В наше время широкое распространение получила ситуация, при которой опекун (уали) невесты отказывает потенциальным женихам, исходя только из факта их принадлежности к той или иной нации. Давайте рассмотрим эту ситуацию с точки зрения религии Аллаха.
По каким критериям люди выбирают себе кандидатуру для никях? Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الْمَرْأَةَ تُنْكَحُ لِدِينِهَا وَمَالِهَا وَجَمَالِهَا فَعَلَيْكَ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ
«Поистине, женщину берут в жёны из-за её религии, из-за её богатства и из-за её красоты. И тебе следует (жениться на той мусульманке), которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (Ахмад 3/302, Муслим 715, Тирмизи 1086, Насаи 6/65).
В этом хадисе речь идет про выбор жены, и становится очевидно, что основным критерием является её религиозность.
В отношении же выбора в супруги мужчины, известно другое высказывание посланника Аллаха ﷺ:
إذا جاءكم من ترضون دينه وخلقه فزوجوه إلا تفعلوه تكن فتنة في الأرض وفساد كبير
«Если к вам придет свататься тот, чьей религией и нравом вы довольны, то выдавайте за него замуж. Иначе на земле распространится смута и нечестие» (Тирмизи 1084 и 1085, Ибн Маджах 1967, Байхаки 7/82, Хаким 2/179).
Обратите внимание на то, что посланник Аллаха ﷺ поставил только эти два условия: религия и нрав. В случае же широкого распространения в обществе отказов выдавать замуж женщин за такого человека, он ﷺ предрек такой общине смуту и нечестие. Именно подобная ситуация и постигла в наше время многие республики Кавказа!
Очень часто родители сестёр, которые, к сожалению, в силу специфики проживания во времена СССР, не имели возможности изучать должным образом свою религию, ставят непоколебимое условие: муж моей дочери может быть только нашей нации и точка! Прискорбно, но подобных воззрений придерживаются и многие представители более молодых поколений.
Что же говорит по этому поводу пречистый Шариат? Передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا بَالُ رِجَالٍ يَشْتَرِطُونَ شُرُوطًا لَيْسَتْ فِي كِتَابِ اللَّهِ مَا كَانَ مِنْ شَرْطٍ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَهْوَ بَاطِلٌ، وَإِنْ كَانَ مِائَةَ شَرْطٍ
«Почему люди выставляют условия, которых нет в Книге Аллаха? Любые из условий, которых нет в Книге Аллаха, будут не иначе как ложными, будь их даже сотня!» (Бухари 2729, Ахмад 24000, Насаи 9991, Ибн Маджах 2521, Ибн Хиббан 4272).
Вспомните, что сам пророк ﷺ принадлежность к какой-либо нации условием для заключения никях не ставил. Более того, Аллах в Коране говорит следующее:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (49:13)
И разъяснил имам Мухаммад ибн Али аш-Шаукани: «Смысл «узнавания друг друга» в том, чтобы каждый из них относил себя к своему роду и не относил к другому. И суть в том, что Аллах сотворил их и для того, чтобы была такая польза, а не для бахвальства одних перед другими своим происхождением и заявлений, что такой-то народ лучше такого-то, такое то племя более почтенно, чем такое-то, такой-то род более благороден, чем такой-то. Затем Всевышний указал на причину того, на что указывают Его слова — запрета бахвальства друг перед другом (происхождением), и сказал: «Поистине, самые почтенные из вас перед Аллахом — самые богобоязненные». То есть превосходство между вами только лишь в богобоязненности (такуа), и кто придерживается ее, тот и заслуживает того, чтобы быть самым почтенным, самым благородным и самым лучшим. Так оставьте же то бахвальство происхождением, которым вы занимаетесь, ведь это не обязывает почтением, это не подтверждает благородство, и из этого не следует достоинство» («Фатх аль-Кадир» 1/1394).
Посланник Аллаха также сказал:
إِنَّ اللهَ لَ يَنْظُرُ إِلَى صُوَرِكُمْ وَأَمْوَالِكُمْ وَلكِنْ يَنْظُرُ إِلَى قلُُوبِكُمْ وَأَعْمَالِكُم
«Поистине Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше имущество, но смотрит Он на сердца ваши и на ваши дела» (Ибн Маджа 2/1388)
المسلمون إخوة، لا فضل لأحد على أحد إلا بالتقوى
«Мусульмане — братья, и нет преимущества одного перед другим, кроме как в богобоязненности» (Табарани 3548)
كلكم بنو آدم، وآدم خلق من تراب، ولينتهين قوم يفخرون بآبائهم أو ليكونن أهون على الله تعالى من الجعلان
«Все вы — дети Адама, а Адам был создан из глины. Так пусть же люди прекратят гордиться своими предками, иначе станут у Аллаха ничтожнее, чем жуки» (Баззар 2043, 3584)
От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передается что пророк ﷺ сказал ему:
انظر، فإنك لست بخير من أحمر ولا أسود، إلا أن تفضله بتقوى الله
«Смотри же! Поистине, ничем ты не лучше ни красного, ни черного, кроме как преимущества в богобоязненности (перед) Аллахом!» (Ахмад 5/158).
Комментируя аят (49:13), имам ибн Касир говорит: «Ученые придерживаются мнения, что этот благородный аят и почтенные хадисы указывают на то, что равенство (по происхождению) не является условием для никах, и что нет условия для никах, кроме как (в принадлежности к) религии».
В наше время молодежь очень часто заявляет, что «нужно всё решать по Шариату», при этом сетуя на отсутствие возможности устанавливать худуды в той местности, где они живут. И это тем более удивительно, что они обращают внимание на то, относительно чего у них персональной обязанности нет и упускают из внимания те положения религии Аллаха, которые они вполне могут соблюдать между собой и внутри своих семей уже здесь и сейчас!
Обсуждаемый нами вопрос — прекрасное тому подтверждение. Когда уже наконец мусульмане откажутся от адатов, которые прямо противоречат Исламу и подчинятся Аллаху и Его посланнику ﷺ хотя бы в том, что им уже под силу?
Также мы постоянно говорим о том, что сподвижники — лучшие из людей, чье понимание религии является для нас стандартом. Тогда почему же мы не практикуем Ислам также, как это делали они?
Кто может вспомнить случай, когда кто-то из сахабов отказался бы выдавать свою дочь или сестру замуж за другого мусульманина только по причине того, что он являлся представителем другого племени или нации? Напротив, сподвижники помнили наставление посланника Аллаха ﷺ:
يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَاتُنَفِّرُوا
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, успокаивайте, а не внушайте отвращение» (Бухари 69).
Поэтому они наоборот ходили и предлагали друг другу взять в жены своих дочерей, не смотря на нацию или достаток, а обращая внимание прежде всего на приверженность Исламу и благой нрав.
Конечно, является важным, чтобы мужчина, как кандидат для никях, был приятен женщине внешне и обладал подходящим для неё менталитетом и характером. Поэтому, если какая-то сестра рассматривает в качестве своего супруга братьев только определенной нации, которая ей больше по душе и ближе по менталитету — то это её право и нет в этом проблем.
Однако обратная ситуация, когда сестру устраивает брат в качестве супруга, но её опекун сознательно препятствует заключению никях по причине того, что жених не принадлежит к их нации — является порицаемым зульмом, проявлением джахилии и национализма. Подобное поведение не имеет ничего общего с Исламом!
Источник: Национализм при заключении никах