Мольба (дуа) как поклонение

Мольба (дуа) — это вид поклонения, которому нужно уделить особое внимание. Недаром сказал посланник Аллаха ﷺ:


Наш Telegram канал

الدُّعاءُ هُوَ العبادَة‏

«Дуа — это поклонение» (Абу Дауд 1479, ан-Насаи 11464, Ибн Маджах 3828, Ибн Хиббан 890, ат-Тирмизи 2969, 3247 и 3372 и другие).

Аллах в Коране многократно приказывает обращаться с мольбами только к Нему, называя мольбу к кому-либо другому заблуждением и ширком. Вот лишь некоторые из таких аятов:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

«Мечети принадлежат Аллаху. Не молитесь же никому наряду с Аллахом» (72:18)

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ

«Ваш Господь сказал: «Молитесь Мне, и Я отвечу вам. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (40:60)

لَهُ دَعْوَةُ الْحَقِّ وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ لَا يَسْتَجِيبُونَ لَهُم بِشَيْءٍ

«К Нему обращён истинный призыв. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им» (13:14)

وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُو مِن دُونِ اللَّهِ مَن لَّا يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَهُمْ عَن دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ

«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые молятся вместо Аллаха тем, кто не ответит им до Дня Воскресения и даже не знает об их зове?!» (46:5)

Следует отметить, что арабское слово —  دُعَاءٌ — дуа, переводится как «мольба» или «просьба», а поэтому может употребляться и в случае, когда один человек просит о что-то другого. В пример можно привести аяты:

قَالَ مَا مَكَّنِّي فِيهِ رَبِّي خَيْرٌ فَأَعِينُونِي بِقُوَّةٍ أَجْعَلْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ رَدْمًا

«Он [Зу-ль-Карнайн] сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними могучую преграду» (18:95)

فَلَمَّا أَحَسَّ عِيسَى مِنْهُمُ الْكُفْرَ قَالَ مَنْ أَنصَارِي إِلَى اللَّهِ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ نَحْنُ أَنصَارُ اللَّهِ

«Когда ‘Иса почувствовал в них неверие [куфр], он сказал: «Кто поможет мне вместе с Аллахом?» Апостолы сказали: «Мы поможем Аллаху»» (3:52)

Мы видим как в этих аятах Зу-ль-Карнайн и Иса обращаются с просьбой к находящимся поблизости людям и Аллах не порицает этого, что согласуется и со здравым смыслом, а также традицией всех людей. Очевидно, что подобная просьба не является поклонением.

Проанализировав аяты и хадисы на тему дуа, можно сделать следующие выводы:

  • Дуа — является лучшим и наиболее любимым для Аллаха поклонением, которое Он выбрал только для Себя
  • Не запрещается человеку просить о чем-либо другого человека, если он слышит просьбу и потенциально способен её выполнить

Если же человек будет просить о чем-то, на что способен только Аллах (например простить грехи, отвести беду, даровать детей или долголетие) или же будет просить отсутствующего так, что не будет соблюдаться причинно-следственная связь (например просить мертвых аулия, пророков, ангелов, джиннов и так далее), то такая просьба будет является поклонением и, соответственно, ширком, поскольку подобные просьбы разрешено направлять только к Аллаху.

Так, Аллах говорит в Коране:

وَلَا تَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ لَهُ الْحُكْمُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Не молись другим божествам наряду с Аллахом. Нет божества, кроме Него! Всё погибнет, кроме Его Лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (28:88)

وَإِذَا مَسَّ الْإِنسَانَ ضُرٌّ دَعَا رَبَّهُ مُنِيبًا إِلَيْهِ ثُمَّ إِذَا خَوَّلَهُ نِعْمَةً مِّنْهُ نَسِيَ مَا كَانَ يَدْعُو إِلَيْهِ مِن قَبْلُ وَجَعَلَ لِلَّهِ أَندَادًا لِّيُضِلَّ عَن سَبِيلِهِ قُلْ تَمَتَّعْ بِكُفْرِكَ قَلِيلًا إِنَّكَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ

«Когда с человеком случается беда, он начинает молиться своему Господу, раскаиваясь, а потом, когда [Аллах] одаряет его благом от Себя, он забывает, кому он молился прежде, и равняет других с Аллахом, чтобы сбить [людей] с Его пути. Скажи: «Попользуйся своим неверием недолго. Поистине, ты будешь среди обитателей огня»» (39:8)

В этих аятах Аллах запрещает направлять наши мольбы к кому-то помимо Него, называя это ширком и неблагодарностью по отношению к Нему.

И действительно, как можно просить кого-то другого, когда Тот, в чьих Руках вся власть над мирозданием, слышит нас и способен решить любую нашу проблему, и при этом приказывает просить только Его?!

Поистине, пренебрежение этим приказом и направление мольб к кому-то другому является великой глупостью, неблагодарностью и несправедливостью!

Зачем просить тех, кто не обладают возможностями решить даже свои проблемы, не говоря уже о чужих?!

И тут мы плавно подходим к ошибке в понимании вопроса о дуа, которую совершали мушрики со времен народа Нуха, мир ему. Именно это недоразумение и были призваны исправить в людях пророки, обучив их таухиду. Аллах говорит в Коране, описывая порочную логику мушриков:

أَلَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ

«Знайте же, верить в Аллаха полагается искренне, [не придавая Ему сотоварищей]. А те, которые взяли себе покровителей вместо Него, [говорят]: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чём они были несогласны. Поистине, Аллах не ведёт верным путём тех, кто лжив и не верует» (39:3)

То есть мушрики полагали, что поскольку они — простые грешные люди, то Аллах якобы может не услышать их мольбы, оставив их без ответа. По этой причине, они начинают искать себе посредников из числа мертвых праведников (устазы, пиры, аулия), которые якобы находятся поблизости от Господа и могут передать Ему их молитвы, как бы походатайствовав тем самым за просящего и увеличив тем самым вероятность того, что Господь примет их молитву.

Как итог, мушрики начинают направлять свои дуа этим посредникам, привязываются к ним свои сердцами, начинают их любить и надеяться на них так, как это можно делать только по отношению к Аллаху. А ведь это и есть настоящий ширк! Господь так описывает их положение:

ذَلِكُم بِأَنَّهُ إِذَا دُعِيَ اللَّهُ وَحْدَهُ كَفَرْتُمْ وَإِن يُشْرَكْ بِهِ تُؤْمِنُوا فَالْحُكْمُ لِلَّهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ

«Это потому, что, когда молились одному Аллаху, вы не веровали, а когда к Нему приобщали сотоварищей, вы верили. Решение принимает только Аллах, Высокий, Великий» (40:12)

Далее Всевышний объясняет, что надеяться на заступничество перед ним таких посредников является ошибкой и глупостью, поскольку:

وَلَا يَمْلِكُ الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِهِ الشَّفَاعَةَ إِلَّا مَن شَهِدَ بِالْحَقِّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«Те, кому вы молитесь вместо Него, не владеют заступничеством, кроме тех, которые засвидетельствовали истину и знают это» (43:86)

قُل لِّلَّهِ الشَّفَاعَةُ جَمِيعًا لَّهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Скажи: «Заступничество целиком принадлежит Аллаху. Ему принадлежит власть над небесами и землёй, и к Нему вы будете возвращены»» (39:44)

وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّن يَدْعُو مِن دُونِ اللَّهِ مَن لَّا يَسْتَجِيبُ لَهُ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَهُمْ عَن دُعَائِهِمْ غَافِلُونَ

«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые молятся вместо Аллаха тем, кто не ответит им до Дня Воскресения и даже не знает об их зове?!» (46:5)

أُولَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا

«Те, кому они молятся, сами ищут близости к своему Господу [и хотят знать], кто из них ближе. Они надеются на Его милость и боятся Его наказания. Поистине, наказания твоего Господа надлежит остерегаться» (17:57)

Действительно, как могут помочь мертвые праведники, в то время как они мертвы и не слышат обращённые к ним мольбы?! Да и заступничество начнется только после Судного Дня, о чём отчетливо говорится в Коране и Сунне. При этом Аллах позволит заступаться только за мусульман, которые не совершали ширк при жизни.

Получается что мушрики, в стремлении приблизиться к Аллаху посредством аулия, обращают к ним свои молитвы и просят их заступиться за них перед Аллахом — совершают тем самым ширк, аннулируют свой иман и лишают себя всякой возможности на истинное заступничество, которое начнется по милости Аллаха только в Судный День.

Именно эту их ошибку и разъясняли все пророки своим народам!

Если вы когда-либо молили о чем-то пророка, ангелов, мертвых устазов, аулия или кого бы то ни было кроме Аллаха, то поспешите принести Аллаху покаяние за этот великий грех, очистившись тем самым от ширка и впредь просите только у Него!

وَأَنِيبُوا إِلَى رَبِّكُمْ وَأَسْلِمُوا لَهُ مِن قَبْلِ أَن يَأْتِيَكُمُ الْعَذَابُ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ

«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему прежде, чем мучения постигнут вас — и после этого никто не поможет вам» (39:54)

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милующий»» (39:53)