Волнения в Казахстане. Как действовать мусульманам во время митингов и беспорядков?

В новейшей истории в различных странах СНГ уже неоднократно случались волнения. Достаточно вспомнить события на Украине, в Белоруссии, в Киргизии, а теперь вот и в Казахстане.


Наш Telegram канал

Казахстан — многонациональная страна, в которой проживают представители разных конфессий. Среди граждан Казахстана почти половина идентифицируют себя как мусульмане. Соответственно, столь масштабные события не могут обойти мусульман стороной. Но как поступать в сложившихся обстоятельствах с точки зрения Ислама?

Очевидно, что столь сильные волнения не могли возникнуть на пустом месте. Уровень коррупции в Казахстане крайне высок, что ни для кого не секрет. Также у населения вызывает раздражение и низкая ротация управленцев в высших эшелонах власти. Это — лишь несколько из основных причин, на которые также наложились негативные экономические факторы.

В ситуации, когда правительство не может или не хочет должным образом обеспечить справедливость и права граждан, мусульмане могут и должны постараться исправить положение и сделать все необходимые причины для восстановления справедливости.

Установление справедливости и побуждение к благому — это фундаментальные ценности, к которым обязывается мусульмане в меру своих возможностей.

Так, Аллах говорит в Коране:

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِٱلْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ ٱلْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ

«Вы лучшая из общин, пришедшая на благо людям: вы повелеваете одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха» (3:110)

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى ٱلْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِٱلْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ ٱلْمُنكَرِ ​ۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُفْلِحُونَ

«Пусть из вас [из всех людей] выйдут люди [мусульмане], которые призывают к добру, повелевают одобряемое и запрещают предосудительное. (Именно) они суть преуспевшие» (3:104)

Наряду с побуждением к активным действиям, Господь Миров сурово порицает бездействие:

لُعِنَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِن بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُۥدَ وَعِيسَى ٱبْنِ مَرْيَمَ ​ۚ ذَٰلِكَ بِمَا عَصَواْ وَّكَانُواْ يَعْتَدُونَ‮

كَانُواْ لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ ​ۚ لَبِئْسَ مَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ

«Неверующие сыны Исраиля были прокляты устами Давуда и ‘Исы, сына Марьям. Это за то, что они ослушивались и преступали меру. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Поистине, плохо то, что они делают» (5:78-79)

وَٱتَّقُواْ فِتْنَةً لَّا تُصِيبَنَّ ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةً ​ۖ وَٱعْلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ

«Бойтесь испытания, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив, и знайте, что Аллах суров в наказании» (8:25)

Как мы видим, Аллах осуждает подход «моя хата — с краю», и объясняет, что Он подвергнет наказанию не только преступников, но и тех, кто молчал и даже не пытался их остановить.

Мусульманам в странах СНГ следует занимать активную жизненную позицию и уметь отстаивать свои права. Ведь если потакать несправедливым, в том числе и на любом из государственных уровней, то порок повсеместно распространиться и общество испортится.

Это прекрасно объяснил посланник Аллаха ﷺ в хадисе, который передал ан-Ну’ман ибн Башир, да будет доволен им Аллах, который рассказал, что пророк ﷺ сказал:

مَثَلُ الْقَائِمِ عَلَى حُدُودِ اللهِ وَالْوَاقِعِ فِيهَا، كَمَثَلِ قَوْمٍ اسْتَهَمُوا عَلَى سَفِينَةٍ، فَأَصَابَ بَعْضُهُمْ أَعْلَاهَا وَبَعْضُهُمْ أَسْفَلَهَا، فَكَانَ الَّذِينَ فِي أَسْفَلِهَا إِذَا اسْتَقَوْا مِنَ الْمَاءِ مَرُّوا عَلَى مَنْ فَوْقَهُمْ، فَقَالُوا: لَوْ أَنَّا خَرَقْنَا فِي نَصِيبِنَا خَرْقًا، وَلَمْ نُؤْذِ مَنْ فَوْقَنَا، فَإِنْ يَتْرُكُوهُمْ وَمَا أَرَادُوا هَلَكُوا جَمِيعًا، وَإِنْ أَخَذُوا عَلَى أَيْدِيهِمْ نَجَوْا وَنَجَوْا جَمِيعًا

«Оберегающих границы Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы занять места на корабле, в результате чего одним досталась верхняя часть корабля, а другим – нижняя.

Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, и тогда они сказали: «А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через нее, не беспокоя тех, кто находится наверху?»

И если находящиеся на палубе предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все. А если они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех» (Бухари 2493).

Также Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا مِنْ نَبِىٍّ بَعَثَهُ اللَّهُ فِى أُمَّةٍ قَبْلِى إِلاَّ كَانَ لَهُ مِنْ أُمَّتِهِ حَوَارِيُّونَ وَأَصْحَابٌ يَأْخُذُونَ بِسُنَّتِهِ وَيَقْتَدُونَ بِأَمْرِهِ . ثُمَّ إِنَّهَا تَخْلُفُ مِنْ بَعْدِهِمْ خُلُوفٌ يَقُولُونَ مَا لاَ يَفْعَلُونَ وَيَفْعَلُونَ مَا لاَ يُؤْمَرُونَ ، فَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِيَدِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ ، وَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِلِسَانِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ ، وَمَنْ جَاهَدَهُمْ بِقَلْبِهِ فَهُوَ مُؤْمِنٌ وَلَيْسَ وَرَاءَ ذَلِكَ مِنَ الإِيمَانِ حَبَّةُ خَرْدَلٍ

«Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него всегда были апостолы и сподвижники, которые следовали его Сунне и выполняли его веления.

Затем на смену им приходили люди, говорившие то, чего не делали сами, и делавшие то, что им не было велено делать.

И тот, кто совершает джихад против них рукой, является верующим, и совершающий против них джихад своим языком является верующим, и совершающий против них джихад своим сердцем является верующим. А за этим нет веры (иман) и на вес горчичного зерна!» (Муслим 50).

Также сказал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах:

«О люди! Вы читаете этот аят:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا عَلَيْكُمْ أَنْفُسَكُمْ لَا يَضُرُّكُمْ مَنْ ضَلَّ إِذَا اهْتَدَيْتُمْ

«О вы, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали верным путём, то вам не навредит тот, кто впал в заблуждение. Все вы вернётесь к Аллаху, и Он поведает вам то, что вы совершали» (5:105)

Поистине, я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:

نَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوْا الظَّالِمَ فَلَمْ يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللَّهُ بِعِقَابٍ مِنْهُ

«Поистине, когда люди увидят того, кто совершает зульм, и не схватит его за́ руки [не станут его останавливать], то скорее всего Аллах объединит их в своём наказании [накажет всех вместе]»» (Тирмизи 2168, Ахмад 1, Абу Дауд 4338.  Ибн Маджа 4053).

Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ، أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْهُ ، ثُمَّ تَدْعُونَهُ فَلَا يُسْتَجَابُ لَكُمْ

«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!» (Тирмизи 2169).

Эти аяты и хадисы устанавливают одну из незыблемых основ Ислама: мусульмане в любом обществе и в любых обстоятельствах должны по мере своих сил пресекать различного рода преступления и устанавливать справедливость, побуждая людей к благу.

Некоторые говорят, что это положение не распространяется на правителей мусульман. Якобы, правители могут быть сколь угодно плохими, в то время как мусульмане обязаны молча сносить все причиняемые им несправедливости и притеснения.

Они аргументируют свою позицию несколькими хадисами. Приведём один из них.

Сообщается, что ‘Абдуллах (ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах), рассказал, что (однажды) посланник Аллаха ﷺ сказал им:

إِنَّكُمْ سَتَرَوْنَ بَعْدِي أَثَرَةً وَأُمُورًا تُنْكِرُونَهَا

«Поистине, после меня станут вас обделять [правители станут присваивать себе то, что по праву будет принадлежать рядовым мусульманам], и (будут происходить такие) дела, которые вы будете порицать».

(Люди) спросили:

فَمَا تَأْمُرُنَا يَا رَسُولَ اللَّهِ؟

«О Посланник Аллаха, что же ты велишь нам?»

Он сказал:

أَدُّوا إِلَيْهِمْ حَقَّهُمْ وَسَلُوا اللَّهَ حَقَّكُمْ

«Отдавайте им [правителям] то, что вы должны (отдавать), и просите Аллаха о (том, что причитается вам) по праву» (Бухари 7052).

Стремясь обезопасить своих правителей в мусульманских странах от малейшего недовольства со стороны населения, некоторые мотивированные правительством проповедники трактуют этот и подобные ему хадисы как абсолютный запрет на возражения правителю. Однако, это — очевидно ложное объяснение, которое противоречит фундаментальным принципам Ислама.

Обратите внимание, в этом хадисе:

  • Посланник Аллаха ﷺ обращается к сподвижникам и предупреждает о возникновении подобной ситуации именно их, на что указывает местоимение كم
  • Затем, словами — سَتَرَوْنَ بَعْدِي — «увидите после меня», пророк подчёркивает, что произойдет это вскоре после его смерти, на что указывает частица перед глаголом س , придающая смысл скорого будущего

Также передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

سَتَكُونُ فِتَنٌ الْقَاعِدُ فِيهَا خَيْرٌ مِنَ الْقَائِمِ، وَالْقَائِمُ فِيهَا خَيْرٌ مِنَ الْمَاشِي، وَالْمَاشِي فِيهَا خَيْرٌ مِنَ السَّاعِي، مَنْ تَشَرَّفَ لَهَا تَسْتَشْرِفْهُ، فَمَنْ وَجَدَ فِيهَا مَلْجَأً أَوْ مَعَاذًا فَلْيَعُذْ بِهِ

«(Скоро) настанет время таких испытаний, когда сидящий окажется лучше стоящего, стоящий окажется лучше идущего, а идущий окажется лучше бегущего, и того, кто устремится к (этим испытаниям), они погубят. Так пусть же тот, кто сможет найти убежище от них, воспользуется им» (Бухари 7081).

В этом хадисе пророк тоже говорит о грядущем времени смуты (фитна), которая постигнет сподвижников. Именно так сахабы и поняли эти и подобные им высказывания посланника Аллаха ﷺ.

Так, передают со слов Салямы ибн аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, что, когда он пришёл к аль-Хаджжаджу [правитель — тиран, который прославился своей жестокостью], тот сказал:

يَا ابْنَ الأَكْوَعِ ارْتَدَدْتَ عَلَى عَقِبَيْكَ تَعَرَّبْتَ

«О Ибн аль-Аква‘, ты отступился (от Ислама, ибо) ты пропадаешь в пустыне вместе с бедуинами!» [то есть удалился от общественной жизни и событий  происходящих в государстве].

На что он [сподвижник] ответил ему:

لاَ وَلَكِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَذِنَ لِي فِي الْبَدْوِ

«Нет, ведь находиться в пустыне мне позволил посланник Аллаха ﷺ» (Бухари 7087).

Эти хадисы являются частными, то есть исключением из общего правила. В противном случае, они вошли бы в противоречие с упомянутыми ранее доказательствами, чего быть никак не может.

Подобное также противоречило бы и здравому смыслу, ведь если человек порицает простых людей, но при этом молчит, когда видит несправедливость (зульм) со стороны обладателей власти, то это является трусостью и несправедливостью. Ислам далёк от этого!

Аллах говорит в Коране:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِى ٱلْأَمْرِ مِنكُمْ ​ۖ فَإِن تَنَٰزَعْتُمْ فِى شَىْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْـَٔاخِرِ ​ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием из вас. Если же вы препираетесь о чём-нибудь, то обратитесь к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний День. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (4:59)

Обратите внимание на слова: «Если же вы [мусульмане и обладающие влиянием] препираетесь о чём-нибудь…», — очевидно, что Господь Миров допускает подобные ситуации и объясняет как их нужно разрешать.

Со слов Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

 إِنَّهُ يُسْتَعْمَلُ عَلَيْكُمْ أُمَرَاءُ فَتَعْرِفُونَ وَتُنْكِرُونَ، فَمَنْ كَرِهَ فَقَدْ بَرِئَ، وَمَنْ أَنْكَرَ فَقَدْ سَلِمَ، وَلَكِنْ مَنْ رَضِيَ وَتَابَعَ

«Поистине, будут над вами правители, (дела которых) вы будете признавать и откажетесь признавать. Тот, кто проявит отвращение, будет непричастен, а кто выразит порицание – спасется, за исключением тех, кто будет доволен и последует».

Люди спросили:

يَا رَسُولَ اللهِ، أَلَا نُقَاتِلُهُمْ؟

«О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с ними?»

Он сказал:

لَا، مَا صَلَّوْا

«Нет, пока они будут совершать [устанавливать проведение] молитвы» (Муслим 1854).

Обратите внимание, как посланник Аллаха ﷺ называет спасшимися именно тех, кто выразит порицание несправедливому правителю.

Также Абу Умама, да будет доволен им Аллах, рассказал, что пришёл мужчина и спросил у посланника Аллаха ﷺ (, который собирался метать камушки в шайтана при джамарат):

يَا رَسُولَ اللَّهِ أَىُّ الْجِهَادِ أَفْضَلُ

«О посланник Аллаха, какой джихад является наилучшим?»

Но не было отвечено ему. Тогда он спросил ещё раз, но снова не получил ответ.

Когда посланник Аллаха ﷺ завершил метание камушков и поднялся на верховое животное, то спросил:

أَيْنَ السَّائِلُ

«Где тот, который спрашивал меня?» Тогда спрашивающий ответил.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ ذِي سُلْطَانٍ جَائِرٍ

«Сказать истину перед несправедливым правителем» (Ибн Маджа 4012).

В этом хадисе пророк называет слово истины, сказанное несправедливому правителю наилучшим джихадом! Как же далека эта оценка посланника Аллаха от той ложной методологии, которую навязывают те, кто запрещают говорить что-либо вопреки несправедливым притеснителям из правительства.

Некоторые, объясняя этот хадис, говорят, что великим джихадом слово истины, сказанное несправедливому правителю, становится только в том случае, если оно будет сказано лично. Этим самым они перекрывают возможность действовать в соответствии с этих хадисом, поскольку известно по очевидности, что в условиях современной действительности ни один простой человек не имеет доступа к правителю.

На самом деле, этот хадис не объясняет метод донесения информации, который может меняться от места к месту и от эпохи к эпохе.

Так, во времена пророка и сподвижников, когда все мусульмане компактно проживали буквально в пределах одного небольшого городка, любой человек мог встретиться с халифом и лично переговорить с ним.

В наше же время, люди могут взаимодействовать с правителями и их представителями посредством бумажных и электронных писем, голосования, коллективного обращения (петиции), пресс-конференций, митингов и иных современных методов коммуникации.

Всё это — мирские средства достижения цели, ни одно из которых Ислам не запрещает. Главное, чтобы при этом не присутствовали какие-либо дополнительные грехи.

Так, Ислам объясняет этикет общения с правителем и его представителями. Вспомните ситуацию с фараоном и народом Мусы, мир ему. Фараон, будучи кафиром и врагом Аллаха, открыто враждовал с мусульманами, буквально поработил их народ, убивая новорожденных мальчиков и заставляя прислуживать египтянам их девочек. Причём всё это было официальной государственной политикой. Трудно себе представить, чтобы в наше время где-то происходило нечто подобное!

Не смотря на подобные обстоятельства, Аллах говорит Мусе и его брату Харуну:

ٱذْهَبَآ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُۥ طَغَىٰ‮

فَقُولَا لَهُۥ قَوْلًا لَّيِّنًا لَّعَلَّهُۥ يَتَذَكَّرُ أَوْ يَخْشَىٰ‮

«Ступайте к Фараону, ибо он перешёл меру, и говорите с ним мягко, — быть может, он вразумится или убоится» (20:44-45)

Обратите внимание: Господь Миров называет фараона тагутом, но при этом приказывает обращаться к нему уважительно, учитывая его положение в обществе.

Из Сунны посланника Аллаха ﷺ нам также известно, как он отправлял правителям-кафирам письменные послания, а также вел переговоры с главами племён мекканских мушриков (например, с Абу Суфьяном, который на тот момент ещё не принял Ислам). Во всех этих случаях пророк открыто изъявлял свою позицию и озвучивал свои интересы, однако неизменно делал это в вежливой и уважительной форме.

А ведь:

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ ٱللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُواْ ٱللَّهَ وَٱلْيَوْمَ ٱلْـَٔاخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرًا‮

«Воистину, в посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на последний день и много поминает Аллаха» (33:21)

Таким образом, мы понимаем, что занимать активную гражданскую позицию, бороться по мере сил с несправедливостью и нарушением прав людей — это прямая обязанность мусульман и похвальное дело.

С этой целью можно использовать различные методы и средства, которые не содержат в себе какого-либо харама и соответствуют этическим нормам Ислама.

Однако, если вдруг коллективное мероприятие, проводимое в рамках гражданской активности, будь то митинг или что-то другое, в результате каких-нибудь провокаций или незаконных действий отдельных участников начинает превращаться в беззаконие и нечестие (фасад), то мусульманам принимать участие в подобном нельзя (харам).

Аллах говорит в Коране:

وَلَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَٰحِهَا

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок» (7:56)

وَلَا تَرْكَنُوٓاْ إِلَى ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ ٱلنَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ مِنْ أَوْلِيَآءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ

«Не склоняйтесь на [сторону] несправедливых, а иначе вас коснётся Огонь, и не будет у вас покровителей вместо Аллаха, и после этого никто не поможет вам» (11:113)

Нет никакого сомнения, что происходящее сейчас в Казахстане из погромов, мародёства и убийств — является нечестием, которое мусульманам надлежит по возможности пресекать или, по меньшей мере, сторониться.

Господь Миров повелевает поступать с зачинщиками подобных беспорядков крайне сурово:

إِنَّمَا جَزَٰٓؤُاْ ٱلَّذِينَ يُحَارِبُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَيَسْعَوْنَ فِى ٱلْأَرْضِ فَسَادًا أَن يُقَتَّلُوٓاْ أَوْ يُصَلَّبُوٓاْ أَوْ تُقَطَّعَ أَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُم مِّنْ خِلَٰفٍ أَوْ يُنفَوْاْ مِنَ ٱلْأَرْضِ ​ۚ ذَٰلِكَ لَهُمْ خِزْىٌ فِى ٱلدُّنْيَا ​ۖ وَلَهُمْ فِى ٱلْـَٔاخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ‮

«Поистине, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и насаждают на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в последней жизни им уготованы великие мучения» (5:32)

Резюмируя можно сказать: если правитель или его представители нарушают права людей и чинят несправедливость, то не нужно с этим мириться и молчать, а надлежит с этим бороться, не переходя при этом рамок дозволенного.

Нельзя публично оскорблять представителей власти, призывать к погромам или силовым акциям и тем более принимать в них участие!

Хотелось бы призвать братьев из Казахстана (сёстрам в подобное время вообще надлежит не выходить из дома!) быть мудрее, не поддаваться на провокации, и не быть орудием в грязных политических играх и интригах, которые расцвели в последние дни в Казахстане пышным цветом.