Новая, более подробная версия статьи: Лечение одержимости
В предыдущих публикациях о джиннах мы уже упоминали, что среди людей распространено ошибочное понимание, согласно которому джинны могут вселяться в людей, «отказываясь выходить» из них и вызывать тяжелые заболевания.
На почве этих ошибочных с точки зрения Ислама убеждений, появились и те, которые специализируются на изгнании джиннов из человека, устраивая для этих целей особые «начитки». Они сделали из этого занятия ремесло, по причине которого получают среди неграмотных людей определенную известность, которую нередко затем конвертируют и в имущественное вознаграждение.
Но что говорит об этом всём Ислам?
Сторонники мнения о дозволенности экзорцизма в Исламе берут себе в качестве довода следующий достоверный хадис со слов Усмана ибн аби аль-Асса, который рассказал:
لَمَّا اسْتَعْمَلَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الطَّائِفِ , جَعَلَ يَعْرِضُ لِي شَيْءٌ فِي صَلَاتِي حَتَّى مَا أَدْرِي مَا أُصَلِّي , فَلَمَّا رَأَيْتُ ذَلِكَ رَحَلْتُ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
«Когда посланник Аллаха ﷺ назначил меня руководителем в Таифе, что-то со мной стало происходить в моих намазах так, что я уже не помнил, что прочитал, а что нет. И когда я это заметил, то отправился к посланнику Аллаха ﷺ.
Он сказал:
ابْنُ أَبِي الْعَاصِ
«Ибн аби аль-Асс?».
Я сказал:
نَعَمْ يَا رَسُولَ اللَّهِ
«Да, о посланник Аллаха».
Он спросил:
مَا جَاءَ بِكَ
«Что привело тебя ко мне?».
Я ответил:
يَا رَسُولَ اللَّهِ , عَرَضَ لِي شَيْءٌ فِي صَلَوَاتِي حَتَّى مَا أَدْرِي مَا أُصَلِّي
«О посланник Аллаха, случилось со мной такое, что я не помню, что прочитал в намазе, а что нет».
Он сказал:
ذَاكَ الشَّيْطَانُ ادْنُهْ
«Это шайтан. Ну-ка подойди ко мне».
فَدَنَوْتُ مِنْهُ , فَجَلَسْتُ عَلَى صُدُورِ قَدَمَيّ
Я подошёл и сел на корточки.
فَضَرَبَ صَدْرِي بِيَدِهِ , وَتَفَلَ فِي فَمِ , وَقَالَ
Посланник слегка ударил меня в грудь своей рукой и поплевал мне в рот, а затем сказал:
اخْرُجْ عَدُوَّ اللَّهِ
«Уходи, враг Аллаха!».
فَفَعَلَ ذَلِكَ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ ، ثُمَّ قَالَ
И он так сделал 3 раза, потом сказал:
الْحَقْ بِعَمَلِكَ
«Вернись к своим делам»».
И Усман говорит:
فَلَعَمْرِي مَا أَحْسِبُهُ خَالَطَنِي بَعْدُ
«Клянусь (Аллахом, в Чьих Руках) моя жизнь, я не заметил, чтобы шайтан подходил ко мне после этого!» (Ибн Маджах 3546).
Однако в действительности, этот хадис не является для них доводом в этом вопросе, а указывает ровно на обратное!
Обратите внимание: узнал ли о шайтане сам Усман, да будет доволен им Аллах, прежде чем прийти к посланнику Аллаха ﷺ?
Нет! И это потому, что подобная информация не познается посредством каких либо специфических признаков, а может быть озвучена только на основании Откровения, как это и произошло в этом случае!
Это было одним из чудес пророка ﷺ. Так, посланник Аллаха, с дозволения Аллаха, слышал мучения в могиле, которым подвергались мушрики, разговаривал с мертвыми мушриками после битвы при Бадре, один из камней в Мекке здоровался с посланником Аллаха ﷺ, и подобных чудес известно из Сунны немало.
Почему же тогда люди не делают ничего из этого, но зато вовсю «изгоняют» джиннов и «разговаривают» с ними?
Задайте себе вопрос: хотя бы кто-то из сподвижников занимался чем-то подобным? Нет! Не существует ни одного достоверного предания о том, чтобы кто-то из сахабов разговаривал с джинном после смерти посланника Аллаха или, тем более, изгонял его так, как это сейчас делают люди.
Напротив, от пророка ﷺ приходит хадис, который указывает на запретность подобных действий!
От Джабира ибн АбдулЛаха, да будет доволен им Аллах, передается, что:
سُئِلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ النَّشْرَةِ فَقَالَ
У посланника Аллаха ﷺ спросили насчёт «нушра», на что он ответил:
مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ
«(Это -) из дел шайтана» (Ахмад» 1372, Абу Дауд 3868).
Относительно того, что такое «нушра» — есть разногласия. Среди учёных на этот счёт есть три мнения:
1) Некоторые сказали, что это слово происходит от слова إنتِشَار , что переводится как «распространяться, уходить», т.е. когда джинны уходят. Сюда также относится ситуация, когда человеку ставят диагноз о поражении джиннами, читают ему что-то, и джинны начинают проявляться, выходить и т.д.
2) Другие сказали, что النَّشْرَ — это рукья, лечение. И здесь, в хадисе, сказано, что النَّشْر — это дела шайтана, а значит тут не имеется в виду та рукья, которая состоит из Корана или приходит в Сунне. Получается, что в этом хадисе речь идёт о какой-то другой рукья.
3) Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, говорит, что «нушра» — это один из видов сихра.
Это — три известных мнения насчёт слова «нушра».
Из Откровения доказано, что существуют три вещи, которые влияют на разум человека: колдовство (сихр), сглаз (‘айн) и шайтан. Все они — являются истиной!
Поэтому те люди, которые отрицают эти три вещи — имеют в этом вопросе убеждения мутазилитов.
Вместе с этим, не смотря на то, что колдовство, сглаз и джинны — являются истиной, никто из людей не может знать, имеют ли они место быть в каком-либо конкретном случае.
Только посланник Аллаха ﷺ, на основе Откровения, мог знать, что у какого-либо конкретного человека есть сихр, сглаз или что в нем находится джинн.
Информация об этих вещах — относятся к сокровенному и её можно достоверно выяснить исключительно через Откровение.
Быть убежденными в истинности колдовства, сглаза или существовании джиннов — является частью исламской акыды, однако нигде в Коране или Сунне не сказано, что если вы увидите определённые признаки — то это будет сихр, сглаз или поражение шайтаном.
Ни один из сподвижников не занимался тем, что определял у людей наличие сглаза или колдовства и не изгонял джиннов. А ведь если бы это было из Ислама, то они непременно бы занимались этим!
Только при живом пророке ﷺ, случилась та ситуация, когда у него ухудшилась память и он, бывало, совершал какое-то дело, а потом забывал это так, как будто и не совершал его. Затем Аллах исцелил его ﷺ, и посланник Аллаха, получив Откровение, указал на место, в котором лежало колдовство.
Получается, что люди узнали о том, что причиной его плохой памяти являлось колдовство, только после того, как посланник Аллаха ﷺ сообщил им об этом. Эта история описывается в следующем хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказала:
سُحِرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى كَانَ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ أَنَّهُ يَفْعَلُ الشَّيْءَ وَمَا يَفْعَلُهُ، حَتَّى كَانَ ذَاتَ يَوْمٍ دَعَا وَدَعَا، ثُمَّ قَالَ
«Околдовали пророка ﷺ так, что бывало, ему казалось, что он совершил какую-то вещь, а на самом деле он не совершал её. (Это происходило,) пока не случилось так, что однажды он попросил дуа, затем ещё раз попросил дуа и вот так без конца просил дуа у Аллаха (чтобы Он избавил его от этого состояния) и потом сказал:
أَشَعَرْتِ أَنَّ اللَّهَ أَفْتَانِي فِيمَا فِيهِ شِفَائِي
«А знаешь, что Аллах ответил мне (насчёт этого моего ду’а) и показал в чём моё лечение?».
И Аиша дальше рассказывает:
أَتَانِي رَجُلاَنِ، فَقَعَدَ أَحَدُهُمَا عِنْدَ رَأْسِي وَالآخَرُ عِنْدَ رِجْلَيَّ، فَقَالَ أَحَدُهُمَا لِلآخَرِ
Пришли двое мужчин (это были ангелы в облике мужчин), и один из них сел возле моей головы, а второй — у ног. И один из них сказал другому:
مَا وَجَعُ الرَّجُلِ
«Что случилось с этим мужчиной?»
(А второй) ответил:
مَطْبُوبٌ
«Его околдовали».
(Первый) сказал:
وَمَنْ طَبَّهُ
«А кто его заколдовал?»
(Второй) ответил:
لَبِيدُ بْنُ الأَعْصَمِ
«Лябид ибн аль-Асам».
(Первый) сказал:
فِي مَاذَا
«А в чём это колдовство?»
(Второй) ответил:
فِي مُشُطٍ وَمُشَاقَةٍ وَجُفِّ طَلْعَةٍ ذَكَرٍ
«Это в расчёске, где остались волосы, и в сухих кусочках финиковых пальм мужского рода».
(Первый) сказал:
فَأَيْنَ هُوَ
«А где это?»
(Второй) ответил:
فِي بِئْرِ ذَرْوَانَ
«В колодце Заруана».
(Тогда) посланник Аллаха ﷺ вышел, потом вернулся и сказал Аише:
نَخْلُهَا كَأَنَّهَا رُءُوسُ الشَّيَاطِينِ
«Эти пальмы, как головы шайтанов».
И я сказала:
اسْتَخْرَجْتَهُ
«Ты вынул это колдовство [и показал людям]?».
Он сказал:
لاَ أَمَّا أَنَا فَقَدْ شَفَانِي اللَّهُ، وَخَشِيتُ أَنْ يُثِيرَ ذَلِكَ عَلَى النَّاسِ شَرًّا، ثُمَّ دُفِنَتِ الْبِئْرُ
«Нет. Что насчёт меня, то поистине, Аллах дал мне здоровье, и я боюсь, что это повлияет на людей, и получится от этого беда, так что я просто похоронили это колдовство в том колодце» (аль-Бухари 3268).
Обратите внимание: даже сам пророк ﷺ изначально не знал о причине своей забывчивости, пока не пришло Откровение. И если выявить колдовство самостоятельно не мог даже сам пророк, то кто может это сделать после него?
Что касается сглаза, то это — тоже несомненная истина. Существуют хадисы, которые указывают на то, что сглаз может влиять на человека, но при этом нигде не написано в Откровении, как можно это выяснить в конкретном случае и по каким признакам.
Поэтому правильным является следующий подход: если какой-то человек болеет, или у него слабая память, или любая другая проблема (психическая или физическая болезнь), то ему можно читать рукья. И это станет для него лечением, даже если у него сихр. Для этого нужно читать Фатиху, Бакару, аят аль-Курси и последние 2-3 суры.
Это суры автоматически исцеляют и сихр, и сглаз, и наущения шайтана. Но при этом никто не может конкретно определить, какой именно недуг у человека, ссылаясь на какие-то признаки. Те же, которые пытаются это делать, как раз и совершают тем самым «нушра», что относится к делам шайтана.
Так, имамы аль-Хайсами и аль-Баззар в своём муснаде передают с хорошей цепочкой от Хасана аль-Басри, что когда у Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили что такое нушра, то он ответил:
النشرة ضرب من العلاج والرقية، يعالج به من كان يظن أن به مسًّا من الجن، سميت نشرة، لأنه ينشر بها عنه ما خامره من الداء، أي: يكشف ويزال.
«Нушра — это один из видов рукья, посредством которого лечат того (человека), про которого думают, что его свел с ума кто-то из джиннов. Это называется нушра, потому что изгоняют этим то, что покрывает разум по причине джинна, изгоняя его (джинна) (из человека)» (аль-Баззар 6709).
Таким образом мы поняли из объяснения сподвижника, что нушра — это когда полагают, что определенный человек одержим джиннами и лечат его.
Получается, что сподвижник объясняет нушра — как лечение от джиннов, а посланник Аллаха ﷺ говорит, что это деяние — является деянием шайтана.
Но почему нушра является делом шайтана? Дело в том, что из Сунны доказана допустимость приписывать шайтану каждое плохое дело. Это обусловлено тем, что всякая плохая вещь, которую совершают люди, совершается по причине его наущения (уас-уас).
Резюмируя можно сказать, что лечить любые болезни человека посредством Корана является правильным и узаконенным в Исламе. Посредством Корана можно лечить как физические болезни, так и психологические. Также Коран по воле Аллаха исцеляет от вреда шайтанов, сихра и сглаза.
Вместе с этим, нельзя утверждать для какого-либо конкретного человека наличие у него джинна, колдовства или сглаза, поскольку это относится к деянию шайтана — нушра, и, утверждая подобное, человек претендует на знание сокровенного, ведь одержимость джинном, сглаз или колдовство — это не грипп и не астма, а поэтому диагностировать подобные вещи люди не могут по причине отсутствия в Исламе на это довода!
Такими деяниями как нушра, арабы занимались ещё до Ислама во времена невежества. Именно по этой причине, в арабском языке издавна принято называть сумасшедшего человека маджнуном — то есть одержимым джинном. Но пришел Ислам и запретил подобные домыслы, после чего сподвижники оставили эти дела и более никогда не занимались ничем подобным.
Так давайте и мы наконец начнем практиковать чистый Ислам, не смешивая его с традициями арабов времен джахилии и теми домыслами, которые придумали и распространили невежественные люди в наши дни.