Новая, более подробная версия статьи: Праздничный намаз
Временем совершения праздничной молитвы является период с момента после восхода солнца на высоту копья и до зенита.
Является Сунной отправляться на намаз по случаю праздника Разговления (‘ид аль-Фитр), что-нибудь предварительно покушав.
Так, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يغدو يوم الفطر حتى يأكل تمرات
«В день Разговения посланник Аллаха ﷺ никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников» (Бухари 953).
До совершения праздничной молитвы необходимо раздать закят аль-Фитр, о чём мы уже говорили в прошлой публикации.
Праздничный намаз посланник Аллаха ﷺ совершал на специально предназначенной для этого открытой площадке (не в мечети).
Так, Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَخْرُجُ يَوْمَ الْفِطْرِ وَالأَضْحَى إِلَى الْمُصَلَّى، فَأَوَّلُ شَيْءٍ يَبْدَأُ بِهِ الصَّلاَةُ ثُمَّ يَنْصَرِفُ، فَيَقُومُ مُقَابِلَ النَّاسِ، وَالنَّاسُ جُلُوسٌ عَلَى صُفُوفِهِمْ، فَيَعِظُهُمْ وَيُوصِيهِمْ وَيَأْمُرُهُمْ
«В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха ﷺ всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их, давать им свои наставления и веления» (Бухари 956).
Из этого хадиса мы также понимаем, что праздничная молитва совершается перед хутбой, а не после неё, как это обычно бывает по пятницам.
При этом присутствовать на хутбе после праздничного намаза является желательным, но необязательным делом, поскольку передается от АбдуЛлаха ибн Саиба, да будет доволен им Аллах:
شَهِدْتُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْعِيدَ فَلَمَّا قَضَى الصَّلاَةَ قَالَ: إِنَّا نَخْطُبُ فَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يَجْلِسَ لِلْخُطْبَةِ فَلْيَجْلِسْ وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يَذْهَبَ فَلْيَذْهَبْ
«Я присутствовал во время праздничной молитвы с посланником Аллаха ﷺ, и после молитвы он сказал:
«Поистине, мы сейчас будем читать проповедь (хутбу), и кто желает остаться — пусть садится, а кто желает уйти — пусть уходит»» (Абу Дауд 1157).
При этом не установлено, чтобы праздничную хутбу пророк разделял на две части, как это он делал по пятницам.
Ещё одной особенностью праздничной молитвы является то, что она совершается без оглашения азана и икамы, о чём нам известно со слов Ибн Аббаса и Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими:
لم يكن يؤذن يوم الفطر ولا يوم الأضحى
«Не дается азан (во время праздничной молитвы) ни в день Разговления, ни в день Жертвоприношения» (Бухари 960).
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَلَّى الْعِيدَ بِلاَ أَذَانٍ وَلاَ إِقَامَةٍ
«Посланник Аллаха ﷺ совершал праздничную молитву без азана и без икамы» (Абу Дауд 1149).
Праздничный намаз состоит из двух ракаатов и НЕ совершаются никакие дополнительные Сунна намазы ни до, ни после него.
На это указывает хадис со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَلَّى يَوْمَ الْفِطْرِ رَكْعَتَيْنِ، لَمْ يُصَلِّ قَبْلَهَا وَلاَ بَعْدَهَا
«Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву Разговения из двух ракаатов и не совершал ни до, ни после нее никаких (других) молитв» (Бухари 964).
Что касательно количества такбиров, которые произносятся во время праздничной молитвы, то передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
التَّكْبِيرُ فِي الْفِطْرِ سَبْعٌ فِي الأُولَى وَخَمْسٌ فِي الآخِرَةِ وَالْقِرَاءَةُ بَعْدَهُمَا كِلْتَيْهِمَا
«В молитве Разговения семь такбиров в первом (ракаате) и пять во втором, а читать (суры) следует после них» (Абу Дауд 1153).
Также сказала Аиша, да будет доволен ею Аллах:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُكَبِّرُ فِي الْفِطْرِ وَالأَضْحَى فِي الأُولَى سَبْعَ تَكْبِيرَاتٍ وَفِي الثَّانِيَةِ خَمْسًا
«Посланник Аллаха ﷺ произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом ракаате семь такбиров, а во втором – пять» (Абу Дауд 1151).
Совершение семи такбиров (не считая открывающего молитву) в первом ракаате и пяти такбиров (не считая такбир, который произносится при вставании из первого саджда) во втором ракаате — является наиболее предпочтительным вариантом, относительно которого передаются слова Аиши, Абу Бакра, ‘Умара и ‘Али, да будет доволен всеми ими Аллах.
Вместе с этим, существуют и другие предания относительно количества такбиров в праздничных намазах, поэтому НЕ является порицаемым совершение иного их числа, о чём высказывались некоторые другие сподвижники.
Сунной также является звать принять участие в праздничной молитве и женщин, как это передается от Умм Атыйи, да будет доволен ею Аллах:
كُنَّا نُؤْمَرُ أَنْ نَخْرُجَ يَوْمَ الْعِيدِ، حَتَّى نُخْرِجَ الْبِكْرَ مِنْ خِدْرِهَا، حَتَّى نُخْرِجَ الْحُيَّضَ فَيَكُنَّ خَلْفَ النَّاسِ، فَيُكَبِّرْنَ بِتَكْبِيرِهِمْ، وَيَدْعُونَ بِدُعَائِهِمْ يَرْجُونَ بَرَكَةَ ذَلِكَ الْيَوْمِ وَطُهْرَتَهُ
«Нам было приказано выходить (на молитву) в праздничный день и мы брали с собой даже девственниц, которых (обычно скрывали) в домах, а также (брали с собой) тех, у кого были менструации, и они находились позади (совершающих намаз) людей. Такие женщины произносили такбиры вместе со всеми и обращались (к Аллаху) с мольбами, надеясь обрести благодать этого дня и (обрести) прощение грехов» (Бухари 971).