Как выглядит шайтан? Могут ли джинны и шайтаны менять свой облик?


Новая, более подробная версия статьи: Как выглядит шайтан


Наш Telegram канал

В Коране и Сунне приходит большое количество аятов и хадисов, посвященных джиннам и шайтанам. Поэтому, является важным как следует понять эту тему.

У людей часто возникает вопрос: можем ли мы увидеть джинна? Ответить на него можно с двух аспектов:

1. В своей основе джиннов в этой дунья увидеть нельзя. Об этом свидетельствует аят:

يَا بَنِي آدَمَ لَا يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْآتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لَا تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ

«О сыны Адама! Не позволяйте шайтану совратить вас, подобно тому как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Поистине, он [Иблис] и его сородичи [шайтаны] видят вас оттуда, где вы их не видите. Поистине, Мы сделали шайтанов покровителями тех, которые не веруют» (7:27)

Как мы видим, Аллах говорит: «Вы их не видите».

2. Существуют исключения, которые имели место быть в период ниспослания Откровения.

Так, иногда можно было увидеть джиннов во времена пророчества. При этом каждый такой случай должен быть подтверждëн именно пророком, поскольку никак иначе факт видения джинна доказать невозможно.

Все случаи видения джиннов и шайтанов во времена пророчества, в свою очередь, можно разделить на две группы:

1. Общий период откровения пророков. Это когда некоторые люди видели шайтана подобно тому, как это случилось с Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах. Тогда он увидел шайтана в облике человека, пытавшегося украсть еду.

Так Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал:

«(Однажды) посланник Аллаха ﷺ поручил мне хранить собранный в Рамадане закят [закят аль-Фитр], а (через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду.

Я схватил его и сказал:

وَاللَّهِ لأَرْفَعَنَّكَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха ﷺ!»

Он сказал:

إِنِّي مُحْتَاجٌ، وَعَلَيَّ عِيَالٌ، وَلِي حَاجَةٌ شَدِيدَةٌ

«Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей, и я — в крайней нужде!»

Тогда я отпустил его, а утром пророк ﷺ спросил меня:

يَا أَبَا هُرَيْرَةَ مَا فَعَلَ أَسِيرُكَ الْبَارِحَةَ

«О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?»

Я ответил:

يَا رَسُولَ اللَّهِ شَكَا حَاجَةً شَدِيدَةً وَعِيَالاً فَرَحِمْتُهُ، فَخَلَّيْتُ سَبِيلَهُ

«О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил».

(Пророк ﷺ) сказал:

أَمَا إِنَّهُ قَدْ كَذَبَكَ وَسَيَعُودُ

«Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся».

Таким образом, я (заранее) узнал, что он вернётся, так как посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّهُ سَيَعُودُ

«Поистине, он вернётся», — и я стал поджидать его.

(Через некоторое время) он (и в самом деле снова) пришёл и стал пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал:

لأَرْفَعَنَّكَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Поистине, я отведу тебя к посланнику Аллаха ﷺ!»

Он сказал:

دَعْنِي فَإِنِّي مُحْتَاجٌ، وَعَلَيَّ عِيَالٌ لاَ أَعُودُ

«Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня (много) детей, и я больше не вернусь!»

Тогда я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха ﷺ спросил меня:

يَا أَبَا هُرَيْرَةَ، مَا فَعَلَ أَسِيرُكَ

«О Абу Хурайра, что делал твой пленник?»

Я ответил:

يَا رَسُولَ اللَّهِ شَكَا حَاجَةً شَدِيدَةً وَعِيَالاً، فَرَحِمْتُهُ فَخَلَّيْتُ سَبِيلَهُ

«О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил».

(На это пророк ﷺ) сказал:

أَمَا إِنَّهُ قَدْ كَذَبَكَ وَسَيَعُودُ

«Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся».

И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришёл и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал:

لأَرْفَعَنَّكَ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَهَذَا آخِرُ ثَلاَثِ مَرَّاتٍ أَنَّكَ تَزْعُمُ لاَ تَعُودُ ثُمَّ تَعُودُ

«Поистине, (теперь-то) я отведу тебя к посланнику Аллаха ﷺ потому что ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься!»

(Тогда этот человек) сказал:

دَعْنِي أُعَلِّمْكَ كَلِمَاتٍ يَنْفَعُكَ اللَّهُ بِهَا

«Отпусти меня, (а за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!»

Я спросил:

ما هو

«Что (это за слова)?»

Он сказал:

إِذَا أَوَيْتَ إِلَى فِرَاشِكَ فَاقْرَأْ آيَةَ الْكُرْسِيِّ: {اللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ} حَتَّى تَخْتِمَ الآيَةَ، فَإِنَّكَ لَنْ يَزَالَ عَلَيْكَ مِنَ اللَّهِ حَافِظٌ وَلاَ يَقْرَبَنَّكَ شَيْطَانٌ حَتَّى تُصْبِحَ

«Когда будешь ложиться спать, читай аят аль-Курсий: «Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…», — (от начала) до конца (и, если ты станешь делать это,) — с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!», — и я отпустил его.

А утром посланник Аллаха ﷺ спросил меня:

مَا فَعَلَ أَسِيرُكَ الْبَارِحَةَ

«Что делал вчера твой пленник?»

Я ответил:

يَا رَسُولَ اللَّهِ زَعَمَ أَنَّهُ يُعَلِّمُنِي كَلِمَاتٍ، يَنْفَعُنِي اللَّهُ بِهَا، فَخَلَّيْتُ سَبِيلَهُ

«О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его».

(Пророк ﷺ) спросил:

ما هي

«Что же (это за слова)?»

Я ответил:

لِي إِذَا أَوَيْتَ إِلَى فِرَاشِكَ فَاقْرَأْ آيَةَ الْكُرْسِيِّ مِنْ أَوَّلِهَا حَتَّى تَخْتِمَ: {اللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ} وَقَالَ لِي لَنْ يَزَالَ عَلَيْكَ مِنَ اللَّهِ حَافِظٌ وَلاَ يَقْرَبَكَ شَيْطَانٌ حَتَّى تُصْبِحَ

«Он сказал мне: «Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца аят аль-Курсий: «Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего»», — и ещё он сказал мне: «C тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!»

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, или другой передатчик этого хадиса сказал):

وَكَانُوا أَحْرَصَ شَيْءٍ عَلَى الْخَيْرِ

«А они больше всего стремились к благу».

(Далее Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал):

«(Выслушав меня,) пророк ﷺ сказал:

 أَمَا إِنَّهُ قَدْ صَدَقَكَ وَهُوَ كَذُوبٌ، تَعْلَمُ مَنْ تُخَاطِبُ مُنْذُ ثَلاَثِ لَيَالٍ يَا أَبَا هُرَيْرَةَ

«Он действительно сказал тебе правду(, несмотря) на то, что он − отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал этими тремя ночами, о Абу Хурайра?»

Я сказал:

لا

«Нет».

(Пророк ﷺ) сказал:

ذَاكَ شَيْطَانٌ

«Это — шайтан» (аль-Бухари 2311).

Также существует хадис, из которых мы узнаем, что во времена посланника Аллаха ﷺ в Медине некоторые джинны могли повстречаться людям в образе собаки или змеи.

Так передается, что посланник Аллаха сказал:

الجِنُّ ثَلاَثَةُ أَصْنافٍ فَصِنْفٌ لَهُمْ أَجْنِحَةٌ يَطِيرُونَ بِهَا فِي الْهَوَاءِ وَصِنْفٌ حَيَّاتٌ وَكِلَابٌ وَصِنْفٌ يَحِلُّونَ وَيَظْعَنُونَ

«Джинны бывают трёх видов: одни имеют крылья и летают по воздуху, другие (принимают облик) змей и собак, а третьи — останавливаются и путешествуют» (аль-Хаким 3754, ат-Табарани 18020, Ибн Хиббан 6256).

Этот хадис передается разными путями и с многочисленными добавлениями, но все они являются слабыми. Именно эта версия, которую приводит имам Хаким, является достоверной.

Необходимо отметить, что в этом хадисе имеются ввиду не все змеи и собаки, а только те, которые в тот момент встречались в Медине. На это указывают другие хадисы, в которых посланник Аллаха ﷺ побуждал убивать в Медине собак, поскольку их образ принимали неверные шайтаны и не трогать трое суток змей, даже если они заползали в дома, поскольку среди них были и верующие джинны. Всё это было чудесами посланника Аллаха ﷺ и касалось определенного места и времени.

2. Особое время — время Сулеймана, мир ему. Сулейман попросил у Аллаха:

قَالَ رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَّا يَنبَغِي لِأَحَدٍ مِّن بَعْدِي إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

فَسَخَّرْنَا لَهُ الرِّيحَ تَجْرِي بِأَمْرِهِ رُخَاءً حَيْثُ أَصَابَ

وَالشَّيَاطِينَ كُلَّ بَنَّاءٍ وَغَوَّاصٍ

وَآخَرِينَ مُقَرَّنِينَ فِي الْأَصْفَادِ

«Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий». Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также шайтанов — всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (38:35-38)

Аллах ответил на дуа Сулеймана, мир ему, и подчинил ему шайтанов из числа джиннов, сделав это одним из знамений.

Также от Абу Хурайры передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ عِفْرِيتًا مِنَ الْجِنِّ تَفَلَّتَ عَلَيَّ الْبَارِحَةَ- أَوْ كَلِمَةً نَحْوَهَا- لِيَقْطَعَ عَلَيَّ الصَّلاَةَ، فَأَمْكَنَنِي اللَّهُ مِنْهُ، فَأَرَدْتُ أَنْ أَرْبِطَهُ إِلَى سَارِيَةٍ مِنْ سَوَارِي الْمَسْجِدِ، حَتَّى تُصْبِحُوا وَتَنْظُرُوا إِلَيْهِ كُلُّكُمْ، فَذَكَرْتُ قَوْلَ أَخِي سُلَيْمَانَ رَبِّ هَبْ لِي مُلْكًا لاَ يَنْبَغِي لأَحَدٍ مِنْ بَعْدِي

«Вчера меня неожиданно посетил могущественный шайтан из джиннов, намеревавшийся испортить мою молитву, но Аллах дал мне силу одержать над ним верх, поэтому я поймал его и хотел привязать его к одному из столбов мечети, чтобы все вы могли взглянуть на него, но я вспомнил молитвенное обращение моего брата Сулеймана: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня», — вот я и отпустил его, посрамлëнного» (аль-Бухари 461).

В этом хадисе сам пророк сообщает, что подчинение шайтанов — являлось особенностью Сулеймана, мир ему, и это не может быть никому дано после него. Поэтому вызывают удивление те люди, которые приписывают в наше время себе подобную способность. Это является явной ложью!

Ещё одним подтверждением особого положения Сулеймана, мир ему, и его власти над джиннами, являются аяты:

قَالَ يَا أَيُّهَا الْمَلَأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ

قَالَ عِفْرِيتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ

«[Сулейман] сказал: «О знатные мужи! Кто из вас принесёт мне её трон до того, как они покорно придут ко мне?» Ифрит, один из джиннов, сказал: «Я принесу его тебе, прежде чем ты поднимешься со своего места, ведь я в этом силён и заслуживаю доверия»» (27:38-39)

Таким образом, мы приходим к пониманию, что власть Сулеймана, мир ему, над джиннами — была его караматом, которым Аллах наделил его в ответ на дуа. И подчинение джиннов человеку — являлось особенностью его времени и одним из чудес пророчества. Точно так же и возможность видеть некоторых из джиннов, являлась отличительной особенностью времен пророчества других пророков.

Так, Ибн ‘Аббас сказал:

صَارَتِ الأَوْثَانُ الَّتِي كَانَتْ فِي قَوْمِ نُوحٍ فِي الْعَرَبِ بَعْدُ، أَمَّا وُدٌّ كَانَتْ لِكَلْبٍ بِدَوْمَةِ الْجَنْدَلِ، وَأَمَّا سُوَاعٌ كَانَتْ لِهُذَيْلٍ، وَأَمَّا يَغُوثُ فَكَانَتْ لِمُرَادٍ ثُمَّ لِبَنِي غُطَيْفٍ بِالْجُرُفِ عِنْدَ سَبَا، وَأَمَّا يَعُوقُ فَكَانَتْ لِهَمْدَانَ، وَأَمَّا نَسْرٌ فَكَانَتْ لِحِمْيَرَ، لآلِ ذِي الْكَلاَعِ. أَسْمَاءُ رِجَالٍ صَالِحِينَ مِنْ قَوْمِ نُوحٍ، فَلَمَّا هَلَكُوا أَوْحَى الشَّيْطَانُ إِلَى قَوْمِهِمْ أَنِ انْصِبُوا إِلَى مَجَالِسِهِمُ الَّتِي كَانُوا يَجْلِسُونَ أَنْصَابًا، وَسَمُّوهَا بِأَسْمَائِهِمْ فَفَعَلُوا فَلَمْ تُعْبَدْ حَتَّى إِذَا هَلَكَ أُولَئِكَ وَتَنَسَّخَ الْعِلْمُ عُبِدَتْ

«Идолы, которые существовали среди народа Нуха, впоследствии появились среди арабов. Что касается Вудда, то он был идолом у племени Кельба, населявшего Думат аль-Джандаль. Сува был идолом племени Хузал. Йагусу поклонялись племя Мурада, а затем и племя Гатийф из аль-Джурф, недалеко от местности Сабаа. Йаука был идолом для племени Хамдана, а Наср — для Химьяра семейства Зу Киля. Это имена праведников, которые жили среди народа Нуха (Ноя), мир ему. Когда они умерли, шайтан внушил людям слепить их статуи, поставить их в том месте, где они обычно устраивали посиделки, и назвать их именами этих праведников. Люди так и сделали, но статуям не поклонялись, пока не умерли строители этих статуй и пока не было потеряно знание. После этого люди сделали эти статуи своими идолами» (аль-Бухари 4920).

Мы видим, что во времена пророка Нуха, мир ему, к людям пришел шайтан. И условием к утверждению этого является подтверждение этого факта Откровением.

К Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах, пришел шайтан и к народу Нуха, мир ему. Но как бы мы поняли это, если бы не Откровение? Обратите внимание, что сам Абу Хурайра не смог узнать в том человеке шайтана, до тех пор, пока посланник Аллаха ﷺ не сообщил ему об этом. Что же тогда мы можем сказать о людях, которые в наше время приписывают себе способности видеть шайтанов и джиннов, а также разговаривать с ними?!

Важно заметить, что Аллах позволил шайтану приходить к людям в образе человека именно во времена пророчества, когда ниспосылалось Откровение, и посланник находился среди людей, увещевая их. Во все остальные времена Аллах не даёт шайтану таких полномочий.

Из хадиса мы поняли, что существуют только три вида джиннов и на какую-либо другую их разновидность нет доказательства в Исламе, как нет довода и на то, чтобы джинны являлись когда-либо и к кому-либо в образе людей.

Сейчас же, когда двери пророчества закрыты, увидеть ни шайтанов ни джиннов невозможно в соответствии с основой, которую устанавливает аят: «Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите». И лгут те, которые заявляют, что видели джиннов, разговаривали с ними и так далее.

Тем более неправильными являются слова о том, что джинны могут совокупляться с женщинами из числа людей, иметь от них детей и так далее. Всё это — только вымыслы, которые не имеют под собой никакой основы в религии Аллаха, несмотря на то, что подобные высказывания принадлежат некоторым известным имамам.