Права Ислама на человека

Главная задача человека — это получить довольство Аллаха. Но как можно получить довольство нашего Создателя?


Наш Telegram канал

Единственный способ получить довольство Аллаха — это религия. И единственной религией, которую принимает Аллах, является Ислам.

Только Ислам является путем к Аллаху и Его довольству. И как человек относится к Исламу, так он относится и к своему Господу.

Итак, Ислам является средством достижения довольства Аллаха, но что человек должен делать для Ислама?

На каждого человека возложено выполнение прав Ислама. И если человек выполнит эти права, то получит довольство Аллаха.

Четыре основных права Ислама, которые должен выполнить человек:

  • Изучать Ислам
  • Действовать по Исламу, поступая в соответствии с теми знаниями, которые получает
  • Распространять знание, передавая его как мусульманам, так и немусульманам
  • Усердствовать для возвышения Ислама

Эти четыре права Ислама возложены на каждого человека! При этом невозможно возвышать Ислам, действовать по знаниям и передавать их, пока человек не получил эти знания.

Философия, слепое следование (таклид), разногласия и другие заблуждения — происходят именно по той причине, что многие преподают Ислам без знания довода из Кур’ана и Сунны. Такие люди не смогут принести пользы, поскольку у них нет настоящих знаний. Подобная деятельность ведёт только к заблуждениям, нововведениям, разногласиям и взаимной неприязни.

Решением всех этих проблем является правильное понимание Ислама. Знание — это понимание Кур’ана и хадиса, в то время как всё остальное — это способы к его получению.

Изучение арабского языка, жизнеописания пророка ﷺ (сира), истории и т.д. — всё это способы к получению знания. Но есть люди, которые изучают именно эти способы, но не сами знания. Десятки лет люди тратят на то, чтобы изучить эти предметы, но на Кур’ан и Сунну у них времени не остаётся.

Необходимо понимать, что знания делятся на два вида: обязательные и желательные. Если дело, на которое указывает знание, является обязательным, то такое знание обязательно нужно приобрести. Если же дело желательное, то знать его — лишь желательно.

Например, в каждом ракаате намаза необходимо обязательно делать по два саджда, из чего следует, что знать об этом — тоже обязательно, потому как незнание в этом вопросе обернется грехом.

Аллах приказал людям получать обязательное знание. Так, передается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

طلبُ العلمِ فَريضةٌ على كلِّ مسلمٍ

«Приобретение знания является обязанностью для каждого мусульманина!» (Ибн Маджах 224 и др. Шейх Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 72).

Поэтому человек не сможет сказать в Судный День, что он не знал этого, потому как Аллах приказал ему получать обязательные знания в первую очередь. А такие дела, как шевеление пальца во время ташаххуда — это желательные знания, и если человек не знал об этом деле, то на нём не будет греха, а если знал и совершал это — то получит награду.

Ислам обязал человека знать правильные убеждения. Нужно знать, что существуют общие знания об убеждения и знания детальные.

Каждому мусульманину является обязательным знать основы, которые являются условиями правильного убеждения, в то время как знать подробности и детали — лишь желательно.

Например, человек обязан знать, что у Аллаха есть создания, именуемые ангелами. Если человек не знает об этом, то совершает грех, потому как вера в ангелов входит в условия правильного убеждения и относится к общим знаниям об убеждении.

А когда человек не знает, что пророк ﷺ видел ангела Джибриля, у которого было столько-то крыльев, то это является упущением в детальных знаниях, которые являются желательными. В таком случае, никто не может сказать, что у такого человека неправильные убеждение, поскольку он не знает об этих деталях. И подобных вопросов существует множество.

Например, не все знают, что каждую пятницу ангелы приходят в мечеть, садятся у дверей, открывают тетрадь и записывают кто и когда пришёл: тот, кто пришёл раньше — получает большую награду, нежели чем тот, кто пришёл позже.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:

إذا كان يوم الجمعة كان على كل باب من أبواب المسجد ملائكة يكتبون الأول فالأول فإذا جلس الإمام طووا الصحف وجاؤوا يستمعون الذكر ومثل المهجر الذي يهدي البدنة ثم كالذي يهدي بقرة ثم كالذي يهدي الكبش ثم كالذى يهدي الدجاجة ثم كالذي يهدي البيضة

«С наступлением пятницы у каждой двери мечети располагаются ангелы, которые одного за другим записывают приходящих, когда же имам усаживается на минбаре, ангелы сворачивают свои свитки и являются (в мечеть), чтобы послушать слова поминания Аллаха. Человек, который придёт в мечеть заблаговременно, будет подобен тому, кто принесёт в жертву Аллаху верблюда; тот, кто придёт на молитву позже, будет подобен тому, кто принесёт в жертву Аллаху корову; тот, кто придёт ещё позже, будет подобен тому, кто принесёт в жертву Аллаху барана; тот, кто придёт ещё позже, будет подобен тому, кто принесёт в жертву Аллаху курицу, а тот, кто придёт ещё позже, будет подобен тому, кто принесёт в жертву Аллаху яйцо» (Ахмад 2/239, 259, 263, 280 и 505, Бухари 929 и 3211, Муслим 850, Дарими 1544, Насаи 3/98 и Ибн Маджах 1092).

Этот хадис относится к знанию об ангелах, однако если человек не знает его, то это не делает его неверующим, потому как в этом хадисе заключены знания о деталях, знание о которых не является обязательным.

Вместе с этим, человек обязательно должен знать условия правильного убеждения и придерживаться их.

Есть люди, которые по 10-15 лет изучают акыду (убеждения), но не Кур’ан. Это — обман шайтана, потому как сподвижники и табиины объясняли основы акыды буквально за день!

Акыда / عَقِيدَةٌ / — это знание и согласие. «Укдах« / عُقْدَةٌ / — узел, а «акада» / عَقَدَ / это завязывать. То есть акыда — это когда человек связал свой мозг с информацией, которая пришла от Аллаха и не проявляет к ней ни малейшего сомнения. Акыда — это когда человек не сомневается в том, что доказано от пророка ﷺ, принимает Ислам и говорит «ля иляха илляЛлах, Мухаммадун РасулюЛлах» (нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха).

Общее знание в акыде называется «муджмаль» / مُجْمَلٌ /, а подробное — «муфассаль» / مُفَصَّلٌ /. Эти знания сподвижники пророка получали через Кур’ан: сначала они понимали общие знания акыды, а затем уже изучали акыду подробно (Таухид и другие вопросы).

Метод сподвижников (манхадж) — изучать акыду в оригинале, посредством Кур’ана. Сразу после того, как человек понял основы акыды, в этот же день он должен начать совершать намаз, хотя при этом детали намаза ему знать не обязательно (например, какие зикры существуют в намазе или после него). И не нужно тратить несколько лет на изучение акыды, а затем — еще несколько лет, для того чтобы изучить все тонкости совершения намаза, а только после всего этого уже начинать совершать молитву.

Если человек понял акыду в общем, то он обязан совершать намаз, выплачивать закят, соблюдать пост в месяце Рамадан и совершать хадж, если у него есть возможность.

Человек обязательно должен знать суру «Фатиха», поскольку за незнание этой суры он получает грех. Но если при этом он не знает другие зикры, то за это на нём греха не будет.

Изучать Кур’ан — обязательно, и поэтому те люди, которые не изучают Кур’ан — получают грех. Знание Кур’ана — это фард (обязательно), и те люди, которые думают, что можно ограничиться теми книгами что у них есть помимо Кур’ана, чтобы попасть в Рай — ошибаются.

Помимо этого, человек должен знать цель Кур’ана и выполнять его права. Человеку необходимо знать, для чего он создан и что необходимо делать, чтобы получить довольство своего Господа. Невозможно получить знания Таухида и акыды без понимания Кур’ана.

При этом наша религия — это не только знание, но и его практическая реализация: человек должен действовать согласно Кур’ану. Как только человек получил знания, в этот же день он должен действовать в соответствии с этими знаниями и распространять их. И не нужно ждать, пока вы получите все знания Ислама. Весь Ислам знал только пророк Мухаммад ﷺ!

Так, например, были такие вопросы, которые не знали даже Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах. Иными словами, если человек получил какое-то знание и понял его (например, первый аят суры «Фатиха»), то он должен действовать в соответствии с этим знанием и рассказать об этом другим не откладывая этого на потом.