Страх как поклонение

Для человека свойственно испытывать страх по отношению к реальным угрозам, которые могут нанести физический вред, мучения, смерть и так далее.


Наш Telegram канал

Такой страх является естественным и в нём нет проблем, если он не переходит определенные рамки.

Так, Аллах описывает в Коране положение Мусы, когда тот случайно убил египтянина и затем бежал из Египта, опасаясь, что люди фараона могут его схватить и подвергнуть наказанию:

فَخَرَجَ مِنْهَا خَائِفًا يَتَرَقَّبُ قَالَ رَبِّ نَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«Муса покинул город, оглядываясь со страхом, и сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!»» (28:21)

Мы видим, как Господь Миров описывает Мусу страхом и при этом не порицает этого. И подобных примеров в Коране несколько.

Что касается максимального страха, то такой страх Аллах выбрал только для Себя. Такой страх является поклонением и его нельзя направлять ни к кому, помимо Аллаха:

إِنَّمَا ذَلِكُمُ الشَّيْطَانُ يُخَوِّفُ أَوْلِيَاءَهُ فَلَا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

«Это всего лишь шайтан пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (3:175)

В этом аяте описывается ситуация, при которой мушрики собрались войной против мусульман, что несомненно вызывает беспокойство у каждого человека, поскольку несёт в себе угрозу получить увечье в бою или быть убитым. Это — естественный страх, однако Аллах приказывает, чтобы верующие боялись Его больше, ставя это условием для имана.

В этом прекрасном аяте Аллах описывает положение сердец сподвижников, которые, узнав о грозившем им нападении превосходящих сил мушриков, не ударились в панику, а напротив, сохранили спокойствие и уверенность в помощи от Аллаха. Именно таким и должно быть отношение к естественному страху у верующих!

Мусульманин должен уметь взять себя в руки, побороть свой страх и, несмотря на него, продолжить выполнение приказа своего Господа, если того требует ситуация.

Прекрасным примером того является ситуация с колдунами, которые приняли Ислам, а фараон приказал им отречься от этого, пригрозив суровой казнью, на что они ответили:

لَن نُّؤْثِرَكَ عَلَى مَا جَاءَنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالَّذِي فَطَرَنَا فَاقْضِ مَا أَنتَ قَاضٍ إِنَّمَا تَقْضِي هَذِهِ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا

«Они сказали: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными доводами, которые дошли до нас, и перед Тем, Кто сотворил нас. Делай что делаешь, ибо всё, что ты делаешь, только в этой ближней жизни» (20:72)

Важно понять: Аллах заложил в каждого человека инстинкт самосохранения, который заставляет нас бояться, когда мы видим какую-либо очевидную угрозу.

В таком страхе нет проблем до тех пор, пока мы держим себя в руках так, чтобы этот страх не побуждал нас оставлять обязательства, возложенные на нас Всевышним.

Если же это всё-таки произойдет, то такой страх станет или грехом или даже куфром, в зависимости от того, какое из дел Ислама человек оставит: что-то обязательное (фард) или же саму основу веры.

Приведем примеры:

  • Страх перед осуждением со стороны окружающих, который мешает человеку принять Ислам, хотя он осознал его истинность — является куфром
  • Страх девушки перед отцом, который может поругать её, который приводит к тому, что она не покрывается, зная что это обязательно для неё — является грехом

Также нельзя бояться кого-то без реального повода, когда человеку не угрожает что-то посредством причинно-следственной связи, а человек, тем не менее, боится. Подобным страхом (так называемый «скрытый страх») можно бояться только Аллаха, а если направить такой страх кому-либо ещё, то это будет являться ширком. Так, Господь Миров сказал в Коране:

إِن نَّقُولُ إِلَّا اعْتَرَاكَ بَعْضُ آلِهَتِنَا بِسُوءٍ قَالَ إِنِّي أُشْهِدُ اللَّهَ وَاشْهَدُوا أَنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ

«Мы лишь можем сказать, что один из наших богов поразил тебя злом». Он сказал: «Поистине, я призываю Аллаха в свидетели — и вы будьте свидетелями, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь» (11:54)

أَلَيْسَ اللَّهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ وَيُخَوِّفُونَكَ بِالَّذِينَ مِن دُونِهِ وَمَن يُضْلِلِ اللَّهُ فَمَا لَهُ مِنْ هَادٍ

«Разве Аллаха не достаточно для Его раба? Они устрашают тебя теми, которые ниже Него. А кого Аллах введёт в заблуждение, тому не будет наставника» (39:36)

В этих аятах Господь Миров описывает сердца мушриков, которые боялись вреда своих ложных божеств, которые в действительности не способны принести ни вреда, ни пользы.

А вот каким было возражение этим мушрикам от Ибрахима, мир ему, который сказал:

وَكَيْفَ أَخَافُ مَا أَشْرَكْتُمْ وَلَا تَخَافُونَ أَنَّكُمْ أَشْرَكْتُم بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا فَأَيُّ الْفَرِيقَيْنِ أَحَقُّ بِالْأَمْنِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

«Как я могу бояться тех, кого вы придаёте [Ему] в сотоварищи, если вы не боитесь придавать в сотоварищи Аллаху тех, о ком Он не ниспослал вам никакого довода? Кто из нас имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности, если только вы знаете?»» (6:81)

Этими словами Ибрахим отрицает от себя страх перед ложными божествами и высказывает мушрикам порицание в том, что они направляют этот вид страха, не обусловленный причинно-следственной связью, к кому-то помимо Аллаха.

Важно отметить, что такой «скрытый страх» является ширком сам по себе, вне зависимости от его силы.

Приведем некоторые примеры подобного страха:

  • Некоторые крайние суфии убеждены, что их мертвые устазы способны наблюдать за ними в этой дунья, а поэтому они боятся совершать некоторые из поступков из опасения того, что их устаз может наслать на них какое-то бедствие или испытание
  • Другим актуальным примером является страх человека перед джиннами, от которых он опасается нанесения физического вреда при том, что он даже их не видит

Всё это является проявлениями ширка, поскольку такой страх является не обусловленным причинно-следственной связью и направлять его можно только к Аллаху!

Резюмируя, можно сказать, что поклонением является максимальный страх, а также страх не обусловленный причинно-следственной связью, которыми можно бояться только Аллаха!

Если человек будет бояться кого-либо из творений больше чем Аллаха или же будет бояться кого-то без физических причин, то такой страх будет являться ширком, аннулирующим иман человека.