Кровная месть — это древний обычай, который исторически получил широкое распространение на Кавказе. Традиция кровной мести присуща обществу с родоплеменными отношениями.
Суть кровной мести заключается в том, что если бывает убит член какого-либо тейпа (рода или клана), то родственники убитого в отместку обязуются убить кого-либо из тейпа (рода или клана) убийцы (причём не обязательно непосредственно самого убийцу). В случае, если убийство остается без отмщения, тейп (род или клан) несёт в глазах соплеменников репутационные потери, якобы навлекая на себя позор.
Зачастую подобная месть превращается в затяжной, длящийся годами, кровавый конфликт, каждое новое убийство которого провоцирует дальнейшую кровную месть и новый виток напряженности.
В нашей современной истории с традицией кровной мести борются посредством законодательства, квалифицируя кровное отмщение как подлежащее уголовному наказанию убийство. Случаев кровной мести стало гораздо меньше, однако они всё ещё встречаются.
Давайте поговорим о том, что говорит об этом порицаемом обычае Ислам. Аллах говорит в Кур’ане:
فَمَنِ ٱعْتَدَىٰ عَلَيْكُمْ فَٱعْتَدُواْ عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا ٱعْتَدَىٰ عَلَيْكُمْ ۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَٱعْلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلْمُتَّقِينَ
«Если кто-нибудь покушается на вас, то и вы покушайтесь на него, как он покусился на вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах — с богобоязненными» (2:194)
В этом аяте Господь Миров устанавливает фундаментальное право людей на защиту от несправедливой агрессии. Это право согласуется с естеством человека (фитра), чего не скажешь об очевидно привнесенный в библию стих, который ложно приписывают Исе, мир ему:
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38–41)
Очевидно, что подобный общий закон является утопией, ведь в любом обществе находятся недостойные, далекие от религии, люди, агрессию которых можно сдержать только посредством силового противодействия. Именно об этом и говорит Ислам. Но каким должно быть противодействие? Аллах говорит в Кур’ане:
وَكَتَبْنَا عَلَيْهِمْ فِيهَآ أَنَّ ٱلنَّفْسَ بِٱلنَّفْسِ وَٱلْعَيْنَ بِٱلْعَيْنِ وَٱلْأَنفَ بِٱلْأَنفِ وَٱلْأُذُنَ بِٱلْأُذُنِ وَٱلسِّنَّ بِٱلسِّنِّ وَٱلْجُرُوحَ قِصَاصٌ ۚ فَمَن تَصَدَّقَ بِهِۦ فَهُوَ كَفَّارَةٌ لَّهُۥ ۚ
«В ней (в Торе) Мы предписали им: душа — за душу, око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. А для того, кто окажет благодеяние, [отказавшись от возмездия], это станет искуплением» (5:45)
ذَٰلِكَ وَمَنْ عَاقَبَ بِمِثْلِ مَا عُوقِبَ بِهِۦ ثُمَّ بُغِىَ عَلَيْهِ لَيَنصُرَنَّهُ ٱللَّهُ ۗ إِنَّ ٱللَّهَ لَعَفُوٌّ غَفُورٌ
«Вот так! Если кто-либо наказывает так, как он сам был наказан, после чего с ним поступают несправедливо, то Аллах непременно поможет ему. Поистине, Аллах — Отпускающий вину, Прощающий» (22:60)
В этих и других подобных аятах Господь Миров утверждает принцип, согласно которому, в случае несправедливого причинения увечий или убийства, потерпевшая сторона обладает правом взыскать с притеснителя равным образом. Примечательно, что этот принцип был утвержден и в Шариатах предыдущих пророков.
Мудрость этого положения Аллах объясняет в следующем аяте:
وَلَكُمْ فِى ٱلْقِصَاصِ حَيَوٰةٌ يَٰٓأُوْلِى ٱلْأَلْبَٰبِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«Возмездие спасает вам жизнь, о обладающие разумом, — быть может, вы будете богобоязненны» (2:179)
Действительно, как показывает практика, тюремное заключение не всегда эффективно удерживает от преступления убийцу, чего не скажешь об угрозе смертной казни: каждый человек как следует подумает, прежде чем решится убить кого-то, зная, что ему грозит наказание в виде смертной казни.
Важно заметить, что практической реализацией отмщения равным занимается Шариатский суд, а самоуправство в этом вопросе абсолютно недопустимо!
Так, посланник Аллаха сказал:
ينبغي للأمام إذا انتهى إليه حد أن يقيمه
«Правитель мусульман обязан применить наказание, если дело дошло до него» (Ахмад 1/438, аль-Хаким 4/382).
Обратите внимание: обязанность применять наказание посланник Аллаха ﷺ налагает именно на правителя (или его представителей: полицию, суд и тд).
Если мы посмотрим на религиозную практику сподвижников, то убедимся в том, что все шариатские наказания (хадд) устанавливались только посланником Аллаха — как правителем, или же в дальнейшем — халифами.
В случае, когда мусульмане проживают в стране, где Шариат не практикуется, наказание равным мусульманами в порядке самоуправства не допускается!
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا تُقْطَعُ الْأَيْدِي فِي السَّفَرِ، وَلَوْلَا ذَلِكَ لَقَطَعْتُهُ
«Не отсекаются руки (за воровство) во время военного похода» (Тирмизи 1450, Насаи 4979).
В версии у Абу Дауда это высказывание пророка ﷺ приводится вместе с комментарием сподвижника:
Передаётся от Джунады ибн Абу Умайя: «Мы были вместе с Бусром ибн Арта в море, и к нему привели вора по имени Мисдар, который украл верблюдицу. Он сказал:
قَدْ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: لاَ تُقْطَعُ الأَيْدِي فِي السَّفَرِ. وَلَوْلاَ ذَلِكَ لَقَطَعْتُهُ
«Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не следует отрубать руку в походе». А иначе я бы непременно отрубил ему руку»» (Абу Дауд 4408).
Из хадиса мы понимаем, что сподвижник, который был военным командиром (амир) в походе на территориях, не принадлежащих мусульманам, не применил установленное Аллахом наказание к вору.
Ибн Кудама в своей известной книге «аль-Мугни» сказал, что к мусульманину в стране неверных шариатское наказание (хадд) не применяется, указав что в этом вопросе сподвижники были единогласны.
Тем более это касается современных мусульман, которые проживают на территориях немусульманских стран по договору (виза), либо будучи их гражданами.
В качестве альтернативы воздаянию равным потерпевшая сторона может взять с притеснителя финансовую компенсацию, что бывает крайне актуально в случае, когда после убитого без кормильца остались жены и дети.
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ ٱلْقِصَاصُ فِى ٱلْقَتْلَى ۖ ٱلْحُرُّ بِٱلْحُرِّ وَٱلْعَبْدُ بِٱلْعَبْدِ وَٱلْأُنثَىٰ بِٱلْأُنثَىٰ ۚ فَمَنْ عُفِىَ لَهُۥ مِنْ أَخِيهِ شَىْءٌ فَٱتِّبَاعٌ بِٱلْمَعْرُوفِ وَأَدَآءٌ إِلَيْهِ بِإِحْسَٰنٍ ۗ ذَٰلِكَ تَخْفِيفٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَرَحْمَةٌ ۗ فَمَنِ ٱعْتَدَىٰ بَعْدَ ذَٰلِكَ فَلَهُۥ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«О вы, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если же убийца прощён своим братом, то [опекун убитого] должен отнестись к [убийце] по справедливости, а тот должен выплатить ему выкуп наилучшим образом. Таково облегчение от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит меру после этого, уготованы мучительные страдания» (2:178)
О величине выкупа за убийство или нанесение увечий говориться в хадисе, который передал Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм со слов своего отца и деда, о том, что посланник Аллаха ﷺ отправил в Йемен послание, в котором было написано следующее:
أَنَّ مَنِ اعْتَبَطَ مُؤْمِنًا قَتْلًا عَنْ بَيِّنَةٍ، فَإِنَّهُ قَوَدٌ، إِلَّا أَنْ يَرْضَى أَوْلِيَاءُ الْمَقْتُولِ، وَإِنَّ فِي النَّفْسِ الدِّيَةَ مِائَةً مِنْ الْإِبِلِ، وَفِي الْأَنْفِ إِذَا أُوعِبَ جَدْعُهُ الدِّيَةُ،وَفِي العَينَينِ الدِّيةُ، وَفِي اللِّسَانِ الدِّيَةُ، وَفِي الشَّفَتَيْنِ الدِّيَةُ، وَفِي الذَّكَرِ الدِّيَةُ، وَفِي الْبَيْضَتَيْنِ الدِّيَةُ، وَفِي الصُّلْبِ الدِّيَةُ، وَفِي الرِّجْلِ الْوَاحِدَةِ نِصْفُ الدِّيَةِ، وَفِي الْمَأْمُومَةِ ثُلُثُ الدِّيَةِ، وَفِي الْجَائِفَةِ ثُلُثُ الدِّيَةِ، وَفِي الْمُنَقِّلَةِ خَمْسَ عَشْرَةَ مِنَ الْإِبِلِ، وَفِي كُلِّ إِصْبَعٍ مِنْ أَصَابِعِ الْيَدِ وَالرِّجْلِ عَشْرٌ مِنَ الْإِبِلِ، وَفِي السِّنِّ خَمْسٌ مِنَ الْإِبِلِ وَفِي الْمُوضِحَةِ خَمْسٌ مِنَ الْإِبِلِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ يُقْتَلُ بِالْمَرْأَةِ، وَعَلَى أَهْلِ الذَّهَبِ أَلْفُ دِينَارٍ». أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ فِي «الْمَرَاسِيلِ» وَالنَّسَائِيُّ، وَابْنُ خُزَيْمَةَ، وَابْنُ الْجَارُودِ، وَابْنُ حِبَّانَ، وَأَحْمَدُ، وَاخْتَلَفُوا فِي صِحَّتِهِ
«Если доказано, что человек предумышленно убил верующего, то его надлежит казнить, если только родственники убитого не пожелают поступить с ним иначе. Выкуп же за убитого человека составляет сто верблюдов. Также полный выкуп (в сто верблюдов) должен быть выплачен, если человеку целиком отрезали нос, или выкололи оба глаза, или отрезали язык, или вырезали губы, или отрезали половой член, или отрезали яички, или повредили позвоночник. За лишение ноги надлежит выплатить половину выкупа; за нанесение глубокой травмы головы или проникающего ранения на теле – треть выкупа; за нанесение травмы головы со смещением костей – пятнадцать верблюдов; за каждый отрубленный палец на руке или ноге – по десять верблюдов; за сломанный зуб или нанесение травмы с обнажением кости – пять верблюдов. Мужчину надлежит казнить за убийство женщины. Если же люди пожелают выплатить выкуп золотом, то они должны выплатить тысячу динаров» (Насаи 4853, аль-Хаким 1/552, Ибн Хиббан 14/501).
Чтобы получить представление о величине выкупа в современных реалиях, можно принять цену верблюда за 1.000 — 1.500$.
Тысяча динаров во время посланника Аллаха по нынешним меркам соответствует ориентировочно 4,25 кг. золота или приблизительно 11.000.000 по текущему курсу.
Также потерпевшая сторона может полностью простить убийцу, отказавшись как от воздаяния равным, так и от финансовой компенсации.
Убивать же в качестве воздаяния кого-либо кроме убийцы, как это принято в традиции кровной нести, Господь Миров категорически запрещает, о чём говорится в аяте:
وَلَا تَقْتُلُواْ ٱلنَّفْسَ ٱلَّتِى حَرَّمَ ٱللَّهُ إِلَّا بِٱلْحَقِّ ۗ وَمَن قُتِلَ مَظْلُومًا فَقَدْ جَعَلْنَا لِوَلِيِّهِۦ سُلْطَٰنًا فَلَا يُسْرِف فِّى ٱلْقَتْلِ ۖ إِنَّهُۥ كَانَ مَنصُورًا
«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать без права на то. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его близкому довод [против убийцы], но пусть он не излишествует в отмщении. Поистине, ему будет оказана помощь» (17:33)
Также, описывая верующих, Аллах говорит в Кур’ане:
وَٱلَّذِينَ إِذَآ أَصَابَهُمُ ٱلْبَغْىُ هُمْ يَنتَصِرُونَ
وَجَزَٰٓؤُاْ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا ۖ فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُۥ عَلَى ٱللَّهِ ۚ إِنَّهُۥ لَا يُحِبُّ ٱلظَّٰلِمِينَ
وَلَمَنِ ٱنتَصَرَ بَعْدَ ظُلْمِهِۦ فَأُوْلَٰٓئِكَ مَا عَلَيْهِم مِّن سَبِيلٍ
إِنَّمَا ٱلسَّبِيلُ عَلَى ٱلَّذِينَ يَظْلِمُونَ ٱلنَّاسَ وَيَبْغُونَ فِى ٱلْأَرْضِ بِغَيْرِ ٱلْحَقِّ ۚ أُوْلَٰٓئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
وَلَمَن صَبَرَ وَغَفَرَ إِنَّ ذَٰلِكَ لَمِنْ عَزْمِ ٱلْأُمُورِ
«…которые отмщают, когда с ними поступают несправедливо. Воздаяние за зло — равноценное зло, а если кто простит и поступит праведно, то его награда будет за Аллахом. Поистине, Он не любит несправедливых. Не заслуживают упрёка те, которые отмщают после того, как с ними поступили несправедливо. Упрёка заслуживают только те, которые несправедливо поступают с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания. А если кто-либо проявит терпение и простит, то ведь такие дела требуют решимости» (49:39-43)
Следует также отменить, что в случае непредумышленного убийства, воздаяние равным не применяется. Потерпевшая сторона в подобном случае имеет право только на финансовую компенсацию (дия) или может простить убийцу:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ أَن يَقْتُلَ مُؤْمِنًا إِلَّا خَطَـًٔا ۚ وَمَن قَتَلَ مُؤْمِنًا خَطَـًٔا فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَىٰٓ أَهْلِهِۦٓ إِلَّآ أَن يَصَّدَّقُواْ
«Верующий не может убить верующего, разве что по ошибке. Тот, кто убил верующего по ошибке, должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им (простят ему финансовую компенсацию)» (4:92)
Подводя итог можно сказать, что традиция кровной мести строго запрещена с точки зрения Ислама и является одним из порицаемых пережитков времен невежества (джахилия).