К сожалению, такая сильно порицаемая в Исламе черта как национализм, проникла настолько глубоко в Умму мусульман, что не обошла стороной даже вопросы никях.
Так, среди многих национальностей, получили широкое распространение обычаи (адаты), согласно которым, девушек из их числа принципиально не выдают замуж за мужчин других наций, считая это чем-то неприемлемым или даже позорным (для семьи девушки).
Ошибочность подобных взглядов мы уже разобрали в одной из предыдущих публикаций.
Здесь же считаю важным отметить, что уйти от этих порицаемых адатов является одной из приоритетных задач с точки зрения Ислама.
Прежде всего, нужно поговорить о том, связаны ли как-то Ислам и обычаи (традиции)? И как следует поступать, если какая-либо из традиций того или иного народа входит в противоречие с установлениями Ислама?
В Кур’ане приходит несколько аятов, в которых идёт отсылка к обычаям людей (урф). Среди них:
لِمَنْ أَرَادَ أَن يُتِمَّ الرَّضَاعَةَ وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях (по урфу)» (2:233)
وَلَا تَأْكُلُوهَا إِسْرَافًا وَبِدَارًا أَن يَكْبَرُوا وَمَن كَانَ غَنِيًّا فَلْيَسْتَعْفِفْ وَمَن كَانَ فَقِيرًا فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ
«Не ешьте его (имущество сирот) излишествуя и торопливо, прежде чем они вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости (по урфу)» (4:6)
وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ
«Живите с ними (со своими женами) достойно (по урфу)» (4:19)
В пророческой Сунне, посланник Аллаха ﷺ также обращается к обычаям, как это происходит, например, в хадисе:
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ الْمُثَنَّى حَدَّثَنَا يَحْيَى عَنْ هِشَامٍ قَالَ: أَخْبَرَنِي أَبِي عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ هِنْدَ بِنْتَ عُتْبَةَ قَالَتْ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أَبَا سُفْيَانَ رَجُلٌ شَحِيحٌ، وَلَيْسَ يُعْطِينِي مَا يَكْفِينِي وَوَلَدِي، إِلاَّ مَا أَخَذْتُ مِنْهُ وَهْوَ لاَ يَعْلَمُ فَقَالَ: خُذِي مَا يَكْفِيكِ وَوَلَدَكِ بِالْمَعْرُوفِ
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:
«Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала пророку ﷺ: «Поистине, Абу Суфьян — человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”.
(Пророк) сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно обычаю»» (Бухари 5364, Муслим 1714).
По Своей мудрости, Аллах поставил некоторые бытовые вопросы в зависимость от общепринятых средних обычаев людей той местности и того времени, для которых выносится суждение.
Связано это с тем, что с течением времени и в разных местностях жизнь людей может сильно различаться, в то время как Шариат подходит для каждого человека и во все времена. Поэтому, перепоручение меры некоторых бытовых вопросов обычаям людей (урфу) и даёт Шариату необходимую гибкость там, где это необходимо.
Так, например, сподвижники, да будет доволен всеми ими Аллах, во времена пророка ﷺ, принимали в пищу другие продукты и одевались совсем иначе, чем это делают сейчас мусульмане в Москве или Абу Даби, что очевидно для каждого. Соответственно и мера обеспечения жен сподвижниками была иная, нежели чем их мера обеспечения в наше время в экономически развитых странах.
Но означает ли это, что к адатам и традициям народов можно апеллировать в каждом вопросе? Конечно же нет!
Обращаться к урфу мы должны только в тех бытовых вопросах из религии, в которых это прямо предписано или с очевидностью подразумевается. Иными словами, обычаи и адаты не должны противоречить установлениям из религии Аллаха!
Такой подход обусловлен многочисленными доказательствами из Кур’ана и Сунны, некоторые из которых мы упомянем ниже.
Так, Аллах сказал в Кур’ане:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36)
أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ
«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)
В этих двух аятах Господь обобщенно порицает суждения, которые противоречат Исламу. Существует и ещё один аят, непосредственно касающийся темы нашего обсуждения:
وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ ٱتَّبِعُوا۟ مَآ أَنزَلَ ٱللَّـهُ قَالُوا۟ بَلْ نَتَّبِعُ مَآ أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ ءَابَآءَنَآ ۗ أَوَلَوْ كَانَ ءَابَآؤُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ شَيْـًٔا وَلَا يَهْتَدُونَ
«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет, мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов». А что если отцы их ничего не разумели и не следовали верным путём?» (2:170)
В этом благородном аяте Аллах порицает мушриков, которые предпочитали свои традиции установлениям Ислама.
Принципиально отказываясь выдавать своих дочерей или сестёр за парней других национальностей, в то время как сами невесты желают этого, их опекуны (уали) тем самым чинят несправедливость и поддерживают традицию, которая прямо противоречит Исламу!
При этом, в действительности, этот вопрос гораздо глубже и серьезнее, чем только несправедливость.
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
وَٱعْتَصِمُوا۟ بِحَبْلِ ٱللَّـهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا۟ ۚ وَٱذْكُرُوا۟ نِعْمَتَ ٱللَّـهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَآءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِۦٓ إِخْوَٰنًا
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по милости Его вы стали братьями» (3:103)
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَٰكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَىٰ وَجَعَلْنَٰكُمْ شُعُوبًا وَقَبَآئِلَ لِتَعَارَفُوٓا۟ ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ ٱللَّـهِ أَتْقَىٰكُمْ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — самый богобоязненный. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий» (49:13)
Господь миров называет братство в Исламе Своей милостью, побуждают верующих быть сплоченными и отрицает любое превосходство одних мусульман над другими, иначе как по причине богобоязненности.
Это же подтверждает и пророческая Сунна. Посланник Аллаха ﷺ сказал во время хутбы:
يا أيها الناس ألا إن ربكم واحد وإن أباكم واحد إلا لا فضل لعربي على أعجمي ولا لعجمي على عربي ولا لأحمر على أسود ولا أسود على أحمر إلا بالتقوى أبلغت قالوا بلغ رسول الله صلى الله عليه و سلم ثم قال أي يوم هذا قالوا يوم حرام ثم قال أي شهر هذا قالوا شهر حرام قال ثم قال أي بلد هذا قالوا بلد حرام قال فإن الله قد حرم بينكم دماءكم وأموالكم قال ولا أدري قال أو أعراضكم أم لا كحرمة يومكم هذا في شهركم هذا في بلدكم هذا أبلغت قالوا بلغ رسول الله صلى الله عليه و سلم قال ليبلغ الشاهد الغائب
«О люди! Поистине, Ваш Господь один, и ваш праотец один. И нет превосходство у араба над не арабом, и не араба над арабом. Как и нет превосходства белого человека над чёрным, и чёрного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности! Довёл я это до вас это?»
Люди сказали: «Довёл, посланник Аллаха!» Тогда он сказал:«Пусть же присутствующие известят об этом отсутствующих» (Ахмад 23536, Абу Ну’айм 3/100).
С другой стороны, широко известны хадисы, порицающие проявление национализма. Так, посланник Аллаха ﷺ сказал:
حدثنا عبد الله ثني أبي ثنا عبد الملك بن عمرو ثنا هشام بن سعد عن المقبري عن أبي هريرة أن النبي صلى الله عليه و سلم قال : ليدعن رجال فخرهم بأقوام إنما هم فحم من فحم جهنم أو ليكونن أهون على الله من الجعلان التي تدفع بأنفها النتن
«Либо люди прекратят кичиться своими предками, которые умерли и не являются ничем иным, кроме как углем Ада, либо они станут более презренными перед Аллахом, чем навозный жук, который окунается в испражнения своим носом» (Ахмад 10791, Абу Дауд 5116, Тирмизи 3955).
Есть и такие предания, где пророк выражал порицание тем, кто проявлял национализм, в максимально жесткой форме:
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ جَعْفَرٍ ، حَدَّثَنَا عَوْفٌ ، عَنِ الْحَسَنِ ، عَنْ عُتَيِّ بْنِ ضَمْرَةَ ، عَنْ أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ ، أَنَّ رَجُلًا اعْتَزَى بِعَزَاءِ الْجَاهِلِيَّةِ ، فَأَعَضَّهُ ، وَلَمْ يُكَنِّهِ ، فَنَظَرَ الْقَوْمُ إِلَيْهِ ، فَقَالَ لِلْقَوْمِ : إِنِّي قَدْ أَرَى الَّذِي فِي أَنْفُسِكُمْ ، إِنِّي لَمْ أَسْتَطِعْ إِلَّا أَنْ أَقُولَ هَذَا ، إِنّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » أَمَرَنَا إِذَا سَمِعْتُمْ مَنْ يَعْتَزِي بِعَزَاءِ الْجَاهِلِيَّةِ فَأَعِضُّوهُ ، وَلَا تَكْنُوا
‘Утай ибн Дамра рассказывал, что один человек стал кичиться своим родом подобно тому, как это делали (люди) во времена джахилии (невежества). Тогда ‘Утай велел ему укусить своего отца за член.
Находящиеся рядом из числа его окружения стали смотреть на него, и он спросил: «Вы порицаете это (сказанное мной)?! Воистину, я не буду проявлять в этом стеснения, никогда!
Воистину, я слышал, как пророк ﷺ говорил: «Если вы услышите, как человек проявляет величавость своим родом подобно тому, как это делалось во времена джахилии, то скажите ему укусить своего отца за член, и не говорите это в переносном смысле (из-за стеснения)!»» (Ахмад 21271, Насаи 8864).
Задумайтесь, что подталкивает опекунов наотрез отказывать женихам их подопечных из-за их «неподходящей» нации? В тоже время, зачастую, они готовы выдать их замуж за богатого земляка, который может быть явным фасиком (нечестивцем, грешником), но при этом являться представителем подходящего для них тейпа или нации.
Беспристрастный анализ указывает на то, что существует две основные причины к этому:
- Боязнь нарушить эту порочную традицию и навлечь на себя недовольство своих соплеменников из числа далеких от Ислама невежд
- Пренебрежение к людям другой нации, что является высокомерием
Обе этих причины являются ложными с точки зрения Ислама! Так, первая причина является очевидным проявлением джахилии и малодушия.
Здесь уместно упомянуть хадис, который передает Абу Зарр, да будет доволен им Аллах:
إني ساببت رجلا، فعيرته بأمه، فقال لي النبي صلى الله عليه وسلم: يا أبا ذر أعيرته بأمه إنك امرؤ فيك جاهلية، إخوانكم خولكم، جعلهم الله تحت أيديكم، فمن كان أخوه تحت يده فليطعمه مما يأكل، وليلبسه مما يلبس، ولا تكلفوهم ما يغلبهم، فإن كلفتموهم فأعينوهم
«Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью (он обратился к Билялю со словами «о сын чернокожей!»).
(Услышав это,) пророк ﷺ сказал мне: «О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества!»» (Бухари 30, Муслим 1661).
Один лишь устный попрек происхождением из другой нации посланник Аллаха ﷺ назвал джахилией. Тогда что вы думаете о ситуации, когда опекуны принципиально отказываются выдавать замуж своих подопечных за братьев из другой нации, считая это позором для всего рода и угрожая им в случае ослушания физической расправой? Поистине, это проявление крайней степени невежества и зульм!
Аллах в Кур’ане даёт приказ пророку, который ложится и на каждого из мусульман:
جَعَلْنَٰكَ عَلَىٰ شَرِيعَةٍ مِّنَ ٱلْأَمْرِ فَٱتَّبِعْهَا وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَآءَ ٱلَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
«Мы наставили тебя на путь к положениям (истинной Веры, которым доволен Аллах). Следуй им и не потакай прихотям тех, которые не знают!» (45:18)
Также, описывая верующих, Господь говорит что они:
وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَائِمٍ ذَلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاءُ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (5:54)
В свою очередь, про тех людей, которые безразличны к нарушению заповедей Аллаха, Господь говорит:
كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ
«Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (5:79)
А относительно высокомерия в Сунне приходят ещё более суровые предостережения.
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ قَالَ رَجُلٌ إِنَّ الرَّجُلَ يُحِبُّ أَنْ يَكُونَ ثَوْبُهُ حَسَنًا وَنَعْلُهُ حَسَنَةً قَالَ إِنَّ اللَّهَ جَمِيلٌ يُحِبُّ الْجَمَالَ الْكِبْرُ بَطَرُ الْحَقِّ وَغَمْطُ النَّاسِ
Со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!»
Услышав это, один человек спросил: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!»
На что пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие — это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям» (Муслим 91).
Что может подтолкнуть опекуна (уали) на принципиальный отказ в женитьбе своему брату по вере из другой нации, кроме высокомерия?!
Поэтому, каждому из нас, кто столкнется с проявлением национализма при заключении никях, следует по-доброму увещевать своих родственников, разъясняя им истину в этом вопросе, но при этом предпочитать довольство Аллаха их довольству и руководствоваться не адатами, а Шариатом.
Помните, что разъясняя этот вопрос среди своего народа и на практике реализуя смешанные браки, вы тем самым очищаете религию Аллаха от перемешивания с традициями, которые не имеют к Исламу никакого отношения, укрепляете братство среди мусульман и действуете по хадису посланника Аллаха ﷺ:
مَنْ سَنَّ فِي الإِسْلاَمِ سُنَّةً حَسَنَةً فَعُمِلَ بِهَا بَعْدَهُ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِ مَنْ عَمِلَ بِهَا وَلاَ يَنْقُصُ مِنْ أُجُورِهِمْ شَىْءٌ
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе (напомнит людям о хукме Аллаха или какой-либо Сунне пророка) — получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня» (Муслим 1017).
Источник: nikah.help