Уподобление кафирам в Исламе

Уподобление кафирам

На тему уподобления кафирам часто приводится хадис со слов Ибн Умара, который рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

«Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них» (Ахмад 5114, Абу Дауд 4033).

Однако, по более верному мнению, этот хадис является слабым.

Полный иснад этого хадиса такой:

حَدَّثَنَا عُثْمَانُ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ حَدَّثَنَا أَبُو النَّضْرِ حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ ثَابِتٍ حَدَّثَنَا حَسَّانُ بْنُ عَطِيَّةَ عَنْ أَبِي مُنِيبٍ الْجُرَشِيِّ عَنِ ابْنِ عُمَرَ

И в этом иснаде сразу две проблемы:

Передатчик — أَبِو مُنِيبٍ الْجُرَشِيِّ — является неизвестным передатчиком, относительно которого имам Бухари высказался что он — ليس بشيء — то есть «ни на чём». А ведь этот хадис передаётся только от него.

Кроме того, другой передатчик в иснаде — عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ ثَابِتٍ — является слабым, о чём высказались имамы ан-Насаи и Яхья ибн Ма’ин.

Таким образом, этот хадис не доказан от пророка ﷺ, а поэтому на него нельзя опираться в качестве довода.

Вместе с этим, существует целый ряд аятов и хадисов, в которых порицается уподобление мусульман кафирам. Но о каком именно уподоблении идёт речь?

Если мы посмотрим на эти аяты и хадисы внимательно, то увидим, что Аллах и Его посланник ﷺ запрещают уподобление кафирам в грехах, а также в тех вопросах их религии, которые являются неправильными в силу внесённых ими искажений и нововведений.

В качестве примера запрета на уподобления в грехах можно привести хадис со слов Амра бин Ауфа аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который рассказал, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

فوالله لا الفقر أخشى عليكم، ولكن أخشى عليكم أن تبسط عليكم الدنيا كما بسطت على من كان قبلكم، فتنافسوها كما تنافسوها وتهلككم كما أهلكتهم

«Клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и это погубит вас, как погубило их!» (аль-Бухари 3158, Муслим 2961).

Также передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:

إنَّ الدُّنْيَا حُلْوَةٌ خَضِرَةٌ، وإنَّ اللَّهَ مُسْتَخْلِفُكُمْ فِيهَا، فَيَنْظُرُ كيفَ تَعْمَلُونَ، فَاتَّقُوا الدُّنْيَا وَاتَّقُوا النِّسَاءَ؛ فإنَّ أَوَّلَ فِتْنَةِ بَنِي إِسْرَائِيلَ كَانَتْ في النِّسَاءِ. وفي روايةٍ: لِيَنْظُرَ كيفَ تَعْمَلُونَ

«Поистине, мир этот сладок и зелен и, поистине, Аллах сделал вас (Своими) преемниками в нём, чтобы посмотреть, как вы будете поступать.

Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо, поистине, первое искушение сынов Исраиля было (связано) с женщинами» (Муслим 2742).

В этих хадисах пророк ﷺ предостерегает от уподобления кафирам, которые впали в грех прелюбодеяния и стали усердствовать в приобретении мирских благ, позабыв о религии Аллаха.

Господь Миров сказал в Коране:

وَلَا تَكُونُواْ كَٱلَّذِينَ خَرَجُواْ مِن دِيَٰرِهِم بَطَرًا وَرِئَآءَ ٱلنَّاسِ وَيَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِ ​ۚ وَٱللَّهُ بِمَا يَعْمَلُونَ مُحِيطٌ

«Не будьте подобны тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет то, что они совершают» (8:47)

В этом аяте Аллах предостерегает от уподобления мушрикам в высокомерии.

Что касательно уподобления в делах религии, то передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк ﷺ сказал:

لَتَتَّبِعُنَّ سَنَنَ مَنْ قَبْلَكُمْ شِبْرًا بِشِبْرٍ ، وَذِرَاعًا بِذِرَاعٍ ، حَتَّى لَوْ سَلَكُوا جُحْرَ ضَبٍّ لَسَلَكْتُمُوهُ

«Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!»

Мы [сподвижники] спросили:

يَا رَسُولَ اللَّهِ ، الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى؟

«О посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) иудеев и христиан?».

(На что посланник Аллаха ﷺ) ответил:

فَمَنْ

«А кого же ещё?» (аль-Бухари 3456 и 7320, Муслим 2669, Ибн Маджах 3994).

Этот хадис имеет общий смысл, однако существует большое количество других хадисов и аятов с конкретными примерами, запрещающими уподобление кафирам в их заблуждениях.

Так, Аллах сказал в Коране:

كَمَآ أَنزَلْنَا عَلَى ٱلْمُقْتَسِمِينَ

ٱلَّذِينَ جَعَلُواْ ٱلْقُرْءَانَ عِضِينَ‮

«Мы уже ниспослали его поклявшимся между собой, которые поделили Коран на части» (15:91-92)

Объясняя слова «Которые поделили Коран на части» (15:91), Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

هم أهل الكتاب، جزءوه أجزاء، فآمنوا ببعضه وكفروا ببعضه

«Это люди писания. Они разделили его на части, уверовали в одну часть и не уверовали в другую» (аль-Бухари 3945).

Передаётся от Му’авии ибн аль-Хакама, что когда он сказал:

يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّى حَدِيثُ عَهْدٍ بِجَاهِلِيَّةٍ وَقَدْ جَاءَ اللَّهُ بِالإِسْلاَمِ وَإِنَّ مِنَّا رِجَالاً يَأْتُونَ الْكُهَّانَ

«О посланник Аллаха, совсем недавно я был мушриком, а потом Аллах даровал нам Ислам. Но среди нас все еще есть люди, которые ходят к прорицателям»

Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

فَلاَ تَأْتِهِمْ

«А ты не ходи к ним!» (Муслим 537).

Аллах сказал в Коране:

وَلَا تَكُونُواْ كَٱلَّذِينَ نَسُواْ ٱللَّهَ فَأَنسَىٰهُمْ أَنفُسَهُمْ ​ۚ أُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلْفَٰسِقُونَ

«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они суть нечестивцы» (59:19)

Посланник Аллаха ﷺ приказал:

لاَ تُطْرُونِى كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ عَلَيْهِ السَّلاَمُ فَإِنَّمَا أَنَا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ

«Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане ‘Ису сына Марьям, мир ему, ибо, поистине, я никто иной, как раб Аллаха и Его посланник» (аль-Бухари 3445, Ибн Хиббан 6239).

В приведённых выше аятах и хадисах, Господь Миров предостерегает мусульман от заблуждений, в которые попали предыдущие общины, выявив тем самым свой куфр. Так, они:

  • Принимали только то из Откровения, что было им удобно и не входило в противоречие с их страстями
  • Обращались к колдунам и прорицателям, которые заявляли, что обладают знанием сокровенного
  • Проявляли беспечность и небрежное отношение к своей религии
  • Впадали в чрезмерность в отношении пророков

Однако, пожалуй, в наше время наибольшую опасность для мусульман представляет уподобление кафирам, о котором говорится в хадисе со слов ‘Адийя ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, который рассказал:

«Я пришел к пророку ﷺ, а на моей шее (висел) крест из золота.

Пророк ﷺ сказал:

يَا عَدِيُّ اطْرَحْ هَذَا الْوَثَنَ مِنْ عُنُقِكَ

«О ‘Адий, выброси этого идола со своей шеи!»

И я выбросил его. (Затем, однажды, я) пришел, когда пророк ﷺ читал суру аль-Бара’ (ат-Тауба) и прочитал этот аят:

ٱتَّخَذُوٓاْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَٰنَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ ٱللَّهِ

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31)

Он закончил, а я сказал:

إنَّا لَسْنَا نَعْبُدُهُمْ

«Поистине, мы не поклоняемся им!»

Пророк ﷺ сказал:

أَلَيْسَ يُحَرِّمُونَ مَا أَحَلَّ اللهُ فَتُحَرِّمُونُهُ، ويُحِلُّونَ مَا حَرَّمَ اللهُ فَتَسْتَحِلُّونَهُ؟

«А разве они не запрещают то, что дозволил Аллах и (тогда) вы бросаете это, считая запретным? И они дозволяют то, что запретил Аллах, и (тогда) вы позволяете себе это, считая дозволенным?»

Я сказал:

بَلَى

«Да».

Он сказал:

فَتِلْكَ عِبَادَتُهُمْ

«Это и есть поклонение им»» (ат-Табарани 218, ат-Тирмизи 3905, аль-Байхакы 19720, Ибн Аби Шайба 34936).

Сегодня многие мусульмане попали в чрезмерность по отношению к учёным. Так, они принимают слова обладателей знания к себе в религию даже в том случае, когда они не опираются в своих высказываниях на доводы от Аллаха и Его посланника ﷺ. Таким образом, они, подобно людям писания, считают запретным или дозволенным то, что назвал харамом или халялем кто-то из учёных.

А ведь узаконить что-то в религии может только Аллах, как об этом Он Сам сказал в Коране:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ

«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)

اتَّبِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками [аулия], помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (7:3)

وَلَا تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ ٱلْكَذِبَ هَٰذَا حَلَٰلٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُواْ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ ​ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ

«Пусть ваши языки не говорят лживо: «Это — дозволено [халяль], а то — запретно [харам]», — измышляя ложь на Аллаха. Поистине, измышляющие ложь на Аллаха не преуспеют» (16:116)

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21)

Поистине, слепое следование за словами людей без доказательства из Откровения является первопричиной всех нововведений и заблуждений, а также очевидным уподоблением христианам и иудеям.

Именно по причине таклида часть мусульман попала, уподобившись кафирам, в такие нововведения, как:

  • Празднование мавлида — так называемого дня рождения пророка
  • Чрезмерность по отношению к аулия, которая приводит к тому, что люди начинают просить у них заступничества перед Аллахом
  • Приписывание к религии Аллаха таких нововведений, придуманных людьми, как ночь Рагаиб, ночь Бараат и так далее

Итак мы поняли, что, с точки зрения Ислама, уподобление кафирам запрещено в совершении грехов и в их заблуждениях.

Что же касается мирских вопросов, то есть всего того, что Коран и Сунна не объясняют в подробностях, то уподобление в них кафирам допустимо, если это приносит пользу.

Так, например, мусульмане переняли или продолжают перенимать у кафиров новые эффективные методы образования, технологии, научные познания и многое другое.

Нет ничего порицаемого в том, чтобы перенять успешный опыт у кафиров в мирских вопросах вместо того, чтобы заново изобретать велосипед.

Во время пророка ﷺ, он и его сподвижники в основе одевались также, как и мушрики, ели ту же пишу, сражались тем же оружием, пользовались такими же благовониями, путешествовали теми же способами. Отличие состояло лишь в ограниченном ряде вопросов, которые Аллах и Его посланник ﷺ оговорили отдельно. Например:

  • хиджаб для женщин
  • приём в пищу только того мяса, которое забито определенным образом
  • запрет риба
  • укорачивание усов для мужчин

В основной же массе бытовых вопросов мусульмане, люди писания и мушрики действовали схожим образом.

Здесь уместно привести хадис со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, который рассказал, что:

أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يسدل شعره، وكان المشركون يفرقون رءوسهم، وكان أهل الكتاب يسدلون رءوسهم، وكان النبي صلى الله عليه وسلم يحب موافقة أهل الكتاب فيما لم يؤمر فيه بشيء، ثم فرق النبي صلى الله عليه وسلم رأسه

«Пророк ﷺ распускал волосы, тогда как многобожники расчёсывали их на пробор. Люди писания (тоже) распускали волосы, а пророк ﷺ любил следовать примеру людей писания в том, относительно чего он не получал никаких велений (свыше, однако) потом пророк ﷺ стал расчёсывать волосы на пробор» (аль-Бухари 3944).

Обратите внимание: сам посланник Аллаха ﷺ уподоблялся в таком мирском вопросе как причёска сначала людям писания, а затем и мушрикам. Более того, он любил уподобляться в этом людям писания!

Резюмируя можно сказать, что уподобление кафирам запрещено только в тех делах их религии, которые являются заблуждением.

Добавить комментарий