Как делать намерение?

Намерение – это деяние сердца, поэтому языком его проговаривать НЕ нужно!


Наш Telegram канал

Не доказано ни от пророка ﷺ, ни от сподвижников, чтобы кто-то из них проговаривал намерение вслух или про себя.

Если мы обратим внимание на хадисы о намазе, то сподвижники передают, что пророк начинал молитву со слов «Аллаху акбар» и ничего не произносил перед этим.

Так, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:

إِذَا قُمْتَ إِلَى الصَّلَاةِ فَأَسْبِغِ الْوُضُوءَ، ثُمَّ اسْتَقْبِلِ الْقِبْلَةَ, فَكَبِّرْ

«Если ты собираешься совершить намаз, то соверши надлежащим образом омовение, после чего встань лицом к кибле и скажи: «Аллах превелик!»» (Бухари 6667).

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:

كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَسْتَفْتِحُ الصَّلَاةَ بِالتَّكْبِيرِ وَالْقِرَاءَةَ بِـ {الْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ}

«В начале намаза посланник Аллаха ﷺ возвеличивал Аллаха и читал «Хвала Аллаху, Господу миров!»»(Муслим 498).

Как мы видим, посланник Аллаха ﷺ не произносил вслух своё намерение перед началом молитвы.

Ни от одного из сподвижников не передается ни одного достоверного асара, в котором бы они использовали инструкцию вроде: «Я намереваюсь совершить молитву зухр из четырех ракаатов ради Аллаха позади имама в джамаате».

В известном хадисе посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ

«Поистине, дела (оцениваются Аллахом) только по намерениям» (Бухари 1, Муслим 1907).

Если бы перед каждым поклонением, нужно было бы проговаривать своё намерение, то и помогая родителям, мы должны были бы говорить: «Я намереваюсь сходить в магазин, чтобы купить там молоко и тем самым ради Аллаха выполнить просьбу моей мамы». Абсурдность такого поведения очевидна.

Многие мусульмане попали в недоразумение, посчитав, что произнесение вслух тальбии во время совершение Хаджа или Умры является произнесением намерения и сделали аналогию с этой ситуации на некоторые другие виды поклонения, начав произносить вслух намерение и там.

Однако это является ошибкой и нововведением, поскольку мы не должны опережать Аллаха и Его посланника ﷺ. Там где пророк ﷺ произносил какие-либо дуа или зикры вслух — там вслух их нужно произносить и нам, но ни в коем случае нельзя добавлять в обряды поклонения что-то от себя, начиная делать то, чего он ﷺ не делал.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал:

صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَنَحْنُ مَعَهُ بِالْمَدِينَةِ الظُّهْرَ أَرْبَعًا، وَالْعَصْرَ بِذِي الْحُلَيْفَةِ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ بَاتَ بِهَا حَتَّى أَصْبَحَ، ثُمَّ رَكِبَ حَتَّى اسْتَوَتْ بِهِ عَلَى الْبَيْدَاءِ، حَمِدَ اللَّهَ وَسَبَّحَ وَكَبَّرَ، ثُمَّ أَهَلَّ بِحَجٍّ وَعُمْرَةٍ، وَأَهَلَّ النَّاسُ بِهِمَا

«В Медине мы вместе с посланником Аллаха ﷺ совершили полуденный намаз в четыре ракаата, а в Зу-ль-Хуляйфе (он совершил) послеполуденный намаз в два ракаата, после чего остался там на ночь.

Утром (пророк ﷺ) сел на свою верблюдицу, когда же она достигла аль-Байды, он произнёс слова: «Хвала Аллаху /аль-хамду ли-Ллях/», «Пречист Аллах /Субхана-Ллах/» и «Аллах велик /Аллаху акбар/», после чего стал произносить тальбию, объявляя о своём совершении Хаджа и Умры, и эти слова (вслед за ним) произносили и (другие) люди» (Бухари 1551).

‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ произносил тальбию следующим образом:

لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ، لاَ شَرِيكَ لَكَ

«Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе, и владычество, нет у Тебя сотоварища!» (Бухари 1549, Муслим 1184).

Халляд ибн ас-Саиб аль-Ансари передаёт от своего отца, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

 أَتَانِي جِبْرِيلُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَمَرَنِي أَنْ آمُرَ أَصْحَابِي وَمَنْ مَعِي أَنْ يَرْفَعُوا أَصْوَاتَهُمْ بِالإِهْلاَلِ

«Ко мне пришёл Джибриль и велел мне приказать моим сподвижникам и всем, кто сопровождает меня, произносить тальбию громким голосом» (Абу Дауд 1814, Тирмизи 829).

Из этих хадисов мы понимаем, что относительно произнесения вслух тальбии у пророка был отдельный приказ от Аллаха. И этот приказ не распространяется на произнесение вслух намерения при совершении других видов поклонения.

К этой же категории относится и хадис, который передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказала, что (однажды) посланник Аллаха ﷺ пришёл к Дуба‘а бинт аз-Зубайр и спросил её:

لعلك أردت الحج

«Наверное, ты хочешь совершить хадж?»

(В ответ ему) она сказала:

والله لا أجدني إلا وجعة

«Клянусь Аллахом, я плохо себя чувствую!»

(Тогда пророк ﷺ) сказал:

حجي واشترطي، قولي اللهم محلي حيث حبستني

«Отправляйся в Хадж, но сделай оговорку и скажи: «О Аллах, я сниму ихрам там, где Ты задержишь меня» (Бухари 5089, Муслим 1207).

В этом хадисе пророк ﷺ объясняет сподвижнице, какие слова нужно прибавить к тальбие в случае, если человек обоснованно предполагает, что, возможно, не сможет завершить обряды Хаджа. Этот хадис не указывает на то, что нужно озвучивать свои намерения вслух.

Резюмируя можно сказать, что произнесение своего намерения вслух является грехом и порицаемым нововведением, поскольку посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ

«Поистине, каждое нововведение [в религию] — это заблуждение!» (Абу Дауд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5).

مَنْ أَحْدَثَ فِى أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«(Если) кто-то внесёт в это наше дело [в Ислам] то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» (Бухари 2697, Муслим 1718, Абу Дауд 4606, Ибн Маджах 14).

Намерение считается полностью сформированным и полноценным, когда человек понимает какое поклонение он осуществляет и с какой целью.