Многие христиане считают, что Тора и Евангелие не являются отменёнными. В качестве доказательств они приводят многочисленные аяты из Корана, в которых побуждается адресовать свои вопросы людям Писания.
Так, например, Аллах говорит в Коране:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ إِلَّا رِجَالًا نُّوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43)
В этом аяте Господь миров побуждает мекканских многобожников задать вопрос знающим людям из числа христиан и иудеев, для того чтобы получить от них подтверждение того, что все предыдущие пророки также были людьми и не были ангелами. Есть и другие подобные аяты.
Для того чтобы правильно понять ответ на это сомнение, важно уяснить, что если мы говорим о том времени, когда Коран ещё не был ниспослан, то те, кто причисляли себя к христианству, иудаизму или же напрямую к пророку Ибрахиму — были на истине в период времени, предшествующий приходу каждого последующего пророка, которого они также должны были признать.
Но когда Коран начал ниспосылаться, то люди Писания разделились на два вида:
- Те, которые бросили иудаизм и христианство, приняв Ислам. Аллах похвалил таких, и они получили двойную награду
- Те, которые отказались и не приняли Ислам. Они стали кафирами и за это их ждёт великое наказание
Ко знатным и знающим людям из числа людей Писания, которые приняли Ислам во времена пророка ﷺ и во времена сподвижников, относятся: АбдуЛлах бин Салям, София умму аль-Му’минин — супруга пророка, Уарака бин Нуфайль, Сальман аль-Фарси, Наджаши — король Эфиопии, Ади ибн Аби Хатим, Бустани аль-Исраили, Закван бин Ямин, Ямин бин Ямин и другие, да будет доволен всеми ими Аллах.
Из своих Писаний они прекрасно знали, что придёт новый пророк — Мухаммад ﷺ. Поэтому, когда это произошло, они приняли Ислам.
Именно эти славные сподвижники, которые были христианами и иудеями, а затем приняли Ислам, и имеются в виду в аятах, которые включают в себя слова: «Спросите у людей писания». Доводом на такое толкование является следующий аят:
لَيْسُوا سَوَاءً مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ أُمَّةٌ قَائِمَةٌ يَتْلُونَ آيَاتِ اللَّهِ آنَاءَ اللَّيْلِ وَهُمْ يَسْجُدُونَ
يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَأُولَئِكَ مِنَ الصَّالِحِينَ
«Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников» (3:113-114)
Именно так объясняют эти аяты все обладатели знания и толкователи Корана. Так, ибн Касир пишет, объясняя этот аят:
والمشهور عند كثير من المفسرين — كما ذكره محمد بن إسحاق وغيره ، ورواه العوفى عن ابن عباس : أن هذه الآيات نزلت فيمن آمن من أحبار أهل الكتاب كعبد الله بن سلام وأسد بن عبيد وثعلبة بن شعبة وغيرهم
«Известное мнение среди большинства толкователей Корана, как об этом упомянули Мухаммад бну Исхак и другие, и передал ‘Уфи от ибн Аббаса, что эти аяты были ниспосланы насчёт тех ученых из числа людей Писания, которые уверовали. Например таких как АбдуЛлах бин Салям, Асад бин Убайд, Саъляб бин Шаъба и другие».
Аллах также говорит в Коране:
وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُم مِّنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ
«Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы» (3:110)
وَإِنَّ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَمَن يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْكُمْ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِمْ خَاشِعِينَ لِلَّهِ لَا يَشْتَرُونَ بِآيَاتِ اللَّهِ ثَمَنًا قَلِيلًا أُولَئِكَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
«Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете» (3:199)
Есть и ещё несколько аятов, которые христиане и иудеи берут себе на вооружение и считают, что Аллах назвал иудеев свидетелями:
قُلْ أَرَأَيْتُمْ إِن كَانَ مِنْ عِندِ اللَّهِ وَكَفَرْتُم بِهِ وَشَهِدَ شَاهِدٌ مِّن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَى مِثْلِهِ فَآمَنَ وَاسْتَكْبَرْتُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
«Скажи: «А что, если Коран — от Аллаха, а вы не уверовали в него? Свидетель из числа сынов Исраила засвидетельствовал о том, что было подобно ему, и уверовал в него, а вы возгордились. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь беззаконников!”» (46:10)
Но давайте посмотрим более внимательно: кого в этом аяте Аллах назвал свидетелем?
Имам ибн Джарир ат-Табари и другие толкователи передают, что в этом аяте под словом شَاهِدٌ — «свидетель», имеется ввиду АбдуЛлах бин Салям, да будет доволен им Аллах.
Аллах также говорит в Коране:
وَيَقُولُ الَّذِينَ كَفَرُوا لَسْتَ مُرْسَلًا قُلْ كَفَى بِاللَّهِ شَهِيدًا بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَمَنْ عِندَهُ عِلْمُ الْكِتَابِ
«Неверующие говорят: “Ты — не посланник”. Скажи: “Достаточно того, что Свидетелем между мною и вами являются Аллах и обладающие знанием о Писании”» (13:43)
В этом аяте также речь идёт про АбдуЛлу бин Саляма, который принял Ислам и был учеником Мухаммада ﷺ. На момент ниспослания этого аята, он уже не был на иудаизме! Да и какое свидетельство нужно от него принять? Его слова о том, что:
- всем людям Писания нужно принимать Ислам
- что все ученые из числа иудеев знают о том, что Мухаммад является истинным посланником Аллаха
- что Таурат и Инджиль являются искажёнными книгами
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَتْلُونَهُ حَقَّ تِلَاوَتِهِ أُولَئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ وَمَن يَكْفُرْ بِهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
«Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него. А те, которые не уверуют в него, непременно окажутся в убытке» (2:121)
Христиане думают про такие аяты, что якобы Коран утверждает истинность Торы. Но мы снова призываем вернуться к их правильному пониманию!
Так, имам ибн Джарир ат-Табари говорит:
وقال آخرون: بل عنى الله بذلك علماء بني إسرائيل، الذين آمنوا بالله وصدقوا رسله، فأقروا بحكم التوراة. فعملوا بما أمر الله فيها من اتباع محمد (صلى الله عليه و سلم)، والإيمان به، والتصديق بما جاء به من عند الله. * ذكر من قال ذلك: ١٨٧٩- حدثني يونس قال
«Речь идёт про ученых из числа иудеев, которые уверовали в Аллаха, подтвердили правдивость Его посланника и подтвердили решение из Торы. Они действовали согласно тому, что написано в Торе, а затем подчинились и последовали за Мухаммадом ﷺ — то есть, уверовали в Мухаммада ﷺ и подтвердили то, что он принес от Аллаха».
В Таурате было сказано о том, что придёт Мухаммад, и вы должны будете подчиниться. Это и есть حَقَّ تِلَاوَتِهِ — истинное чтение Таурата. Это и есть подчинение ему!
Некоторые учёные сказали, что этот аят был ниспослан по поводу Саида ибн Амира, да будет доволен им Аллах. Он тоже был учёным из числа иудеев, а потом принял Ислам.
Иными словами, правильно действовали по Таурату те из людей писания, которые приняли Ислам и подчинились Мухаммаду ﷺ
أَوَلَمْ يَكُن لَّهُمْ آيَةً أَن يَعْلَمَهُ عُلَمَاءُ بَنِي إِسْرَائِيلَ
«Разве для них не является знамением то, что ученые сынов Исраила (Израиля) знают его?» (26:197)
Очень ясный и четкий аят! Здесь имеются в виду именно те учёные из людей Писания, которые приняли Ислам. Например: Саид бин Амир, АбдуЛлах бин Салям, да будет доволен им Аллах и другие.
Аллах говорит в Коране:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (2:62)
Обратите внимание на этот аят! Немусульмане думают, что якобы здесь написано, что у всех: мусульман, иудеев и христиан — есть вера и праведные дела. На самом деле, этот аят говорит о том, что Аллах не примет ни у кого никакого деяния и пути, если они были исполнены не в соответствии с шариатом Мухаммада ﷺ и уже после того, как он был послан. То есть до пророка Мухаммада ﷺ, каждый, кто следовал за пророком своего времени, был спасён и находился на верном пути.
Мы напоминаем тем, кто не хочет признавать это понимание: в Коране есть аяты с ясным смыслом и аяты с неочевидным смыслом. Так давайте все вернёмся к ясным аятам и тогда все встанет на свои места!
Ведь в Коране чётко написано:
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ
«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (3:19)
Также в начале суры «Али Имран», Аллах обращается к христианам и говорит, что их проблема заключается в том, что они оставляют аяты с ясным смыслом и берут аяты с неясным смыслом — муташабихат:
هُوَ الَّذِي أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ
«Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие — требующие толкования. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за тем, что требует толкования, желая посеять смуту и найти толкование» (3:7)
Аллах специально ниспослал аяты муташабихат, чтобы испытать людей и посмотреть, кто из них будет следовать истине, а кто нет. Поэтому, мы должны взять аяты с неочевидным смыслом и подчинить их тем аятам, смысл которых ясен. Коран нам приказывает придерживаться этого правила.
Резюмируя, необходимо знать, что в тех аятах, где Аллах говорит, чтобы мы спросили у обладателей Писания, речь идёт об определенном вопросе: является ли Мухаммад ﷺ истинным пророком или нет. И спросить об этом нужно у таких, как АбдуЛлах бин Салям и подобных ему сподвижников, которые, будучи людьми Писания, приняли Ислам, когда посланник Аллаха призвал их к этому.
Кроме этого, Аллах говорит в Коране:
أُولَئِكَ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ وَالْحُكْمَ وَالنُّبُوَّةَ فَإِن يَكْفُرْ بِهَا هَؤُلَاءِ فَقَدْ وَكَّلْنَا بِهَا قَوْمًا لَّيْسُوا بِهَا بِكَافِرِينَ
أُولَئِكَ الَّذِينَ هَدَى اللَّهُ فَبِهُدَاهُمُ اقْتَدِهْ قُل لَّا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا
«Это — те, кому Мы даровали Писание, мудрость и пророчество. И даже если они не уверуют в это, Мы уже вверили это другим людям, которые не станут неверующими. Это — те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (6:89-90)
Аллах говорит, что даровал Книги сынам Израиля, даровал власть и пророчество. Например, пророки Дауд и Сулейман, мир им, были правителями.
Аллах Говорит: «Следуйте их руководству…». Христиане берут этот аят и говорят: «Вот видите, в Коране написано, что надо руководствоваться тем, что было у иудеев». Но этот аят, также как и другие, говорит только про тех из числа людей Писания, которые приняли Ислам и стали сподвижниками. Именно на их руководстве и нужно быть!
Alatina