Арабское слово — شَكٌّ — «шакк» переводится как «сомнение».
Аллах говорит в Коране:
أَلَمْ يَأْتِكُمْ نَبَأُ الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ قَوْمِ نُوحٍ وَعَادٍ وَثَمُودَ وَالَّذِينَ مِن بَعْدِهِمْ لَا يَعْلَمُهُمْ إِلَّا اللَّهُ جَاءَتْهُمْ رُسُلُهُم بِالْبَيِّنَاتِ فَرَدُّوا أَيْدِيَهُمْ فِي أَفْوَاهِهِمْ وَقَالُوا إِنَّا كَفَرْنَا بِمَا أُرْسِلْتُم بِهِ وَإِنَّا لَفِي شَكٍّ مِّمَّا تَدْعُونَنَا إِلَيْهِ مُرِيبٍ
«Разве до вас не дошли вести о народе Нуха, адитах и самудянах? И тех, кто жил после них? Никто, кроме Аллаха, не ведает о них. К ним приходили посланники с ясными знамениями, но они клали пальцы в рот и говорили: «Мы не веруем в то, с чем вы посланы, и нас терзают смутные сомнения [шакк] относительно того, к чему вы призываете»» (14:9)
قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِن كُنتُمْ فِي شَكٍّ مِّن دِينِي فَلَا أَعْبُدُ الَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ وَلَكِنْ أَعْبُدُ اللَّهَ الَّذِي يَتَوَفَّاكُمْ وَأُمِرْتُ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ
«Скажи: «О люди! Если вы сомневаетесь [шакк] в моей религии, то ведь я не поклоняюсь тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Я поклоняюсь Аллаху, Который умертвит вас, и мне приказано быть одним из верующих»» (10:104)
Таким образом мы видим, что Аллах описывает кафиров таким качеством, как сомнение в том, к чему призывали пророки.
Например, если человек сомневается в существовании ангелов или джиннов, сомневается в том, что Аллах его воскресит и рассчитает в Судный День, или же сомневается в любой другой информации, которую он узнал из Откровения, то такой является кафиром по причине своего сомнения.
И это так, даже если он будет называть себя мусульманином, говорить «ля иляха илля лЛах» и совершать намаз.
Поэтому, очень важно постоянно следить за состоянием своего сердца и не допускать присутствия в нём каких-либо сомнений относительно истинности Ислама и всей той информации, которую мы узнаем из Корана и достоверной Сунны.
Куфр сомнения (шакк) — это куфр, который проявляется главным образом в деяниях сердца. Окружающие могут даже не догадываться, что человек сомневается в чём-то, однако об этом знает он сам, а также Аллах, ведь Ему ведомо всё о положении наших сердец.
Приведем ещё один, более тонкий, пример куфра сомнения. Аллах говорит в Коране:
وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85)
Среди тех, кто причисляют себя к Исламу, есть такие, которые даже услышав этот и другие подобные по смыслу аяты, сомневается в их истинности и допускают, что христиане (или любые другие, кто не причисляют себя к Исламу) тоже могут попасть в Рай, говоря, что ведь они тоже верят в Бога, так неужели они окажутся в Огне?
Тем самым они впадают в куфр шакк и аннулируют свой иман, даже если они держат пост, совершают намаз и произносят шахаду.
Относительно любой информации, которую мы узнаем из Корана и Сунны, у нас обязательно должно формироваться твердое её подтверждение, которое не допускает никаких сомнений.
Такая убежденность является условием действительности имана, как об этом сказал Аллах в Коране:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا
«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (49:15)
Да и как может быть иначе, ведь:
وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ اللَّهِ حَدِيثًا
«Чья речь правдивее речи Аллаха?» (4:87)