Меритократия в Исламе

Меритократия в Исламе

В последнее время широкую популярность приобрела идея меритократии.


Наш Telegram канал

Меритократия — это принцип управления, в соответствии с которым должность получает наиболее компетентный и подходящий для неё человек, вне зависимости от его социального статуса, связей или финансового благосостояния.

Принцип меритократии применим как на уровне государства, так и на уровне корпоративной культуры.

Мало кто знает, что принципы, лежащие в основе меритократии, являются исламскими принципами, описанными в Коране и Сунне.

Аллах приказывает в Коране:

إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤَدُّواْ ٱلْأَمَٰنَٰتِ إِلَىٰٓ أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ ٱلنَّاسِ أَن تَحْكُمُواْ بِٱلْعَدْلِ

«Поистине, Аллах велит вам отдавать вверенное [ответственность, должность] тем, кому оно полагается [кто имеет для этого способности], и решать по справедливости, когда вы судите людей» (4:58)

В этом прекрасном аяте Господь Миров разъясняет принцип меритократии и приказывает мусульманам придерживаться его.

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا ضُيِّعَتِ الأَمَانَةُ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ

«Когда (люди) потеряют вверенное им, то ждите (наступления) Судного Часа!»

Его спросили:

كَيْفَ إِضَاعَتُهَا يَا رَسُولَ اللَّهِ؟

«Что значит «потеряют вверенное им?»»

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا أُسْنِدَ الأَمْرُ إِلَى غَيْرِ أَهْلِهِ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ

«Когда вручают ответственность [должность] не тому, кто способен на это, то жди (наступления) Судного Часа!» (Бухари 6496).

Ислам запрещает несправедливость и коррупцию, а поэтому меритократия, с точки зрения Ислама, является обязательной (фард).

Так, передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк ﷺ сказал:

لَعْنَةُ الله عَلَى الرَّاشِي وَالْمُرْتَشِي

«Проклятие Аллаха над теми, кто да­ёт и бе­рёт взят­ки!» (Абу Дауд 3580, Тирмизи 1337, Ибн Маджах 2313).

Относительно несправедливости Аллах сказал в Коране:

وَٱلظَّٰلِمُونَ مَا لَهُم مِّن وَلِىٍّ وَلَا نَصِيرٍ

«А у несправедливых не будет ни покровителя, ни защитника» (42:8)

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

اتَّقُوا الظُّلْمَ ؛ فَإِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ القِيَامَةِ

«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День Воскресения» (Муслим 2578).

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха ﷺ сказал:

إن الله ليُمْلِي للظالم، فإذا أخذه لم يُفْلِتْهُ

«Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но когда Он схватит его, то уже не отпустит».

А потом он [пророк] прочитал (аят, в котором говорится):

وكذلك أخذ ربك إذا أخذ القرى وهي ظالمة إن أخذه أليم شديد

«Такова хватка Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!»

(Бухари 4686, Муслим 2583).

Но каковы основные критерии, по которым определяется подходящий для должности человек?

1) Первым критерием является знание. Так, Аллах говорит, рассказывая историю Йусуфа, мир ему:

قَالَ ٱجْعَلْنِى عَلَىٰ خَزَآئِنِ ٱلْأَرْضِ ​ۖ إِنِّى حَفِيظٌ عَلِيمٌ‮

«Он [Йусуф] сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли. Я — (человек) бережливый и знающий»» (12:55)

В этом аяте Всевышний подчеркивает важность компетенции человека, которая выражается в наличии практического опыта и необходимых знаний (образования).

2) Вторым критерием является физическая возможность и способность к работе.

Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он спросил:

يَا رَسُولَ اللهِ، أَلَا تَسْتَعْمِلُنِي؟

«О посланник Аллаха, не хочешь ли ты поставить меня ответственным [за какое-то государственное дело]?»

Он [пророк] хлопнул меня рукой по плечу и потом сказал:

يَا أَبَا ذَرٍّ، إِنَّكَ ضَعِيفٌ، وَإِنَّهَا أَمَانَةُ، وَإِنَّهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ خِزْيٌ وَنَدَامَةٌ، إِلَّا مَنْ أَخَذَهَا بِحَقِّهَا، وَأَدَّى الَّذِي عَلَيْهِ فِيهَا

«О Абу Зарр, поистине ты — слабый, и поистине это — аманат [ответственность, доверенное]. В Судный День позор и досада (постигнут) всех (, кому была дана ответственность), кроме тех, кто выполнил права своей должности и усердствовал в этом» (Муслим 1825).

3) Третьим критерием является отсутствие склонности к коррупции.

Аллах говорит в Коране:

إِنَّ خَيْرَ مَنِ ٱسْتَـٔۡجَرْتَ ٱلْقَوِىُّ ٱلْأَمِينُ

«…Ведь лучшим из тех, кого ты наймёшь, будет тот, кто силён и заслуживает доверия» (28:26)

В этом аяте Господь Миров объясняет, что двумя основополагающими качествами при приеме человека на ответственную работу, являются его компетентность — сила и способность к выполнению работы, а также честность и порядочность.

Эти три качества: знание, способности и порядочность — являются основой. Но для каждой отдельно взятой должности могут быть и дополнительные требования, которые определяются по обычаю (урф). Эти дополнительные критерии могут меняться с течением времени, с развитием общества и прогресса.

Добавить комментарий