Условие не брать вторую жену

Является ли правильным ставить условие, чтобы муж не брал себе вторую жену?

Многоженство — возможность иметь до 4-х жен единовременно — дозволено в Исламе, на что указывает аят:


Наш Telegram канал

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تُقْسِطُوا فِي الْيَتَامَى فَانكِحُوا مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلَّا تَعُولُوا

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (4:3)

В этом аяте Аллах ставит для мужчины одно единственное условие — обязанность соблюдать справедливое отношение ко всем женам. Сюда относятся все те права жены в Исламе, которые мы уже ранее обсуждали.

Получается, что если мужчина соблюдает права своей супруги и имеет потребность, возможности и желание взять в жены ещё одну, полагая, что он сможет соблюсти справедливое отношение между женами — то у него нет с точки зрения Ислама препятствий к задуманному.

Многие замужние сестры отчаянно противятся тому, чтобы их супруг взял себе ещё одну жену. Иногда подобное противостояние даже приводит к разводу.

Также и многие сёстры, которые намереваются выйти замуж впервые, хотят поставить условие, чтобы их будущий супруг обязал себя отказаться в дальнейшем от повторной женитьбы так, чтобы они всегда оставались первыми и единственными женами.

Обычно сестры объясняют такое своё желание ревностью и большой любовью к своему мужу. Но правильно ли так поступать, требуя от мужчины соблюдения подобного условия?

Здесь уместно привести некоторые аяты и хадисы. Так, Аллах говорит в Кур’ане:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36)

В этом аяте Господь миров устанавливает важную основу: если нам становится известен какой-либо хукм Ислама, то мусульманам не подобает заменять его чем то иным.

И это легко объяснимо, ведь Аллах является Творцом людей и Он лучше знает, в чём для них заключено благо.

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50)

И раз Аллах не поставил иных условий для многоженства, кроме соблюдения прав каждой из жен и справедливого отношения между ними, то мы не имеем право что-либо добавить к этому. Это подтверждает хадис, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا بَالُ رِجَالٍ يَشْتَرِطُونَ شُرُوطًا لَيْسَتْ فِي كِتَابِ اللَّهِ مَا كَانَ مِنْ شَرْطٍ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَهْوَ بَاطِلٌ، وَإِنْ كَانَ مِائَةَ شَرْطٍ

«Почему люди выставляют условия, которых нет в Книге Аллаха? Любые из условий, которых нет в Книге Аллаха, будут не иначе как ложными, будь их даже сотня!» (Бухари 2729, Ахмад 24000, Насаи 9991, Ибн Маджах 2521, Ибн Хиббан 4272).

Что же касается ревности и любви между супругами, то ведь:

وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيًّا

«Господь твой не забывчив» (19:64)

وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ

«Аллаху известно о том, что в груди» (3:154)

Несомненно, Господь знает о тех чувствах любви и ревности, которые естественны для супругов по отношению друг к другу, как Он об этом и Сам говорит в Кур’ане:

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (30:21)

И при этом Аллах разрешил для мужчин многоженство по причине большой пользы этого. О уважаемые сестры, помните что:

وَعَسَى أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216)

Из достоверной Сунны известно, что не только у пророка Мухаммада ﷺ , но и у других пророков до него было по несколько жен.

Так же и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах, практиковали полигамию.

Некоторые сёстры ссылаются на то, что пока была жива Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха ﷺ не брал себе других жен. Но здесь следует помнить, что многоженство — это право мужчины, а не его обязанность!

Поэтому, если мужчина удовлетворяется одной женой или пока не имеет возможности взять себе вторую — то это его выбор. Если же он всё-таки решил жениться ещё раз, соблюдая при этом условия, наложенные Аллахом, то нужно соблюдать дарованное Творцом ему право и не чинить ему препятствия в этом.

Из хадисов достоверно известно, что посланник Аллаха ﷺ более всех любил Аишу, да будет доволен ею Аллах. Однако это не стало препятствием для того, чтобы он ﷺ , взял себе и других жен. Так, посланник Аллаха говорил:

أحب الناس إلي عائشة ومن الرجال أبوها

«Самым любимым из людей для меня является ‘Аиша, а из мужчин — её отец» (Бухари 3662, Муслим 2384, Тирмизи 3885).

Что касается Аиши, да будет доволен ею Аллах, то она тоже сильно ревновала пророка ﷺ, о чем передает её слова имам Бухари:

مَا غِرْتُ عَلَى أَحَدٍ مِنْ نِسَاءِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا غِرْتُ عَلَى خَدِيجَةَ، وَمَا رَأَيْتُهَا، وَلَكِنْ كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُكْثِرُ ذِكْرَهَا، وَرُبَّمَا ذَبَحَ الشَّاةَ، ثُمَّ يُقَطِّعُهَا أَعْضَاءً، ثُمَّ يَبْعَثُهَا فِي صَدَائِقِ خَدِيجَةَ، فَرُبَّمَا قُلْتُ لَهُ كَأَنَّهُ لَمْ يَكُنْ فِي الدُّنْيَا امْرَأَةٌ إِلاَّ خَدِيجَةُ. فَيَقُولُ إِنَّهَا كَانَتْ وَكَانَتْ، وَكَانَ لِي مِنْهَا وَلَدٌ

«Ни к кому из жён пророка ﷺ я не ревновала его столь сильно как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, которую я никогда в жизни не видела! Однако он часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал (мясо) подругам Хадиджи. И тогда я говорила: «Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!», — а он отвечал мне: «Поистине, была она такой-то и такой-то и были у меня от неё дети»» (Бухари 3818 и 3821, Муслим 2435 и 2437).

Аиша ревновала посланника Аллаха ﷺ, но при этом не пыталась ему запретить взять в жены кого-то ещё.

И именно таким было воспитание сподвижников, да будет доволен всеми ими Аллах. А разве не с них нам нужно брать пример?

Не нужно требовать от ваших мужей к вам большей любви, чем любовь пророка ﷺ к Аише, как не нужно и ревновать к супругу больше, чем ревновали матери правоверных к пророку ﷺ, ведь поистине он был более достоин их ревности!

Если коротко отметить пользы многоженства, то самыми очевидными из них являются:

  • Увеличение числа потомства, что укрепляет Умму
  • Избегание фитны мужчиной, когда посредством многоженства он удовлетворяет свой темперамент дозволенным способом
  • Помощь сестрам и сиротам, в случае когда мужчина женится на женщине с детьми
  • Оздоровление общества путём уменьшения числа одиноких женщин и большей занятости и ответственности мужчин, что препятствует их праздному времяпровождению
  • Бытовое облегчение для жены, которое выражается в снижении объема потребностей мужа, которые ей необходимо закрывать (если ранее она заботилась о нём ежедневно, то в случае появления второй жены, будет обязана это делать уже только через день)
  • Причина получения большей награды от Аллаха и расширения удела, что доказано из достоверной Сунны

Источник: Условие не брать вторую жену на Nikah Help.

Добавить комментарий