Происходят ли в действительности все те вещи, которыми описываются действия шайтана


Новая, более подробная версия статьи: Особенности понимания хадисов о шайтане и джиннах


Наш Telegram канал

В первую очередь поговорим о необходимой терминологии. Всего существует два типа значений слова: материальное и абстрактное. Причём оба этих смысла являются реальными, в действительности происходящими.

Материальное ( حِسِّيٌّ ) — «хисси» — это такие смыслы, которые можно прочувствовать физически. Обычно такие вещи способны к постижению разумом человека и наукой.

Абстрактное (или смысловое) ( مَعْنَوِيٌّ ) — «ма’анауи» — это образные значения, которые невозможно прочувствовать физически.

Приведем пример, сравнив следующие два типа высказываний: «У меня колет сердце» и «Ты разбил мне сердце».

Оба эти высказывания относятся к вещам, которые в действительности имеют место быть: в первом случае у человека болит сердце и он физически это чувствует (хисси значение), а во втором случае человек испытал какое-то моральное потрясение, которое выбило его из колеи (ма’анауи значение).

Сравнивая эти два типа значений: хисси и ма’анауи — мы придем к выводу, что ма’анауи значение имеет, как правило, для человека большую значимость, нежели значение хисси. Так, в приведенном нами примере, тяжелое моральное потрясение зачастую более неприятно и тяжело для человека, чем сердечные колики.

Возвращаясь к теме шайтана, необходимо вспомнить, что Иблису подчиняются в основном два типа творений: люди и джинны.

И общая формула к пониманию текстов о шайтане такова, что те вещи, которые приписывается к джинну, будут в основе своей ма’анауи, а те, которые приписывается к человеку, в основе своей — хисси.

Понимание этой формулы позволит вам разобраться в смысле десятков аятов и хадисов! Это — очень важная тема!

Для примера разберем один из хадисов.

Рассказал АбдулЛах ибн Масуд:

ذكر عند النبي صلى الله عليه وسلم رجل فقيل ما زال نائما حتى أصبح ما قام إلى الصلاة. فقال: بال الشيطان في أذنه

«При пророке упомянули мужчину, который спал до наступления утра и не встал на молитву. Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «В его уши помочился шайтан»» (Бухари 1144, Муслим 774, Насаи 1608, Ибн Хиббан 2562).

В этом хадисе сказано, что человек проспал до утра, а не до восхода солнца, что является указанием к тому, что проспал он именно тахаджуд, а не фаджр.

Из этого хадиса также понимается, что совершение тахаджуд намаза — является достойным желательным делом. Если же человек отнесся к ночному намазу небрежно, то шайтан, для того чтобы унизить его, мочится ему в уши.

Мы верим в это сообщение, но понимаем, что здесь имеется ввиду ма’анауи значение. Доводом на такое понимание является то, что если бы моча была материальная (хисси), то посланник Аллаха ﷺ приказал бы промывать в таких случаях уши.

Также необходимо отметить, что пропуск ночного намаза не являются грехом.