Чем отличается намаз женщины от намаза мужчины

Ключевым хадисом относительно совершения молитвы является известное высказывание пророка ﷺ, с которым он обратился к сподвижникам:


Наш Telegram канал

وصلوا كما رأيتموني أصلي

«Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я» (Бухари 631).

Из хадиса понимается, что посланник Аллаха ﷺ приказал людям совершать намаз именно так, как совершал его сам пророк. Именно поэтому от сподвижников передается целый ряд хадисов, в которых они детально передают, как пророк ﷺ открывал молитву, как совершал поясной и земной поклоны и так далее.

Добавлять что-то в порядок и способ совершения молитвы является запретным нововведением, поскольку посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ كلَّ بدعةٍ ضَلالةٌ

«Поистине, каждое нововведение — это заблуждение!» (Абу Дауд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджах 43, Ибн Хиббан 5).

مَنْ أَحْدَثَ فِى أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«(Если) кто-то внесёт в это наше дело (в Ислам) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» (Ахмад 6/146 и 270, Бухари 2697, Муслим 1718, Абу Дауд 4606, Ибн Маджах 14).

Нет ни одного аята или достоверного хадиса, в котором бы говорилось, что намаз женщины хоть чем-то отличается от намаза мужчины.

Сподвижники видели, как совершает молитву посланник Аллаха ﷺ, а затем обучали этому других людей, а также членов своих семей, в том числе дочерей и жен.

Ни от одного сподвижника не передается достоверно слов, которые бы указывали на то, что женщин они выделяли в совершении молитвы чем-то от мужчин.

А раз такого различия не сделали Аллах и Его посланник ﷺ, и не упоминали об этом сподвижники пророка, да будет доволен всеми ими Аллах, то кто может утверждать о наличии таких различий после этого?

Таким образом те, кто утверждают о наличии разницы — говорят без довода.

В качестве аргументации на своё мнение они приводят несколько хадисов.

Так, Язид ибн Хабиб передаёт:

Посланник Аллаха ﷺ проходил мимо двух женщин, которые совершали намаз, и сказал им:

إِذَا سَجَدْتُمَا فَضُمَّا بَعْضَ اللَّحْمِ إِلَى الْأَرْضِ فَإِنَّ الْمَرْأَةَ لَيْسَتْ فِي ذَلِكَ كَالرَّجُلِ

«Когда вы совершаете саджда, вам следует прижимать ваше тело к земле, поскольку женщина не подобна мужчине в этом [в совершении саджда]» (аль-Бейхакы в «ас-Сунан аль-Кубра» 3201, Абу Дауд в «Китаб аль-Марасиль», стр. 8).

Как мы видим, этот хадис со слов Язида ибн Хабиба приводит имам ат-Тирмизи в своём сборнике хадисов «мурсаль».

Мурсаль — это априори слабые хадисы с разрывом в иснаде, которые не годятся в качестве довода.

Передается и другой подобный хадис со слов Ибн Умара о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا سَجَدَتِ الْمَرْأَةُ فَلْتَحْتَفِرْ وَلْتَضُمَّ فَخِذَيْهَا

«Когда женщина совершает саджда, ей следует прижимать свое тело (к земле) и прижимать бедра к животу» (Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф» 2777).

Также он приводится в сборниках имамов аль-Бейхакы и аз-Захаби. Однако все версии этого хадиса — слабые и содержат многочисленные дефекты.

Иными словами, ни первое, ни второе изречение — не доказано от пророка ﷺ, а потому не имеют никакого веса, что и делает мнение о существовании различий между намазом мужчины и женщины слабым.