Надежда как поклонение

Аллах говорит в Коране, что надежда на Него — это неотъемлемый атрибут верующего человека, в то время как отсутствие такой надежды указывает на куфр.


Наш Telegram канал

Так, Господь говорит, описывая верующих:

تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ

«Они отрывают свои бока от постелей, молясь своему Господу со страхом и надеждой, и жертвуют из того, чем Мы их наделили» (32:16)

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«Воистину, в посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на последний день и много поминает Аллаха» (33:21)

فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

«Пусть тот, кто надеется на встречу со своим Господом, совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110)

وَأَخِيهِ وَلَا تَيْأَسُوا مِن رَّوْحِ اللَّهِ إِنَّهُ لَا يَيْأَسُ مِن رَّوْحِ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ

«И не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие [кафиры]» (12:87)

При этом важно понимать, что в этих аятах имеется в виду именно такая надежда, которая не имеет прямой причинно-следственной связи.

В качестве примера можно привести надежду на прощение грехов, на исцеление от болезни, на расширение жизненного удела и так далее. Такую надежду можно направлять только к Аллаху!

Если же причинно-следственная связь присутствует, то такую надежду можно направлять и к творениям, поскольку она не является поклонением.

В качестве надежды, которая имеет очевидную причинно-следственную связь, можно привести надежду отца на то, что сын поможет ему с ремонтом квартиры, или надежду матери на то, что сын не забудет на обратном пути с работы купить буханку хлеба, о которой она его просила и так далее.

Резюмируя можно сказать, что надеяться в делах, на которые способен только Аллах, можно только на Него Одного. Такая надежда является поклонением, а поэтому, если направить её к кому-то ещё, то это деяние будет ширком, который аннулирует иман человека.

Важно понимать, что отсутствие надежды на Аллаха аннулирует иман человека. Всё дело в том, что именно надежда на прощение грехов и на Милость Аллаха — является одной из важнейших причин, которые побуждают человека к подчинению своему Господу и усердию ради обретения Его довольства, без чего иман невозможен.

Господь Миров создал человека для поклонения, поэтому человеческое сердце устроено так, что оно в любом случае должно на кого-то надеяться. И если человек не надеется должным образом на Аллаха, то он начинает направлять свою надежду к кому-то иному, совершая тем самым ширк.

Аллах говорит в Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милующий»» (39:53)

Давайте обратим на этот аят пристальное внимание и поразмышляем над ним: Аллах описывает тех, которые отчаялись в Его Милости, излишеством и тут же описывает Себя как Прощающего, который способен простить любой грех. К кому направлен этот аят?

Этот и многие другие подобные аяты направлены к мушрикам, которые сомневаются в Милости своего Господа и имеют убеждения о том, что поскольку они люди грешные, Аллах якобы не услышит их мольбы и не ответит.

Такое порочное мнение о своем Господе подталкивает их к тому, чтобы искать иные способы «усилить» свои дуа для того, чтобы они всё-таки дошли до Творца. И именно это приводит к тому, на чём были мушрики всех времен: они начинают брать себе посредников из числа аулия, которых они просят о том, чтобы они донесли их мольбы до Господа Миров. Это Аллах и назвал излишеством.

Всевышний говорит о таких в аяте:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ

«Знайте же, верить в Аллаха полагается искренне, [не придавая Ему сотоварищей]. А те, которые взяли себе покровителей вместо Него, [говорят]: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чём они были несогласны. Поистине, Аллах не ведёт верным путём тех, кто лжив и не верует» (39:3)

Именно по этой причине все пророки, которых посылал Аллах к их соплеменникам, в первую очередь объясняли безграничную Милость Господа и призывали свои народы к тому, чтобы они оставили поклонение посредством дуа посредникам и начали просить Аллаха напрямую.

Только Аллах может устроить любое дело человека как в этой дунья, так и в ахира, а поэтому надежда на его благой исход должна быть направлена исключительно к Творцу.

Только Он:

  • Наделяет уделом
  • Исцеляет
  • Дарует потомство
  • Решает любые, казалось бы нерешаемые, проблемы
  • Помогает одержать победу
  • Уберегает от вреда
  • Прощает грехи

В качестве примеров ширка, можно привести надежду на то, что какой-то устаз или аулия может расширить удел, исцелить или отсрочить момент смерти.