Описывая верующих, Господь Миров говорит в Коране:
وَلَكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ أُولَئِكَ هُمُ الرَّاشِدُونَ
«… Но Аллах привил вам любовь к иману, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие [куфр], нечестие и неповиновение [грехи]. Таковы идущие правым путем» (49:7)
Из этого аята становится понятно, что любовь к иману, а также ненависть к грехам и куфру — являются условиями действительности имана.
Соответственно, отсутствие любви к иману и ненависти к ослушанию Аллаха — являются куфром, который аннулирует иман человека.
Передается от Анаса ибн Малика, что пророк ﷺ сказал:
ثَلاَثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلاَوَةَ الإِيمَانِ: أَنْ يَكُونَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا، وَأَنْ يُحِبَّ المَرْءَ لاَ يُحِبُّهُ إِلَّا لِلَّهِ، وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ فِي الكُفْرِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ
«Почувствует сладость имана тот, у кого будут иметься (эти) три (качества):
- Чтобы Аллах и Его посланник были больше всего любимы ему
- Чтобы любил он человека не иначе как только ради Аллаха
- Чтобы ненавистно было ему возвращение в неверие также, как ненавистно бросание его в огонь»
(аль-Бухари 16, Ахмад 11491, Муслим 43, ан-Насаи 4987, ат-Тирмизи 2624).
Из этого хадиса понимается, что ненависть к куфру является условием имана.
Посланник Аллаха ﷺ также сказал:
مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ
«Если кто-то из вас увидит порицаемое, то пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем — и это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим 49, Абу Дауд 1140 и 4340, ат-Тирмизи 2172).
Из хадиса понимается, что если человек не испытывает ненависти к совершению греха в сердце, когда видит, что кто-то ослушается Аллаха, то это указывает на полное отсутствие у него имана.
На этот же смысл указывает и аят:
وَقَدْ نَزَّلَ عَلَيْكُمْ فِي الْكِتَابِ أَنْ إِذَا سَمِعْتُمْ آيَاتِ اللَّهِ يُكْفَرُ بِهَا وَيُسْتَهْزَأُ بِهَا فَلَا تَقْعُدُوا مَعَهُمْ حَتَّى يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ إِنَّكُمْ إِذًا مِّثْلُهُمْ إِنَّ اللَّهَ جَامِعُ الْمُنَافِقِينَ وَالْكَافِرِينَ فِي جَهَنَّمَ جَمِيعًا
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберëт вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне» (4:140)
То есть нельзя мириться с тем, что кто-то произносит слова куфра и сидеть с ними, что свидетельствует об отсутствии ненависти к куфру в сердце человека.
Здесь необходимо обратить пристальное внимание на очень важную тонкость: как нужно правильно понимать, что такое «отсутствие ненависти к греху», которое является куфром.
Любой грех делится на две составляющие:
- Ослушание приказа Аллаха
- Само действие, которое представляет собой совершение греха
Так, например, любитель выпить спиртное, употребляя вино, совершает запретное действие, посредством чего ослушается Аллаха.
Здесь существуют два аспекта:
1) Если человек любит само вино (а каждый грешник любит предмет своего греха), но при этом сожалеет о том, что ослушается тем самым Аллаха, хотел бы для себя оставление этого греха и не хотел бы его распространения в обществе — то его проступок является грехом и НЕ является куфром.
2) Если же он, употребляя это вино, любит само нарушение приказа Аллаха, любит, когда другие люди совершают это действие и желает, чтобы это ослушание распространялось в обществе — то это уже куфр.
Иными словами, если человеку нравится ослушание Аллаха, то это — куфр, а если ему нравится само действие, но, при этом, ему не нравится то, что он ослушается своего Господа, то это является грехом.
Понимание этой тонкости является крайне важным знанием!
Доводом на это разделение служит, в частности, аят:
زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ الشَّهَوَاتِ مِنَ النِّسَاءِ وَالْبَنِينَ وَالْقَنَاطِيرِ الْمُقَنطَرَةِ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ وَالْخَيْلِ الْمُسَوَّمَةِ وَالْأَنْعَامِ وَالْحَرْثِ ذَلِكَ مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَاللَّهُ عِندَهُ حُسْنُ الْمَآبِ
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям [страстям], доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (3:14)
Аллах говорит, что в каждом человеке заложена любовь к имуществу, противоположному полу и иным вещам. Вопрос лишь в том, удержит ли себя человек от запретных вариантов удовлетворения этих желаний в пользу дозволенных или нет.
В этом отношении все люди делятся на три группы:
1) Если человек испытывает желание по отношению к запретным вещам и ему нравится сам предмет греха (например алкоголь или запретная интимная близость), но при этом он удерживает себя от них, зная что они запрещены Аллахом и боясь Его Гнева, то это даже не грех и за это он получит награду.
2) Человеку нравятся запретные вещи и он совершает их, зная при этом что это — неправильно и грех, а также сожалея что тем самым ослушается Аллаха. Такой — грешник.
3) Человеку нравится ослушаться Аллаха, он не считает совершение запретных вещей грехом и не испытывает неприязни к ослушанию Господа. Такой совершает тем самым куфр даже в том случае, если не совершает сами эти грехи.
В пример можно привести женатого человека, который удовлетворен своей женой, а поэтому не ищет любовниц. При этом он, однако, спокойно смотрит на то, как это делают остальные, и не считает, что в этом ослушании Аллаха есть какая-то проблема. Такой — кафир при том, что сам он зина не совершает.
Из этого вытекает важный вывод: мусульманину мало не грешить самому, ему также нужно обязательно испытывать ненависть к ослушанию Аллаха и к грехам, которые совершают люди (не к самим людям!).
Мусульманин должен, по возможности, бороться с распространением грехов в обществе посредством своей руки, языком или, по меньшей мере, порицая их сердцем. Это является условием действительности имана человека.