكُلُونَ فِى بُطُونِهِمْ إِلَّا ٱلنَّارَ وَلَا يُكَلِّمُهُمُ ٱللَّهُ يَوْمَ ٱلْقِيَٰمَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Поистине, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в писании и продают это задёшево, поедают то, что заполнит их животы только огнём. Аллах не будет говорить с ними в День Воскресения и не очистит их, и уготованы им мучительные страдания» (2:174)
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَآ أَنزَلْنَا مِنَ ٱلْبَيِّنَٰتِ وَٱلْهُدَىٰ مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّٰهُ لِلنَّاسِ فِى ٱلْكِتَٰبِ ۙ أُوْلَٰٓئِكَ يَلْعَنُهُمُ ٱللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ ٱللَّٰعِنُونَ
«Поистине, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные доводы и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в писании, проклинает Аллах и проклинают проклинающие» (2:159)
В этих аятах Господь приказывает мусульманам призывать людей к благу на основании знания и запрещает скрывать религиозную истину, называя это куфром.
Сокрытие истины было одной из отличительных особенностей иудеев, однако любой, кто совершит подобное деяние, точно также попадет в куфр, что выведет его за рамки Ислама.
Этот принцип подтверждается известным хадисом, в котором пророк сказал:
إِنَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوُا الْمُنْكَرَ وَلَا يُغَيِّرُونَهُ، يُوشِكُ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ أَنْ يَعُمَّهُمْ بِعِقَابِه
«Если люди видят порицаемое, но не исправляют его, то Аллах пошлёт на них всеобщую кару» (Ахмад 1, Тирмизи 2168, Абу Дауд 4338, Ибн Маджах 4053).
Важно отметить, что относительно этого приказа существуют и исключения. Так, не следует говорить что-то людям, если по преимущественному предположению это может привести к фитне или нанести Умме иной большой вред.
Также не следует говорить мусульманину что-то из религии в случае, если по причине своих малых знаний и неподготовленности, в данный момент он не способен правильно понять сказанное.
Именно по этой причине ученые, обладающие глубокими знаниями, иногда не поднимают вопросы, публичное обсуждение которых в среде простых мусульман может привести к фитне. Для всего должно быть своё место и своё время.
Так, имам Бухари передал слова Али ибн Аби Талиба, который говорил:
حدثوا الناس بما يعرفون أتحبون أن يكذب الله ورسوله
«Говорите людям то, что они поймут! Разве вы желаете, чтобы Аллаха и Его Посланника отвергли?!» (Бухари 1/94).
Ибн Мас’уд говорил:
مَا أَنْتَ بِمُحَدِّثٍ قَوْماً حَدِيثاً لَا تَبْلُغُهُ عُقُولٌ إِلَّا كَانَ لِبَعْضِهِمْ فِتْنَةً
«Какой бы хадис ты не рассказывал людям, обязательно какой-то части людей он послужит фитной» («Мукаддима» к «Сахих» имама Муслима).
Именно по этой причине Хузейфа и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, не рассказывали всем подряд хадисов, повествующих о грядущей фитне и сражениях между мусульманами.
Кроме того, сам посланник Аллаха запретил Муазу Ибн Джабалю передавать людям хадис с радостной вестью о том, что Аллах не будет наказывать тех, кто не приобщает к Нему ничего в сотоварищи.
На вопрос сподвижника: «О Посланник Аллаха, так не порадовать ли мне этой вестью людей?»
Пророк ответил:
لاَ تُبَشِّرْهُمْ، فَيَتَّكِلُوا
«Не надо радовать, так как они (будут) полагаться (только на это)» (Бухари 2856, 6267, 6500 и 7373, Муслим 30).
Другой важной основой является следующее:
- Если человек не знает чего либо из религии, то он должен молчать и не говорить без довода
В наше время часто бывает, что люди говорят без знания и запрещают то, чего не запретили ни Аллах, ни Его посланник, либо, наоборот, приказывают то, к чему мусульмане не были обязаны. В таком случае обладателям знания следует разъяснять истину, не смотря на возможные порицания со стороны многочисленных невежд.
По этой же причине следует пресекать любые религиозные нововведения, которые, к сожалению, получили распространение среди людей.